Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:42, курсовая работа
Актуальность исследования. До настоящего времени на периферии внимания российской науки оставалась проблематика взаимодействия власти с молодежными организациями и движениями, несмотря на то, что молодежная политика выступает частью внутриполитического курса современной России. Возникновение исследовательского интереса к данной проблематике обусловили изменения во взаимоотношениях власти и молодежи, происходящие в современной российской практике.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения основ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций……………6
1.1. Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством……………………………………………………………………...6
1.2. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики……………………………14
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций……………………………………………………………………..22
2.1. Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти………………………………………………..22
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации……………………..27
Заключение………………………………………………………………
Необходимо решить вопрос о представительстве крупных общефедеральных общественных организаций в Межведомственной правительственной комиссии, возобновлен вопрос о координационном совете по делам молодежи при Президенте РФ, создать общественный экспертный совет из специалистов и ученых, занимающихся молодежной проблематикой, лидеров ведущих молодежных объединений. Для чего он нужен? Совет в соответствии со специально разработанной процедурой, минимизирующей возможности лоббирования тех или иных политических интересов, проводит в режиме мониторинга экспертизу программ и мероприятий всех основных участников политического процесса с точки зрения интересов молодежной политики.
Необходимо оздавать условия и возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.
Пока мы будем жить в обществе с «перевернутой пирамидой», когда основные усилия в воспитании и социализации идут на преодоление негативных последствий, а не на их профилактику, развитие альтернативного образа жизни, - кардинальных изменений в молодежной ситуации не произойдет.
Я разделяю точку зрения ректора Института молодежи, профессора И.М.Ильинского о том, что особенность новой концепции молодежной политики в том, что она состоит из двух крыльев: государственного и общественного. «Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а так же практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа». [12;65]
Особая роль в консолидации усилий должна принадлежать Национальному совету молодежных и детских объединений, и объединять усилия всех входящих в Национальный совет организаций в течение каждого года на одной глобальной проблеме.
Требуется осознать связь государственной и общественной молодежной политики, нужно понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России гражданского общества. Нельзя думать, что гражданское общества свалится с неба. Его надо создавать тем, кто считает себя гражданином и патриотом своей страны.[28;27]
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации
Все более важное значение в настоящее время принимает вопрос о степени эффективности взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными организациями». [16,с.24]
Основной целью исследования является сбор и анализ информации об эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений прогноз развития ситуации и выработка рекомендаций по улучшению взаимодействия.
Методами исследования являлись теоретический анализ литературы, социологический анализ анкетирования, проведенный в сентябре 2012 года в Тюмени, анализ документа «Отчет деятельности молодежных организаций за 2012 год», анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации.[17;8]
В анкетировании приняли участие представители 16 молодежных общественных объединений, всего 20 человек. Характеристики опрашиваемых:
60% - руководители общественных объединений, 40% - активные участники.
80% - старше 23х лет, 20% - в возрасте от 18 до 22 лет.
70% - участвуют в общественной деятельности более 3 лет, 20% - от года до трех лет и 10% - менее года.
В результате исследования была выявлена степень эффективности взаимодействия молодежных организаций и органов власти в современной России. Были предложены меры по улучшению эффективности данного взаимодействия.
Целью анализа анкетирования было выяснить насколько в России в настоящее время развиты связи органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями; каковы их наиболее типичные формы; с какими трудностями сталкиваются общественные организации, желающие сотрудничать с властью; что препятствует развитию межсекторного взаимодействия.
Если характеризовать общее состояние межсекторного взаимодействия, то 50% из числа опрошенных заявили, что они считают неэффективным взаимодействие с властными структурами, 40% затруднились ответить и всего 10% считают взаимодействие эффективным. Подобные данные не следует рассматривать как некий положительный результат, подтверждающий благополучие данной сферы. Напротив, итоги опроса позволяют говорить о неразвитости межсекторного взаимодействия и необходимости коренных изменений в этой области.
Эффективной работе с молодежными общественными объединениями мешает то, что органы власти не имеют актуальной информации о деятельности объединений.
В процессе исследования был опрошен специалист с 10-летним опытом работы с молодежными общественными объединениями. Он отметил, что управление в своей работе с молодежными общественными объединениями руководствуется законодательными актами и «постановлениями главы». Специально разработанные документы (концепции, стратегии, положения) также отсутствуют.
Характеризуя взаимодействие с молодежными общественными организациями специалист отметил, что оно тесное (ежедневное), но с ограниченным кругом объединений (10 наиболее активных организаций). Инициатива в общении принадлежит и управлению и общественным объединениям. В качестве негативного момента было отмечено, что отсутствуют обращения от новых (недавно созданных) молодежных общественных объединений (4 контакта за 7 месяцев). Также за последние годы было отмечено снижение количества контактов со студенческими молодежными общественными организациями.[35,с.10]
Я думаю, что молодежные общественные объединения больше всего нуждаются в информационной поддержке (распространение информации о проводимых мероприятиях, вовлечение новых членов в ряды организации), проведении совместных проектов.
Именно поэтому в качестве мер повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений, я предлагаю информировать молодежные общественные объединения о возможностях взаимодействия, проводить регулярные встречи, распространять информацию в печатных средствах массовой информации.
Анализ итогов исследования в целом показал, что взаимодействие органов власти и молодежных общественных объединений в настоящее время не эффективно. Многие общественные организации совсем не взаимодействуют с органами власти в процессе своей деятельности, функционируя автономно. Причина неразвитости межсекторного взаимодействия, исходя из результатов исследования, заключается в том, что многие молодежные общественные объединения попросту не знают о возможности обратиться за поддержкой к властным структурам и порядке такого взаимодействия. Кроме того организации слабо информированы о мерах, принимаемых государством для развития общественного движения, равно как и власть имеет слабое представление о работе общественных организаций. Представители органов власти также указывают в качестве причин неэффективности взаимодействия низкую информированность о характере деятельности молодежных организаций.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации и непринятие специальных мер может привести к увеличению информационного разрыва и возникновению дополнительных барьеров между молодежными общественными организациями и органами власти, и это существенно снизит степень эффективности взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
Итоги исследования позволяют прийти к выводу о необходимости включения новых форм взаимодействия с общественными объединениями в деятельности органов власти. В то же время одной из наиболее эффективных мер повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений может стать организация молодежного координационного центра и разработка документов регламентирующих порядок взаимодействия власти и молодежных организаций на городском уровне. [32,с.43]
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
- личные контакты молодежных
организаций с представителями
органов власти смогут
- необходимо проводить на
- необходимым является создание молодежного центра, который будет осуществлять координационную, организационную и материально-технические функции по отношению к общественным организациям и молодежи города, проводить двусторонние встречи, собрания с органами власти и молодежными общественными объединениями. Кроме того, центр может заниматься информационным освещением, продвижением в молодежную среду молодежных организаций и осуществлять поддержку творческой и талантливой молодежи.[13,с.11]
Проведенный анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации, позволяет выработать ряд практических рекомендаций для повышения эффективности принимаемых мер в данной сфере:
- действующее законодательство
в сфере молодежной политики
нуждается в качественном
- представителям малого и
- молодежным общественным
- политическим партиям
- департаменту по делам
- департаменту рекомендуется
- департаменту по делам
Таким образом, региональные органы по делам молодежи должны оказывать материальную, финансово-техническую и организационную поддержку организациям, пропагандирующим «здоровый патриотизм». Ведь именно молодежные политические объединения обладают уникальным идеологическим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в молодежной социальной среде.[14,с.44]
Становление в РФ российской государственности, формирование цивилизованной партийной системы, появление сильных политических партий ставят перед научным сообществом важные вопросы по осмыслению политической действительности.
В процесссе изучения значительного массива источников, монографий, журнальных статей и публикаций [1, с.4] автор пришел к выводу, что оптимизация политической системы России объективно связана с процессом модернизации основных институтов современного российского общества, если быть точнее, института президентства, института исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.
Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России