Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа
Большинство российских и зарубежных специалистов и наблюдателей, которые
анализируют политику в области местного самоуправления в России,1 отмечают
завершение первого этапа реформы местного самоуправления. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации и в 1995-1997 годах основных федеральных и региональных законов и формирование в большинстве регионов муниципальных представительных и исполнительных органов привели к созданию институциональных рамок функционирования местного самоуправления в России, которые, судя по всему, вряд ли претерпят кардинальные изменения в обозримом будущем.
1.Введение 2
2. Исторический экскурс 2
3. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления 6
4. Проблемы становления местного самоуправления и задачи федеральной власти. 10
5. Соотношение органов федеральной власти и местного самоуправления 15
6. Организационные принципы, функции и полномочия органов местного самоуправления, их классификация 18
I. Общие принципы муниципальной организации 19
Классификация по механизму делегирования полномочий 20
Классификация по качеству делегируемых полномочий 21
Классификация по количеству делегированных полномочий 23
II. Организационные модели муниципальных структур 23
Вариант 1 24
Вариант 2 25
Вариант 3 27
III. Проблемы муниципальной деятельности 27
7. Заключение. 29
Список источников: 31
наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления
отнесен к компетенции местного самоуправления и в каждом конкретном случае
определяется в уставе муниципального образования14.
Еще одной возможной
так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых
полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.
И представительные, и исполнительные
органы местного
создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных
полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу (комитеты и
комиссии для решения отдельных вопросов, самостоятельные подразделения местных
администраций, муниципальные организации и предприятия).
Таким образом, делегирование полномочий населения приводит к созданию в
муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного
самоуправления с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания,
качеству и количеству делегируемых им полномочий.
Однако можно выявить и
распространенные схемы построения таких структур.
В основных чертах
исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: " С тех
пор как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и др.)
окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения
муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада
построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме: 1) муниципальный
избирательный корпус, как база, 2) вышедший из его лона распорядительный совет, 3)
исполнительный орган, и 4) на верху этой пирамиды - должностное лицо, облеченное
ролью высшего представителя муниципальной коммуны. Начиная с 20-х гг. этот почти
повсеместно распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был
изменен в ряде стран Европы, где отказались, ради экономии и простоты конструкции,
от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции единолично
высшему должностному лицу муниципального образования или же соединяя как
распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе."
Рассмотрим примерные модели
организации местного самоуправ
могут быть использованы в качестве базовых при определении структуры органов
местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании, с учетом
социальной среды, условий функционирования муниципального хозяйства и
исторических традиций.
Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элементов системы местной
власти - представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного
лица местного самоуправления основываются на следующих основных вариантах
распределения полномочий населения муниципального образования на решение
вопросов местного значения:
Вариант 1: непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются
в различных пропорциях
в компетенции
высшего должностного лица.
Вариант 2: все непосредственно делегируемые населением полномочия
реализуются в компетенции представительного органа.
Вариант 3: все непосредственно делегируемые населением полномочия
реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом
контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством
сходов либо созданием специального выборного контрольного органа).
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от
численности населения муниципального образования и размеров его территории, от
объема и сложности решаемых населением вопросов местного значения15.
основные модели организации местного самоуправления:
Понятно, что осуществление
территориальном муниципальном образовании (районе) с развитой социальной и
технологической инфраструктурой, сложным комплексом муниципального хозяйства
потребует наличия не только представительного органа, устанавливающего общие
правила жизнедеятельности муниципального образования, но и достаточно
самостоятельного оперативного управления и согласования всего комплекса
муниципальных проблем, для осуществления которого и требуется непосредственное
делегирование части полномочий населения соответствующему должностному лицу.
Наделенный в результате прямых выборов населением соответствующей компетенцией
глава муниципального образования получает право не только с большой степенью
самостоятельности осуществлять муниципальное управление, но и оказывать
значительное влияние на процесс согласования неизбежных общественных
противоречий в рамках представительного органа.
Данному варианту
при которой население избирает как представительный орган, так и главу
муниципального образования,
непосредственно и
исполнительные органы и имеющего действенные механизмы влияния на решения
представительного органа (право "вето"). Такая модель иногда условно обозначается
как: " совет - "сильный" мэр".
Приведем примерное
представительный орган (избирается населением непосредственно):
принимает решения, имеющие обязательную силу, в том числе по управлению
муниципальными финансами;
регламентирует
процесс управления
обладает механизмом разрешения противоречий с главой муниципального
образования ( преодоление "вето" главы 2/3 голосов).
глава муниципального
непосредственно):
осуществляет
непосредственное управление
самостоятельно
формирует исполнительные
должностных лиц;
имеет право "вето" на решения представительного органа.
Разновидности этой модели определяются, как правило, объемом полномочий главы
муниципального образования - прежде всего в его отношениях с представительным
органом.
Наиболее типичным способом
представительного органа является избрание его членов через одномандатные округа,
охватывающие всю территорию муниципального образования.
Для небольших муниципальных образований (средних и малых городских,
крупных сельских поселений) наиболее характерна следующая модель организации
местного самоуправления. Все делегируемые населением полномочия реализуются в
компетенции коллегиального представительного органа, состоящего из депутатов,
непосредственно избираемых населением.
Для реализации своих решений
представительный орган
соответствующие исполнительные органы и избирает или назначает соответствующих
должностных лиц, наделяя их необходимой компетенцией16.
Многочисленность средних и
большое разнообразие конкретных моделей организации местного самоуправления по
варианту 2, различающихся прежде всего по механизму реализации исполнительных
полномочий.
В наиболее типичных случаях
исполнительные полномочия
а) высшим должностным лицом, избираемым для этой цели из состава
коллегиального
При этой модели высшее
коллегиального
руководит деятельностью исполнительных органов, согласуя вопросы назначения или
освобождения муниципальных
должностных лиц с
Представительный орган, избирая высшее должностное лицо, сохраняет право решения
кадровых назначений в исполнительных органах, утверждая и отклоняя все назначения
и увольнения, а также осуществляя непосредственный контроль за деятельностью
исполнительных органов;
б) членами коллегиального
комиссия/муниципалитет").
При такой модели население
избирает членов
(муниципалитета), который
является одновременно и
исполнительным органом власти. При этом представительные полномочия
реализуются непосредственно коллегиальным органом. Одновременно каждый из
членов коллегиального органа реализует те или иные исполнительные полномочия,
располагая для этого необходимым административным аппаратом.
В этом случае возможно также наличие высшего должностного лица,
избираемого из числа членов коллегиального органа и наделяемого, как правило,
только представительскими функциями и не имеющего никаких дополнительных
полномочий;
в) муниципальным должностным
лицом, назначаемым
органом с учетом профессиональной подготовленности (модель "совет -
управляющий").
При реализации этой модели коллегиальный орган состоит из членов,
избираемых населением, и осуществляет все традиционные представительные
полномочия. Муниципальное должностное лицо (управляющий) нанимается
представительным органом на контрактной основе и осуществляет исполнительные
полномочия: руководит всей структурой исполнительной власти, производит
назначения и увольнения муниципальных служащих, будучи самостоятельным в
управлении муниципальным хозяйством в пределах, установленных решениями
представительного органа. Управляющий может быть освобожден от должности по
решению представительного органа.
Для всех моделей второго
значением коллегиального органа, важным является обеспечение согласованности
возможных различных общественных интересов. Это в наибольшей степени
обеспечивается путем избрания членов коллегиального органа всем населением
муниципального образования (с созданием одного или нескольких многомандатных
округов).