Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:42, курсовая работа
Актуальность исследования. До настоящего времени на периферии внимания российской науки оставалась проблематика взаимодействия власти с молодежными организациями и движениями, несмотря на то, что молодежная политика выступает частью внутриполитического курса современной России. Возникновение исследовательского интереса к данной проблематике обусловили изменения во взаимоотношениях власти и молодежи, происходящие в современной российской практике.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения основ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций……………6
1.1. Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством……………………………………………………………………...6
1.2. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики……………………………14
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций……………………………………………………………………..22
2.1. Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти………………………………………………..22
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации……………………..27
Заключение………………………………………………………………
Организация Объединенных Наций в своих документах выразила краткую формулу молодежной политики тремя основными понятиями: «участие, развитие, мир». «Участие» подразумевает вовлеченность самой молодежи в выработку и реализацию государственной политики, «развитие» - направленность государственных программ на развитие человеческого потенциала, долговременные инвестиции в молодое поколение, на создание гарантий его профессионального становления, защиту семьи и здоровья. «Мир» - необходимое условие нормального развития страны и общества.
Реализацию всех этих приоритетов молодежной политики органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют совместно с молодежными организациями. Однако взаимодействие государства с молодежными организациями не исчерпывается совместным проведением тех или иных мероприятий. Государство на конкурсной основе оказывает прямую поддержку существующих и содействие появлению новых общественных объединений молодежи.
В целях эффективности взаимодействия с общественными объединениями Министерством образования РФ подготовлены и заключены соглашения о сотрудничестве с рядом общероссийских общественных организаций: Национальным Советом молодежных и детских объединений России, Российским Союзом Молодежи, Ассоциацией студентов и студенческих объединений, Ассоциацией учащейся молодежи «Содружество», общероссийской общественной организацией «Интеграция». [22, с.27]
Государственные органы по делам молодежи способствуют молодежным организациям в обучении молодежных лидеров. Лидеры организованных групп молодежи составляют главный ресурс для пополнения российской политической, административных и других элит. Целенаправленная работа государственных структур по поощрению их инициативы и подготовке наиболее способных из них для работы в структурах власти – залог стабильного поступательного развития страны. Так, в некоторых республиках уже многие годы реализуется программа «Лидер». Основными ее целями являются: поиск и подготовка лидеров для детских и молодежных общественных организаций и объединений; развитие, воспитание и обучение социально активных молодых кадров в сферах экономики, бизнеса, политики и управления. Созданы Республиканские школы молодого лидера, в которой используются интенсивные методы обучения, управленческие, деловые, имитационные, ролевые игры, тренинги, конкурсы, дискуссионные клубы, творческие мастерские, теоретические и практические занятия. Действуют городские и районные школы молодых лидеров, школа менеджмента, молодежный бизнес-клуб. С участием лидеров и представителей общественных объединений создаются общественные советы, «круглые столы», координационные советы, в компетенции которых вопросы молодежной политики и взаимодействия государственных органов и общественных объединений [27,с.36]
Важным направлением реализации молодежной политики государства является активное сотрудничество и участие в выработке направлений молодежной политики вместе с международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Союза и др.). Госкоммолодежи России активно работает в Межправительственном комитете по сотрудничеству в молодежной сфере Совета Европы, с Европейскими Молодежными Центрами в Страсбурге и Будапеште, руководством Европейского Молодежного Фонда. В программе международных молодежных обменов участвуют не только специалисты государственных органов власти, но и представители молдежных объединений России. [6,с.34]
С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в главных чертах подтвердила верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне, впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию систематического корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовалось программирование деятельности государства в области государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.
С другой стороны, меры государственной молодежной политики все это время отодвигались назад, откладывались на будущее под давлением финансового кризиса, но в большей мере как следствие недооценки органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющегося представления о затратном характере вложений в молодежь. По-прежнему молодежь воспринимается как социально ущербная группа, а ее поддержка в незначительной степени является стимулированием инициативной, инновационной деятельности молодых россиян, их общественных объединений.
Многие общественные проблемы осмысливаются при принятии управленческих решений без учета того, что это проблемы, затрагивающие интересы преимущественно молодежи. Таковы основные вопросы государственной демографической политики, государственной семейной политики. Слабо учитывается в мероприятиях федеральной миграционной политики то, что почти половину всех прибывших в Россию и выбывших из страны составляют молодые люди от 14 до 29 лет. [29,с.12]
В последнее годы в России идея формирования и реализации новой молодежной политики получает все большую поддержку со стороны государства и общества.
Обществом признается социальная значимость молодежных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели. [15,с.22]
На встрече с активистами молодежных движений России глава государства В.В.Путин пообещал поддержку молодежным организациям: «Если потребуется помощь моя или правительства, мы, конечно, это сделаем». В.В.Путин призвал крупные молодежные организации помогать своим региональным коллегам. Он напомнил, что в России действует около 100 общероссийских и более 20 тысяч региональных детских и юношеских организаций. Глава государства позитивно оценил проведение Молодежного форума: «Надо такие мероприятия тиражировать, надо другим организациям помогать проводить их», - сказал Путин, предложив подумать о проведении слетов подобного тому, что организован на Селигере и в других местах.
В то же время анализ российского законодательства, основных направлений государственной молодежной политики на современном этапе и механизмов их реализации, осуществленный во второй главе настоящей работы, позволяет сделать вывод, что государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.
Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.
Очевидно, что единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость в котором признается и учеными и практиками.
Вселяет надежду только что утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. В введении министерства, согласно Указу, находится Федеральное агентство по делам молодежи, в которое преобразован Государственный комитет РФ по делам молодежи.
Процесс становления политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране в ближайшее время подойдет к завершению.[3,с.8]
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций
2.1. Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти
В настоящее время все более актуальной становится вопрос: «А велика ли сегодня роль молодежных организаций в формировании гражданского общества? Насколько в этом заинтересовано государство? Насколько эффективно взаимодействие государственного и общественного сектора в обеспечении молодежной политики?» И если объективно оценить сегодняшний момент в целом с точки зрения развития общества, ответы неутешительные.[22,с.31]
Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций:
- отношение в целом к молодежной политике, которая по-прежнему остается на периферии деятельности государства;
- часто отношение органов власти к общественным организациям носит конъюнктурный характер, обусловленный, в частности, их степенью поддержки в избирательных кампаниях;
- отсутствие ряда позиций в законодательстве, регулирующих формы взаимодействия органов власти и общественных структур, способов общественного контроля;
- отсутствие механизмов и технологий, позволяющих молодежи (через своих лидеров или иными способами) принимать участие в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность.[23,с.55]
Отсюда по-прежнему низки ожидания молодежи от государства, вызывают недоверие органы власти, прежде всего, федерального уровня, остается общественной проблемой то, что четверть молодых россиян не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России, почти половина 15-17 летних хотели бы родиться в другой стране.
Сегодня динамика развития отношений молодежных организаций с государством, пожалуй, начинает носить оптимистический характер. Существует достаточно проработанная нормативная база взаимодействия, во всяком случае, на федеральном уровне; качественно сформирован Федеральный реестр молодежных и детских объединений, имеющих право на государственную поддержку; сложились плодотворные рабочие отношения практически всех наиболее значимых молодежных организаций с Госкомитетом РФ по молодежной политике, с Министерством образования. Впервые за много лет можно говорить об удовлетворительном финансировании президентской программы «Молодежь России». [36,с.4]
Устойчивые ниши заняли такие общероссийские организации как Союз МЖК, студенческие профсоюзы, Федерация детских организаций, Молодежный союз юристов, Ассоциации студенческих организаций и учащейся молодежи РСМ, Детские и молодежные социальные инициативы, Российский Союз Молодежи. Все эти организации имеют четкую структуру, достаточно подготовленные управленческие кадры, стремление к конструктивному взаимодействию, социально значимые программы. Так, официально признаны и государственными органами и партнерскими организациями такие программы Российского Союза Молодежи как «Российская студенческая весна», «Лидер2, студенческий лагерь «Рост», молодежная дисконтная система «EURO<26», программа профилактики наркомании и алкоголизма «Спасибо, нет», патриотические программы. Практически во всех социальных группах молодежи растет интерес к объединению в общественные организации на равноправной основе. [22,с.45]
Пути к более эффективному взаимодействию государства и молодежных объединений по формированию гражданского обществ.
Прежде всего, надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации.
Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества. Создание любой новой организации сверху гарантирует конфликт в молодежном движении и противодействие существующих организаций. Часто встречаются попытки создания различных союзов, хотя и на международном, и на общероссийском уровне официально признана зонтичная структура, объединяющая большинство молодежных и детских объединений, а также региональных «круглых столов» - Национальный совет молодежных и детских объединений.
Стабильность и предсказуемость. Поэтому сегодня задача номер один - сохранить Госкомитет РФ по молодежной политике и желательно, без резких кадровых изменений.
Необходимо официально ввести в общеотраслевой статистический классификатор такой институт как «Молодежная организация». В противном случае, сложно решать конкретные задачи на местах, например, по налоговым льготам на муниципальном уровне.
Одним из краеугольных камней и государственной, и молодежной политики является подготовка кадров. Общественная социальная практика - лучшая школа организационной культуры, умения вести дело и диалог, работать с людьми, находить компромисс и консенсус - т.е. этапов социализации молодежи, а в конечном счете, становления правового государства и гражданского общества.
Тем не менее, кадры молодежных организаций нередко недооцениваются. Например, Президентская программа подготовки кадров - только для специалистов народного хозяйства, Академия государственной службы тоже не готовит резерв для государственных органов, а только чиновников. Хотя практика показывает, что эффективно и квалифицированно решать проблемы молодежной политики на федеральном уровне сегодня способен лишь узкий круг специалистов, прошедших соответствующую практическую школу либо в госорганах по делам молодежи, либо в крупных молодежных организациях.
Лидеры организованных групп молодежи составляют главный ресурс для вертикального пополнения российской политической, административной и других элит. Целенаправленная работа федеральных структур с этой категорией молодых людей, направленная на отбор и подготовку наиболее способных из них для работы во властных структурах - залог стабильного поступательного развития страны. В качестве конкретного инструмента можно предложить выделение бюджетных средств на работу с лидерами общественных организаций в рамках ведомственных программ подготовки кадров.[10,с.39]
Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России