Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:03, дипломная работа
Цель создания системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании другими лицами транспортных средств.
Существовавшая до вступления в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закона об ОСАГО) система возмещения вреда была не способна решить эту задачу эффективно.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 История развития обязательного страхования автогражданской ответственности
1.2 Виды и условия гражданско-правовой ответственности
1.3 Основные понятия страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств
2.2 Стороны договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Заключение и исполнение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
3.2 Расторжение договора, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательство РФ об обязательном
страховании гражданской
1.1 История
развития обязательного
1.2 Виды и
условия гражданско-правовой
1.3 Основные
понятия страхования
ГЛАВА 2. Правовое регулирование обязательного
страхования гражданской
2.1 Договор
обязательного страхования
2.2 Стороны договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ГЛАВА 3. Особенности правового
регулирования реализации правоотношений
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
3.1 Заключение и исполнение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
3.2 Расторжение
договора, обязательного страхования
гражданской ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях
перехода Российской Федерации к
эффективной рыночной экономике
наряду с решением социально-экономических,
организационных и иных проблем
большое значение приобретают проблемы
правового регулирования
Цель создания системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании другими лицами транспортных средств.
Существовавшая до вступления
в силу Федеральный закон от 25
апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской
Становится очевидным, какой
огромный рынок услуг будут обслуживать
страховые организации, получившие
разрешение и соответствующую лицензию
от государства на предоставление платных
услуг в связи с увеличением
количества транспорта и роста заключенных
договоров обязательного
Необходимо отметить, что
в последние годы учеными-цивилистами
и практиками изданы отдельные работы,
касающиеся различных аспектов страхования,
а также правового
Объектом исследования выступают
общественные отношения, возникающие
в сфере правового
Предмет исследования составляют
действующие нормативно закрепленные
особенности правового
Целью работы является комплексное исследование проблем становления действенного механизма правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
Методологическую основу
исследования составили комплексный,
системный анализ норм страхового законодательства
России; изучение федерального гражданского
законодательства, подзаконных актов,
нормативных актов субъектов
Российской Федерации и ведомственных
актов в исследуемой области;
сравнительный анализ теоретических
работ и практики, включая исторический
аспект проблемы; приемы диалектической
и формальной логики при формулировании
основных положений концепции
ГЛАВА
1. Законодательство РФ об обязательном
страховании гражданской
1.1 История развития
обязательного страхования
Многие институты и категории страхового права мы нередко воспринимаем как данные раз и навсегда. Между тем все они прошли определенный путь развития, и жизнь показывает, что для того, чтобы понимать сущность некоторых из них, очень важно знать, как это развитие происходило, то есть на каком этапе этой эволюции данный институт или категория права находятся сейчас, в каком направлении они могут эволюционировать в дальнейшем.
Страхование ответственности
- молодая отрасль страхования, которой
чуть более 100 лет. Развитие страхования
ответственности идет вместе с техническим
прогрессом и подкрепляется различными
законами и нормативными актами, так
как затрагивает практически
все сферы жизни. По утверждению
А.А. Александрова [22, с. 23], суть страхования
ответственности состоит в том,
что страховщик принимает на себя
обязательство возместить ущерб, причиненный
страхователем третьему лицу или
группе лиц. Эта отрасль имеет
большое значение, как для страхователя,
так и для пострадавшего. Если
страхователь причинил кому-либо ущерб,
то его оплачивает страховая компания,
а не сам страхователь. Иногда нанесенный
ущерб может составлять значительную
сумму и в случае отсутствия надлежащего
страхования привести к ухудшению
материального положения
Импульсом для развития страхования
ответственности в качестве самостоятельной
отрасли послужило быстрое
Как утверждает Ю.А. Слептухов, серьезно о страховании автомобилей или, как их тогда было принято именовать, моторных экипажей в Российской империи заговорили в 1910 году, когда в стране и за границей начало активно разрастаться автомобильное движение [74, с. 28]. В это время автомобили стали рассматриваться в качестве не только эффективных средств передвижения, но и причин частых пожаров, повреждений и увечий, хотя тогда институт источников повышенной опасности в гражданском праве еще не сформировался. Поэтому и в Европе, и в России был остро поставлен вопрос о страховании имущественной ответственности владельцев транспортных средств.
Начиная с 1913 г. в России стало
формироваться гражданское
Указанные правила устанавливали, что по договору страхования убытков владельцев моторных экипажей страховое общество обязывалось возместить страхователю убытки, которые возникли для него вследствие несчастных случаев, происшедших при движении или на стоянках включенных в страхование моторных экипажей:
1) убытки, вытекающие из
возникшей у страхователя по
закону имущественной
а) за смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам;
б) за порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащего третьим лицам;
2) убытки от повреждений
и поломки самих моторных
3) убытки от пожара, взрыва
или короткого замыкания
Страхование по пунктам 2 и 3
«Общих условий» распространялось также
на несчастные случаи, происшедшие
с моторным экипажем во время перевозки
его в пределах Европейского материка
и Азиатской России, если только
предусмотренный в пункте 2 убыток
был причинен несчастным случаем, происшедшим
с перевозочным средством. Из этого
следует важный вывод - первоначально
страхование гражданской
Договор носил возмездный характер, так как лицо или учреждение, заключившее со страховым обществом договор страхования (страхователь), обязано было уплатить страховщику страховую премию единовременно за все время страхования или уплачивать страховые взносы в установленные соглашением сторон сделки сроки.
Страховой договор заключался
на основании письменного
Страховщик имел право потребовать от страхователя при подаче объявления уплаты задатка в размере не свыше причитающейся по страхованию первого взноса страховой премии. В случае заключения договора страхования внесенный задаток засчитывался в счет уплачиваемой страхователем премии. Страховая компания выдавала страхователю специальную квитанцию о получении от него задатка. При этом уплата задатка не давала страхователю права на возмещение убытков по несчастным случаям, которые произошли до начала ответственности страхового общества.
В параграфе 8 «Общих условий страхования убытков владельцев моторных экипажей (и автомобилей)» отмечалось, что правление страхового общества вправе отклонить просьбу о страховании без объяснения причин. В тех случаях, когда страховая компания отказывалась от заключения страхового договора или когда желала предложить заключить договор страхования на иных, чем указано в объявлении страхователя, условиях, а тот на это не соглашался, задаток, если он был внесен страхователем, возвращался ему при представлении выданной страховым обществом квитанции.