Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа
Большинство российских и зарубежных специалистов и наблюдателей, которые
анализируют политику в области местного самоуправления в России,1 отмечают
завершение первого этапа реформы местного самоуправления. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации и в 1995-1997 годах основных федеральных и региональных законов и формирование в большинстве регионов муниципальных представительных и исполнительных органов привели к созданию институциональных рамок функционирования местного самоуправления в России, которые, судя по всему, вряд ли претерпят кардинальные изменения в обозримом будущем.
1.Введение 2
2. Исторический экскурс 2
3. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления 6
4. Проблемы становления местного самоуправления и задачи федеральной власти. 10
5. Соотношение органов федеральной власти и местного самоуправления 15
6. Организационные принципы, функции и полномочия органов местного самоуправления, их классификация 18
I. Общие принципы муниципальной организации 19
Классификация по механизму делегирования полномочий 20
Классификация по качеству делегируемых полномочий 21
Классификация по количеству делегированных полномочий 23
II. Организационные модели муниципальных структур 23
Вариант 1 24
Вариант 2 25
Вариант 3 27
III. Проблемы муниципальной деятельности 27
7. Заключение. 29
Список источников: 31
Российской Федерации на принципах демократии и народовластия. Первым шагом в
этом направлении стало принятие в августе 1995 года Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разработка проекта закона
делам национальностей и региональной политики. В мае того же года была создана
объединенная рабочая группа из представителей Федерального Собрания,
Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств, научных
учреждений и общественных организаций, которая продолжила работу над проектом.
На заседании Правительства Российской Федерации 7 июля 1994 года отмечалось:
"...Этот закон является одним из базовых и наиболее важных законов в
государственно-правовой реформе, начатой с принятием новой Конституции, так как
от него зависит в значительной степени создание эффективной системы власти на
местном уровне. На сегодня вопрос о системе местного самоуправления не только
вопрос об эффективности работы местных органов власти, а и вопрос о политической
стабильности в стране...".
22 декабря 1994 г. за подписью
Президента Российской Федераци
закона, разработанный объединенной группой, был внесен в Государственную Думу.
Параллельно с подготовкой
руководством заместителя председателя Комитета И.В.Муравьева на рассмотрение
Государственной Думы был внесен проект с аналогичным названием. На завершающем
этапе подготовки законопроектов появился еще один проект группы депутатов
(координатор А.А.Долгополов), но самостоятельной роли он не сыграл.
15 марта 1995 г. все три проекта стали предметом рассмотрения
Государственной Думой, которая поддержала в первом чтении проект группы
депутатов под руководством И.В.Муравьева.
Выиграв политическое
прекрасно понимали все сложности, которые ожидают их проект при рассмотрении
Советом Федерации и подписании Президентом Российской Федерации, поэтому от
жесткого противостояния сочли целесообразным перейти к максимально возможному
объединению достоинств обоих проектов. Комитетом Государственной Думы по
вопросам местного самоуправления (а дальнейшая работа над проектом
сосредоточилась уже
непосредственно в самом
тома предложений и поправок к проекту закона, поступавшие как от Президента
Российской Федерации, Правительства, федеральных министерств и ведомств,
депутатов Федерального Собрания, органов государственной власти субъектов
Федерации, так и от органов и должностных лиц местного самоуправления,
общественных организаций, научных институтов, ученых и просто заинтересованных
граждан. Всего при подготовке проекта к второму и третьему чтению было учтено
более 2400 замечаний и предложений, в том числе около 1000 поправок от 87 субъектов
законодательной инициативы. Таким образом, итоговый текст закона, принятый
Государственной Думой, можно с полным основанием считать результатом первого
опыта реальной совместной законодательной работы Государственной Думы и
субъектов Российской Федерации.
Перед окончательным
поступили обращения
законодательных органов
Ивановской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Свердловской, Тверской,
Ярославской областей, других субъектов Российской Федерации о необходимости
скорейшего принятия федерального закона по вопросам установления общих
принципов организации местного самоуправления.
Государственная Дума трижды (!) с
поразительным единодушием
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации": в июне - для внесения в Совет Федерации, в июле - в
редакции согласительной комиссии с Советом Федерации, в августе, на внеочередном
заседании - преодолев квалифицированным большинством "вето" Совета Федерации8.
Совет Федерации дважды отклонил закон: сначала - по несогласию с отдельными
положениями, с созданием согласительной комиссии; а после успешной работы
собственной согласительной комиссии, единогласно одобрившей согласованный
вариант закона, - отклонил полностью. Однако 28 августа 1995 г. Президент подписал
закон, направленный ему Государственной Думой после преодоления "вето" Совета
Федерации.
Столь длительный путь от
противостоянием сторонников и противников местного самоуправления как в
субъектах Федерации, так и в Правительстве, Совете Федерации, Администрации
Президента.
С 1 сентября 1995г. (дата опубликования в "Российской газете") Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" вступил в действие.
Основная задача, решаемая данным законом, - обеспечение
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (главное для закона слово!) местного самоуправления,
гарантированной Конституцией Российской Федерации. Это достигается через:
право на самостоятельность
самоуправления для решения
местного значения) и самостоятельность этих органов от
государственной структуры управления (системы органов
государственной власти), реализующей, как правило, интересы
государства "вообще" - то есть
ориентирование органов
самоуправления прежде всего
на интересы населения, их
способность органов местного самоуправления решать проблемы
избравшего их населения (
этого неотъемлемой
гарантиями);
возможность населения и его органов местного самоуправления реально
решать свои проблемы, - то есть
наличие у местного
финансово-экономической базы
распоряжаться.
Таким образом, Федеральный
местного самоуправления в Российской Федерации" - это не только и не столько закон
о самостоятельности местной власти (хотя это, безусловно, важнейшее условие), это
закон о реальных механизмах осуществления народовластия в России. Он устанавливает
порядок реализации прав граждан на местное самоуправление, предоставляет
населению широкую свободу в выборе форм его осуществления, определения структуры
органов местного самоуправления. В законе четко разграничены полномочия органов
местного самоуправления
и органов государственной
обязательные прямые выборы населением органов местного самоуправления.
Из текста закона следуют три
направления реализации его
создание законодательной и нормативной базы местного
самоуправления;
создание организационных
проведение разграничения
(включая землю) между
местного самоуправления.
Эти направления должны
на федеральном уровне - органами
государственной власти
Федерации;
на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти
соответствующего субъекта
на уровне местного
образований и созданными им
органами местного
Но прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен, так
как Конституция Российской Федерации предусматривает, что установление общих
принципов организации местного самоуправления, развивающих конституционные
положения о местном самоуправлении, относится к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов. Ряд наиболее крупных "блоков" вопросов должны быть
разрешены в федеральном законодательстве - это прежде всего вопросы, которые
трудно решаются на уровне области, республики: собственность, земля, финансы,
урегулирование конфликтов между местным самоуправлением и органами
государственной власти субъекта Российской Федерации (первый шаг в этом
направлении сделан законодателем в новом Гражданском Кодексе, где впервые
субъектом гражданских отношений наряду с Российской Федерацией и субъектами
Федерации выступают и муниципальные образования).
Основная же масса
законодательством субъектов Российской Федерации и уставами самих муниципальных
образований, так как при осуществлении местного самоуправления особенно велика
роль местных условий и традиций. В организации местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации не должно быть единообразия. Задача законодателя
заключается в том, чтобы при необходимом многообразии и учете местных традиций в
законодательстве субъектов Российской Федерации не допустить прямого или
косвенного ограничения прав населения на самостоятельное осуществление местного
самоуправления, закрепленное в Конституции Российской Федерации.
Как отмечалось в Послании
Президента Российской
Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" (1997 г.), важнейшее влияние на
развитие и укрепление новой государственности России в предстоящие годы будут
оказывать процессы, связанные с реформой местного самоуправления. От ее успешного
проведения во многом будет зависеть эффективное функционирование всех уровней и
структур власти в Российской Федерации.
До недавнего времени
за последние годы мощном слое муниципальных политиков и руководителей (мэры,
главы местного самоуправления, депутаты муниципальных советов и др.) практически
отсутствовала единая государственная политика и координация работы всех ветвей
власти по становлению местного самоуправления, решению его экономических и
социальных проблем.
В этой ситуации особое
Президента Российской Федерации как гаранта конституционных прав граждан
Российской Федерации. В целях осуществления более эффективного взаимодействия