Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6

1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6

1.2  Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13

ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24

2.1 Потребительские кооперативы 24

2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31

2.3 Фонды 36

2.4 Учреждения 40

2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46

2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Современный период состояния российского гражданского права носит явно выраженный реформаторский характер. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании Гражданского Кодекса Российской Федерации» придал новый импульс развития российскому гражданскому праву и цивилистическим исследованиям. Особый интерес представляют проблемные вопросы реформирования законодательства о юридических лицах. За последние годы вышло несколько монографических и целый ряд периодических материалов, посвященных исследованию сущности юридического лица как важнейшего субъекта гражданско-правовых отношений.

Концепция развития гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., а  также проект Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах аккумулировали все те проблемы, которые были освещены в цивилистических исследованиях и выявлены в правоприменительной практике. Особенно острым вопросом реформирования гражданского законодательства о юридических лицах, на наш взгляд, является проблема совершенствования правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций.

Несмотря на то, что отечественная  юридическая доктрина долгое время  не знала деления юридических  лиц на коммерческие и некоммерческие, следует отметить, что на законодательном  уровне начало регулирования деятельности некоммерческих организаций уходит своими корнями еще в XVIIIв. В 1775 г. Екатериной II был принят Указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. Однако в действительности роль таких организаций еще долгое время носила практически формальный характер, так как все они создавались исключительно по указанию императора. Только с 12 января 1862 г. согласно Высочайшему рескрипту право утверждать уставы общественных организаций, кроме Императора, получили десять институтов государственной власти от губернатора до министра внутренних дел.

В проекте Гражданского Уложения некоммерческие организации, следуя основным положениям доктрины, были выделены в отдельную группу юридических лиц, отличных от коммерческих предприятий. Однако данное Уложение так и не было принято. В советский период классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие отрицалась учеными, так как, по мнению цивилистов того времени, была характерна только для буржуазных правопорядков.

С переходом нашей страны на рыночный путь развития произошла  рецепция теории деления юридических  лиц на коммерческие и некоммерческие. На законодательном уровне это нашло свое отражение в ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г.4 и получило свое дальнейшее развитие в ст. 50 ГК РФ и Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Этот Закон впервые в истории российского гражданского права кодифицировал нормативные основы деятельности некоммерческих организаций.

Объяснить современный всплеск  интереса в российской цивилистике к проблеме некоммерческих организаций весьма просто. Законодательство о некоммерческих организациях в его нынешнем формате характеризуется нечеткостью, неопределенностью, противоречиями одних нормативно-правовых актов другим. Без его кардинального изменения сейчас просто не обойтись.

Некоммерческие юридические  лица являются полноправными участниками  гражданского оборота и характеризуются  определенными особенностями, которые  представляют интерес в качестве объекта исследования.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:

- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,

- исследовать различные  формы некоммерческих организаций  и их особенности.

- изучить правовые положения  некоммерческой организации, рассмотреть  ликвидацию и реорганизацию некоммерческой  организации.

Теоретическую основу проведенного исследования составляют работы ученых Д.А. Сумского, И.А. Покровского и  других. Нормативной основой проведенного исследования является действующее  законодательство Российской Федерации. Методологию дипломной работы образуют: конкретно-исторический, сравнительный, формально-юридический, научно-поисковый, аналитический, синтетический и другие методы.

Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, ставится цель и освещаются задачи, указывается, что является объектом исследования, какова его методология. В первой главе исследуется понятие и признаки некоммерческой организации. Во второй главе рассматриваются формы некоммерческих юридических лиц. В третьей главе рассмотривается правовое положение некоммерческих организаций, и их ликвидация и реорганизация. В заключении приводятся общие выводы. Список использованной литературы содержит изученные при выполнении работы источники.

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций

 

Деятельность некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, Федеральным  законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), а также специальными законами, посвященными отдельным видам некоммерческих организаций. 1

Некоммерческие организации  - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между их участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения общественно полезных целей и наделяются специальной (целевой) правоспособностью. Практически всем некоммерческим организациям законодатель разрешает заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческие организации направляют полученную прибыль на достижение поставленных целей.

Для некоммерческих организаций (за исключением государственных  и муниципальных учреждений, потребительских  кооперативов, товариществ собственников  жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений  граждан) установлен специальный порядок  государственной регистрации в  качестве юридических лиц: внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций  и иных сведений осуществляется регистрирующим органом на основании решения  Федеральной регистрационной службы или ее территориального органа.

Основным учредительным  документом некоммерческих организаций  является устав.

В зависимости от прав участников некоммерческие организации можно  подразделить на три группы (п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ).

1. Некоммерческие организации,  в отношении которых их участники  имеют обязательственные права.  К этой группе относятся потребительские  кооперативы и некоммерческие  партнерства. Они обладают правом  собственности на переданное  им имущество. 

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

Особенностями потребительского кооператива как некоммерческой организации являются:2

1) цель деятельности —  удовлетворение материальных и  иных потребностей участников;

2) распределение доходов,  полученных потребительским кооперативом  от разрешенной предпринимательской  деятельности, между его членами; 

3) участие членов потребительского  кооператива в покрытии понесенных им убытков. Члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

В зависимости от цели деятельности потребительские кооперативы подразделяются на виды (потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные, жилищные накопительные, кредитные, садоводческие, огороднические и дачные потребительские  кооперативы и др.).

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно  полезных целей (социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и т. п.). Как организационно-правовая форма некоммерческих организаций  оно введено Законом о некоммерческих организациях (ст. 8).

Обязательственные права  членов некоммерческого партнерства  заключаются в том, что они  могут получать при выходе, исключении из некоммерческого партнерства  или при его ликвидации часть  его имущества в денежной или  натуральной форме в пределах стоимости имущества, переданного  членами некоммерческого партнерства  в его собственность, за исключением  членских взносов, если иное не установлено  федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Наряду с уставом, который  является основным учредительным документом, может заключаться учредительный  договор.

2. Некоммерческие организации,  учредители которых сохраняют  право собственности на переданное  им имущество. К данной группе  относятся учреждения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера (ст. 120 ГК РФ). Имущество учреждения принадлежит ему на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления, содержание которого определяется в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

В зависимости от того, кто  является учредителем, учреждения подразделяются на частные (созданные гражданином  или юридическим лицом), государственные (созданные Российской Федерацией или  ее субъектом) или муниципальные (созданные  муниципальным образованием). Государственное  или муниципальное учреждение может  быть бюджетным или автономным. Деятельность автономных учреждений регулируется Федеральным  законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об  автономных учреждениях».

Частное и бюджетное учреждения полностью или частично финансируются  собственником их имущества. Они  отвечают по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в их распоряжении. На другое имущество  взыскание не обращается. При недостаточности  денежных средств собственник имущества  частного или бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность  по обязательствам такого учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.3 Если такое имущество приобретено автономным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, то оно может стать объектом взыскания.

Учредительным документом является устав, утвержденный собственником. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, если это право предусмотрено  в его учредительных документах.

3. Некоммерческие организации,  в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных  прав. Такие организации обладают  правом собственности на переданное  учредителями имущество. 

Фонд — это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ).

Фонд использует имущество  для целей, определенных в его  уставе. Фонд обязан ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества. В фонде создается попечительский совет (является органом фонда), который  осуществляет надзор за деятельностью  фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств  фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Особенности фонда состоят в  следующем:

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права