Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях, когда во все большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действия закона стоимости.
Введение ………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание обязательства из договора возмездного оказания услуг …………5
1.1. Услуга как объект обязательства из договора возмездного оказания услуг ……….5
1.2. Обязанности исполнителя услуги …………………………………………………….9
1.3. Обязанности заказчика ……………………………………………………………......13
Глава 2. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей по договору возмездного оказания услуг. Прекращение договора возмездного оказания услуг…….15
2.1. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей ………………………........15
2.2. Прекращение договора возмездного оказания услуг ………………………………...19
Заключение ………………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы ………………………………………………………26
При оказании услуги продается не сам результат, а действия, которые к нему привели. Таким образом, оказание услуг не создает нового материального объекта, что имеет место в подрядных договорах, не ведет к возникновению вещного права, как при купле-продаже или дарении, и не порождает временного права пользования, как в договоре аренды.
Отсутствие овеществленного результата при оказании услуг определяет еще одну их особенность. Так, исполнитель не всегда может гарантировать достижение положительного результата. Отчасти это связано и с личными особенностями заказчиков, поскольку многие услуги (например, по обучению) заключаются при определенном воздействии на личность заказчика. Учитывая, что люди обладают различными способностями, результат от оказания одной и той же услуги может быть тоже различным.
Таким образом, ключевым признаком услуги, составляющей предмет договора возмездного оказания услуг, является отсутствие овеществленного (материального) результата. Будучи деятельностью (действием) исполнителя, услуга неотделима от источника, от которого исходит, составляя с ним единое целое. Ее ценность состоит в самой деятельности (действиях) исполнителя. Отсутствие результата, отделимого от самой услуги, не означает, что действия исполнителя не способны вообще приводить к какому-либо результату. Полезный эффект услуги может присутствовать, но он не имеет овеществленного воплощения. Оказываемая исполнителем услуга потребляется заказчиком немедленно в процессе самого ее оказания (свойство синхронности оказания и получения услуги). Оказание услуги исполнителем и ее получение заказчиком происходят одновременно. Заказчик не может потребить услугу до ее оказания, равно как исполнитель не может "накапливать" услуги (свойство несохраняемости услуги).9
1.2. Обязанности исполнителя услуги
Из существа обязательств об оказании услуг следует, что основной обязанностью исполнителя по договору является оказание услуги по заданию заказчика услуги. При этом в ст. 780 ГК РФ закреплена обязанность исполнителя лично оказать услуги, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг. Для заказчика услуги, безусловно, имеет значение, кто ему будет оказывать услугу. Однако в одних случаях он заинтересован в исполнителе, а в других - в конкретном исполнителе услуги.
Заинтересованность заказчика в исполнителе обусловливается в первую очередь хорошей репутацией юридического лица, оказывающего услуги. Так, степень доверия к аудиторскому заключению зависит от авторитетности аудиторской компании на рынке аудиторских услуг. Причем заказчику может быть безразлично, какой именно специалист будет готовить это заключение. Но заказчик услуги может быть заинтересован и в конкретном ее исполнителе (враче, адвокате, парикмахере и т.д.).
В последнем случае правило ст. 780 ГК РФ не применяется, так как конкретный исполнитель услуги не является стороной обязательства. Следовательно, обязательство будет считаться надлежаще исполненным, если услугу окажет любой специалист услугодателя. Кроме того, исполнитель вправе привлекать к оказанию услуги и других специалистов на договорных началах.
Правило ст. 780 ГК РФ приобретает значение при совпадении услугодателя и исполнителя услуги в одном лице, что имеет место в тех случаях, когда исполнителем является физическое лицо.
Таким образом, норма ст. 780 ГК РФ в целом не обеспечивает реализацию права заказчика услуги на выбор конкретного исполнителя услуги. В связи с этим трудно согласиться с рассуждениями М.В. Кротова, который полагает, что "...важнейшее значение имеют личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т.п. Поэтому в качестве общего правила в ст. 780 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг".10
Более предпочтительной представляется позиция М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, которые рассматривают правило ст. 780 ГК РФ в качестве исключения из общего правила ст. 313 ГК РФ.11 В соответствии со ст. 313 ГК РФ должник вправе возложить исполнение обязательства на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В силу прямого указания в ст. 780 ГК РФ обязательствам об оказании услуг придается личный характер, т.е. исполнитель не вправе возложить исполнение на третье лицо, что в большей степени соответствует интересам кредитора - заказчика услуги.
При этом заинтересованность заказчика в оказании ему услуги конкретным исполнителем - физическим лицом, являющимся работником услугодателя, может быть обеспечена лишь путем включения соответствующего условия в договор оказания услуг.
Исполнитель обязан предоставить заказчику услугу надлежащего качества. Следует признать, что категория "качество услуги" недостаточно изучена как в экономической науке, так и в науке гражданского права. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие легального определения качества услуги. В ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", утвержденном Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. N 3412, понятия "качество услуги" и "качество обслуживания" разграничиваются. Под качеством услуги понимается совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. Качество обслуживания - это совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих
В обязательствах по оказанию услуг разграничение качества оказания услуги и качества результата услуги имеет весьма существенное значение, так как результат услуг не всегда достижим. В тех случаях, когда результат услуг не гарантирован, самостоятельное значение приобретает качество оказания услуг. При этом под качеством оказания услуг предлагается рассматривать соответствие действий услугодателя при оказании услуг условиям договора или обычно предъявляемым требованиям.
При отсутствии или неполноте условий договора качество выполненной услуги должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода (статья 721 ГК РФ).
Кроме того, законом, иным правовым актом, договором возмездного оказания услуг или обычаями делового оборота для результата оказанной услуги может быть предусмотрен срок, в течение которого он должен соответствовать условиям договора о качестве, предусмотренным пунктом 1 статьи 721 ГК РФ (гарантийный срок).
В соответствии со статьей 716 ГК РФ исполнитель обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить оказание услуги при обнаружении:
- возможных неблагоприятных
для заказчика последствий
- иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят качеству выполняемой услуги либо создают невозможность ее завершения в срок.
Исполнитель, не предупредивший заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, не вправе при предъявлении к нему соответствующих требований заказчиком ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуги, в разумный срок не примет необходимых мер для устранения этих обстоятельств, то исполнитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В случаях, когда услуга выполнена исполнителем с отступлениями от договора возмездного оказания услуг, ухудшившими результат услуги, заказчик вправе потребовать:
- соразмерного уменьшения цены, установленной за услугу;
- оказания услуги
заново с возмещением
Требования об устранении недостатков в разумный срок, а также возмещение расходов на устранение недостатков качества услуги могут применяться в отдельных случаях в зависимости от услуги.
Если отступления в оказании услуги от условий договора возмездного оказания услуг или иные недостатки результата услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В случае, когда на результат услуги не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками услуги, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата услуги, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
В соответствии со статьей 727 ГК РФ сторона, получившая от другой благодаря исполнению своего обязательства по договору возмездного оказания услуг информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (статья 139 ГК РФ), не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
К обязанностям исполнителя, характерным для большинства видов обязательств об оказании услуг, можно отнести и обязанность по обеспечению конфиденциальности информации о заказчике услуги, полученной в ходе исполнения обязательства. Причем данная обязанность может закрепляться как в законе, так и в договоре.
Требования о неразглашении исполнителем информации, полученной им при оказании услуг, содержатся в ст. 857 ("Банковская тайна") Гражданского кодекса РФ, ст. 9 ("Аудиторская тайна") Закона "Об аудиторской деятельности"13, ст. 13 (" Соблюдение врачебной тайны") Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации"14, ст. 8 ("Адвокатская тайна") Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"15, ст. 5 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"16 и др. В них регламентируется правовой режим информации, составляющей ту или иную профессиональную тайну.
Одной из обязанностей исполнителя является обязанность информировать заказчика о потребительских свойствах услуги; цене; гарантийном сроке, если он установлен. Более детальные требования к отдельным видам услуг содержатся в законах и иных правовых актах, посвященных правовому регулированию данных видов услуг.
При нарушении исполнителем своей обязанности о предоставлении информации потребитель в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы за оказанную услугу и возмещения других убытков.17
Обязанность исполнителя услуги по предоставлению потребителю информации шире аналогичной обязанности продавца товара, так как в отличие от последнего исполнитель обязан предоставить информацию не только до заключения договора, но и в процессе его исполнения.
1.3. Обязанности заказчика
Основной обязанностью заказчика является оплата услуг по договору возмездного оказания услуг в порядке и сроки, которые предусмотрены договором.
Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество оказываемой исполнителем услуги, не вмешиваясь в его деятельность.
Если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора возмездного оказания услуг или выполняет услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время оказания услуги станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении в назначенный срок этого требования отказаться от договора (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
Заказчик также обязан в случаях, предусмотренных договором, оказывать исполнителю содействие в выполнении услуги. При неисполнении заказчиком этой обязанности исполнитель вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков оказания услуги, либо увеличения указанной в договоре цены услуги.
Исполнитель вправе не приступать к оказанию услуг, а начатые действия приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору возмездного оказания услуг препятствует надлежащему исполнению им договора, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В связи с тем что исполнитель оказывает услуги, совершая определенные действия или осуществляя определенную деятельность, которая неотделима от его личности, завершение таких действий или соответствующей деятельности означает исполнение по договору. Поэтому в ст. 779 ГК РФ не указывается на обязанность заказчика по принятию результата услуги. В законе также нет указаний относительно обязанности исполнителя сдать заказчику результат услуги. Из этого можно сделать вывод о том, что порядок приемки, подробно урегулированный п. п. 1, 6, 7 ст. 720 ГК, не применяется к отношениям сторон договора возмездного оказания услуг, поскольку противоречит особенностям предмета этого договора.
Информация о работе Обязательства из договора возмездного оказания услуг