Органы власти и молодежные организации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. До настоящего времени на периферии внимания российской науки оставалась проблематика взаимодействия власти с молодежными организациями и движениями, несмотря на то, что молодежная политика выступает частью внутриполитического курса современной России. Возникновение исследовательского интереса к данной проблематике обусловили изменения во взаимоотношениях власти и молодежи, происходящие в современной российской практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения основ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций……………6
1.1. Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством……………………………………………………………………...6
1.2. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики……………………………14
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций……………………………………………………………………..22
2.1. Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти………………………………………………..22
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации……………………..27
Заключение………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Органы власти и молодежные организации в современной России.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Однако, на наш взгляд, гибкость, открытость и динамичность развития политической системы, в том числе, зависят и от политической культуры постепенно формирующегося в России гражданского общества. Важным условием успешного функционирования гражданского общества являются независимые добровольные объединения граждан. Именно в таких общественных объединениях происходит процесс «созревания» граждански активных личностей.

Главная цель прогрессивных молодежных общественно-политических организаций, действующих в русле требований и рекомендаций гражданского общества, заключается в активизации социального развития молодежи, то есть в повышении ее социальной субъектности, активизации социального участия на основе самоопределения и укрепления гражданских идентичностей, предотвращении тенденций социального отчуждения.

По мнению ряда российских исследователей [5,с. 6], своевременное обращение государства к молодежи в начале прошлого десятилетия, создание молодежных общественно-политических организаций, поддерживающих политический курс Президента РФ и Правитель-ства, позволило объединить многих активных молодых людей вокруг идеи возрождения страны на основе принципов рыночной экономики и инновационного характера развития.

На наш взгляд, оптимизация политической системы современной России и одновременно интеграция молодежных политических организаций в нее будет зависеть от двух важнейших и взаимосвязанных между собой процессов. К ним относятся, с одной стороны, действия органов власти всех уровней, совершаемые под влиянием деятельности молодежных общественно-политических организаций, а с другой стороны – процессы самоорганизации молодежной среды, в том числе, оказывающие воздействие на развитие политической системы государства.

Оосновные направления оптимизации политической системы, которые в определенной степени пытается реализовать политическая власть в связи с активизацией молодежных общественно-политических организаций и которые, на наш взгляд, государству предстоит осуществить уже в ближайшее время.

В первую очередь, отметим постепенное привлечение молодежи к решению общероссийских проблем, установление партнерских взаимоотношений между государством и молодым поколением.

На сегодняшний день можно констатировать достаточно активную позицию государства в отношении налаживания социального партнерства между органами власти и молодежными общественными объединениями. Закрепление на законодательном уровне обеспечения государственной поддержки молодежных общественных организаций и объединений [27,с.11] говорит о признании органами власти особого значения процессов самоорганизации молодежи, их приоритетной роли в вопросах социального становления молодого поколения. Это может быть обусловлено пониманием со стороны государства того факта, что прочные партнерские отношения во взаимодействии власти и общественных структур выступают главным условием развития гражданского общества и молодежного общественного движения.

Однако это должно быть равноправное партнерство, где абсолютно все участники – как органы власти, так и молодежные общественные организации – берут на себя равную ответственность за результат совместной работы и имеют равные права.

Включение молодежных общественных организаций в совместную работу с органами государственной власти и местного самоуправления с молодежью способствует повышению эффективности системы управления молодежной политикой в целом. Это обеспечивает поддержку молодых людей в преодолении административных барьеров, позволяет рационально и эффективно осваивать бюджетные и внебюджетные средства финансирования социальных программ и проектов в молодежной среде, усиливает социальную защиту молодежи.

Таким образом, укрепление партнерских взаимоотношений между государством и молодежными организациями в решение социальных проблем молодежи не только оправданно, но и представляется высокоэффективным. С одной стороны, молодежные общественные организации повышают свой статус, обретают возможности для достижения своих целей по решению проблем молодежи, с другой стороны – органы государственной власти получают дополнительные рычаги воздействия на социальные проблемы, а также возможность слышать и слушать молодежь, повышать уровень ее активности. В свою очередь, молодое поколение получает более эффективную, ориентированную на ее интересы государственную политику, возможность непосредственно участвовать в решении своих проблем и проблем своего региона.

Следующим немаловажным направлением деятельности органов государственной власти, оказывающим влияние на политическую систему, является усиление работы в направлении политической социализации молодого поколения, приобщение к активной политической деятельности, наделение некоторой части молодежи законотворческой инициативой и властными полномочиями.

Здесь мы, прежде всего, подразумеваем распространенное в регионах предоставление квот для участия молодых людей в деятельности законодательных и исполнительных органов власти и местного самоуправления; проведение молодежных праймериз (внутрипартийного голосования) большинством политических партий, а также совместную с молодежными общественными организациями разработку законов и нормативных актов, регулирующих вопросы молодежной политики; наделение молодежных парламентских структур законодательной инициативой.

На государственном уровне происходит осознание важности рекрутирования молодежной политической элиты, поиск форм цивилизованного диалога с молодежью, общей платформы взаимодействия, как в коммуникационном, так и в институциональном пространстве. Это особенно важно сейчас, когда стремительно растет уровень оппозиционных настроений среди молодежи и более четко и жестко проявляется разделение между молодыми людьми, стоящими на проправительственных позициях и их идеологическими противниками. Однако, несмотря на существенные сдвиги во взаимоотношениях государства и молодого поколения, реальные результаты в решении молодежных проблем, органам власти еще предстоит проделать серьезную работу по созданию экономических, правовых, организационных условий и гарантий для самореализации российской молодежи.

Поэтому следующим направлением оптимизации политической системы, по нашему мнению, являются институционально-функциональные изменения. Здесь мы подразумеваем не столько создание новых институтов, сколько трансформацию уже имеющихся.

В этом смысле весьма эффективным могло бы стать усиление позиций и расширение функциональных обязанностей постоянно действующих совещательных и координационных структур (Советов по молодежной политике), формируемых при полномочных представительствах Президента в федеральных округах, а также при органах исполнительной власти в субъектах РФ.

Помимо непосредственной экспертной оценки законопроектов и программ, касающихся вопросов формирования и реализации государственной молодежной политики, мониторинга и анализа реализации молодежной политики в федеральных округах, в компетенцию данных структур могут быть включены функции информационно-консультативной поддержки молодых людей, социологического изучения молодежной среды.

Таким образом, с одной стороны, данные структуры будут выполнять функцию одного из механизмов эффективной обратной связи политических и социальных институтов по проблемам молодежной политики, а с другой – станут ближе к молодежной целевой аудитории, оказывая реальную консультативную и практическую помощь. Кроме того, молодежные советы при полномочных представительствах Президента в федеральных округах, а также при органах исполнительной власти в субъектах РФ, могли бы разработать для тех органов власти, в чьей юрисдикции они находятся, необходимые рекомендации по принципам формирования государственной молодежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Во взаимоотношениях государства и общества одно из важнейших мест занимают взаимоотношения государства с молодежными организациями. Это обуславливается особой ролью молодежи в современном обществе, развивающемся стремительно и с необходимостью ориентированном на инновации. «Настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (не-зрелость, не-разумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более, чем когда-либо, открыт Новому, не зациклен на Старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» - считает ректор Института молодежи И.М.Ильинский. [11;23]

Сложившаяся в начале 1990-х гг. политическая и социально-экономическая ситуация в государстве способствовала активному формированию молодежной политики и развитию молодежных общественных и политических организаций и движений. С одной стороны, социально-экономические условия, в которых оказалось молодое поколение, характеризовались утратой прежнего, советского, уровня благосостояния и ощущения стабильности.

С другой стороны - многое было утрачено и в политической сфере. Государство перестало выступать гарантом минимального обеспечения жизни молодых граждан, объявив, что в рамках формирующихся рыночных отношений каждый сам должен найти себе место работы с соответствующим своим запросам вознаграждением. Кроме того, складывалась новая политическая система, что предоставляло возможности для появления новых политических факторов.

Тенденции, обозначившиеся на федеральном уровне, оказывают непосредственное влияние на характер взаимоотношений органов государственной власти с молодежным движением в регионах РФ.

К основным факторам, обусловившим формирование в регионах тех или иных моделей молодежной политики, можно отнести специфику политического режима региона, исторические традиции взаимоотношений государства и молодежи, уровень социально-экономического развития, особенности электоральных предпочтений избирателей.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что основными направлениями оптимизации политической системы под влиянием молодежных объединений могут стать, во-первых, постепенное привлечение молодежи к решению общероссийских проблем, установление партнерских взаимоотношений между государством и молодым поколением.

Это очень важно, поскольку общество и государство должно рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который значительно дороже сырьевых, топливных и финансовых ресурсов.

Во-вторых, усиление работы в направлении политической социализации молодого поколения, приобщение к активной политической деятельности, наделение некоторой части молодежи законотворческой инициативой и властными полномочиями. Государство должно быть заинтересовано в рекрутировании молодежной политической элиты, поиске форм цивилизованного диалога с молодежью, общей платформы взаимодействия.

В-третьих, целесообразно пересмотреть основные функции существующих политических институтов в сфере молодежной политики. Довольно эффективным могло бы стать усиление позиций и расширение функциональных обязанностей постоянно действующих совещательных и координационных структур – Советов по молодежной политике.

 

Библиографический список

Нормативные документы

  1. Аналитический вестник Совета Федерации №4 (321) «Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт». М.,2012. - 58 с.
  2. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991г.
  3. Письмо Министерства образования РФ «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации» от 24.04.2003 г.
  4. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993г. «Основные направления государственной молодежной политики»//Российская газета. -1993.-3 июля.-С.13.
  5. Стратегия государственной молодежной политики в РФ от 18.12.2006г.
  6. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995г. в ред. ФЗ № 19-ФЗ от 02.02.2006 г.
  7. Официальные документы молодежных общественных и политических организаций.

Список литературы

  1. Антипьев К.А. Молодежная политика в системе местного самоуправления / К.А.Антипьев // Молодежь России и Прикамья: проблемы социального развития и пути их решения. Пермь, 2009. - С. 32-33.
  2. Архангельский JI.M. Нравственные идеалы молодежи/ Л.М.Архангельский. М.,2010. - 16 с.
  3. Беляева Н.Ю. Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия/Н.Ю.Беляева. - М., 2007. - 350 с.
  4. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия/З.М.Зотова. -М., 2011-450 с.
  5. Зарифуллин П. Надо любить умных и храбрых. Евразийцев. Электронный документ.: Материалы с портала сетевой войны. - 2011. - 12 августа. Режим доступа:http://www.rossia3.ru/lubitevrazijcev
  6. Иванюк И. «Молодежная политика это дело не только государства»: Беседа с главой Государственного комитета РФ по делам молодежи Т.Новиковой//Красная звезда. - 2007. - 27 августа. - С.З.
  7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика/ И.М.Ильинский. -М., 2011.-С. 584.
  8. Ильинский, И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны//Знание. Понимание. Умение. 2009. - № 3. - С. 5-17.
  9. Истомина М., Сеныпин Е. Переигрывать будущее /М.Истомина, Е.Сеньшин//Эксперт-Урал. 2012. - № 21 - 5-11 июня. - С. 10.
  10. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России / О.М.Карпенко, И.А.Ламанов. М., 2006. - 560 с.
  11. Коренюшкина С.И., Коротеева И.В. К вопросу о социальных аспектах государственной молодежной политики / С.И.Коренюшкина, И.В.Коротеева//Молодежь России на рубеже веков. Березники, 2009. - С. 39-40.
  12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России/В.Т.Лисовский. СПб.,2010. - 519 с.
  13. Лимонов Э.: «Я предупреждаю» Электронный документ.: Материалы с сайта ИА Грани.ру. 2012. - 12 января. - Режим доступа: http://grani.ru/Politics/Russia/rn. 100465.html
  14. Международное молодежное сотрудничество Электронный документ.: Материалы с сайта Российского союза молодежи. Режим доступа: http://www.ruy.ru/camps.html
  15. Милитарев В. Новое молодежное движение должно стать силой, которая будет противостоять революции Электронный документ.: Материалы с сайта kreml.org. 2005. - 01 марта. - Режим доступа: http://www.kreml.org/interview/8019143
  16. Массовые движения в современном обществе/Отв. Ред. С.В.Патрушев. -М., 2010.-340 с.
  17. Молодежь и власть в поисках взаимной опоры: Фрагменты аналитического отчета по результатам всероссийского опроса молодежи//Полития. Зима 2009-2010. - №4. - С.34-47.
  18. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 2010. - 420 с.
  19. Российский союз молодежи Электронный документ. — Режим доступа: http://www.dmp.mgopu.ru/data/460.doc
  20. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ/А.П.Скробов// Социально-политический журнал. 2008. -№3. - С.129-140.
  21. Слуцкий Е.Г. Социальные проблемы молодежи и молодежной политики / Е.Г.Слуцкий. -Спб., 1993.-312 с.
  22. Солдатов С.А. Общественные организации в Российской федерации. Политико-правовое и институциональное исследование /С.А.Солдатов. М., 2009.-314 с.
  23. Седых Г. «Если молодые - глина, то скульптор государство»: Беседа с ректором Московской гуманитарно-социальной Академии И.Ильинским// Российские вести. - 2011. - 21-27 февраля. - С.8.
  24. Савельев В. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных боев. Контакты./ В.Савельев. М., 2011. — 288 с.
  25. Сикевич З.В. Русские: «образ» народа /З.В.Сикевич. СПб., 2010. - С. 119-120.
  26. Слуцкий Е. Взгляд на молодежь с точки зрения прагматика//Студенческая правда СпбГУ. 2011. - №2. - 24 января. - С. 23-34.
  27. Шнирельман В.А. «Чистильщики московских улиц»: скинхеды, СМИ и общественное мнение/В.А.Шнирельман. М., 2012. - 57 с.
  28. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис/Э.Г.Эриксон. - М., 2012.-344 с.

Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России