Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что согласно норме  п. 4 ст. 218 ГК это обстоятельство влечет для указанных лиц возникновение  права  собственности  на  данное  имущество,  следовательно,  прекращение  этого  права  для  кооператива.

Поэтому в такой ситуации потребительский кооператив по решению  его общего собрания должен быть либо преобразован  в  иной  потребительский  кооператив (по  совместной  эксплуатации  остающихся  общими объектов) или  в  другую форму  некоммерческой организации (например,  в  товарищество собственников жилья,  садоводческое,  огородническое  или  дачное  некоммерческое  товарищество),  либо  ликвидирован. Потребительский кооператив может  быть объявлен банкротом.

Каждый  член  потребительского  кооператива  вправе  принимать  участие  в  управлении  делами кооператива, в том числе путем  голосования на общем собрании. В  отличие от хозяйственных обществ, при принятии  решений  на  общем  собрании каждый  член  кооператива  независимо  от размера своего паевого  взноса  обладает  только  одним  голосом.  Члены  кооператива  также  имеют  право  избирать  и  быть избранными в состав  исполнительных органов; получать в пользование  часть кооперативного имущества, пропорциональную размеру своего пая и  предназначенную  для удовлетворения  определенных потребностей —  жилищных  и  т.д.  Потребности  членов  кооператива  могут  удовлетворяться  иным  образом, например, за счет первоочередного  предоставления членам кооператива  товаров или услуг, производимых либо оказываемых  самим кооперативом или  созданными им организациями. Член  кооператива вправе  в любое  время выйти из его состава, получив  стоимость своего пая, а в случаях, предусмотренных законом и уставом  кооператива, также иные выплаты.

Согласно  правилам,  изложенным  в  законах  и  уставах  большинства  потребительских  кооперативов, каждый его  член вправе продать,  передать по наследству (в порядке  правопреемства) или иным  образом произвести отчуждение своего пая и тем самым  выйти из состава  кооператива. Вновь  принятый пайщик приобретает права  своего предшественника, включая пользование  соответствующей частью кооперативного имущества.  В  потребительском  кооперативе  пай  может  быть  разделен  между  несколькими  лицами, допустим,  наследниками  умершего  члена,  лишь  в  случаях,  прямо  предусмотренных  законом  и  уставом кооператива  и  не  противоречащих  существу  отношений  по  пользованию  кооперативным  имуществом. Например,  нельзя  разделить  пай,  связанный  с  пользованием  однокомнатной  квартирой,  неделимым  земельным  участком (п. 2 ст. 6 Земельного  кодекса  РФ).  В  таких  случаях  отчуждение  части  пая  не допускается.

Член  потребительского  кооператива  несет  обязанности,  по  уплате  вступительного,  паевого и иных (дополнительных) взносов. Уставом кооператива или решениями общего  собрания часто предусматриваются иные  обязанности членов  потребительского  кооператива,  например,  по  отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности. За невыполнение этих обязанностей пайщик может быть  исключен  из  кооператива по  решению общего  собрания  его членов,  которое может быть обжаловано в судебном порядке.

По общему правилу потребительский  кооператив не получает доходов от своей деятельности. Поэтому одной  из  важнейших  обязанностей  членов  кооператива  является  необходимость  покрывать  убытки, возникшие в  результате деятельности кооператива, за счет  дополнительных взносов. В  случае отказа от внесения  или  неполного  внесения  дополнительного  взноса  виновный  член  кооператива  может  быть привлечен к солидарной с  кооперативом ответственности по его  долгам своим личным имуществом, хотя и в  размере  неуплаченных  сумм  и  только  при  недостатке  имущества  кооператива (п. 4 ст. 116 ГК).

Дополнительные  взносы  по  существу  представляют  собой  форму  ограниченной  субсидиарной ответственности члена потребительского кооператива по долгам последнего. 

Определенную специфику  имеют следующие разновидности  потребительских кооперативов:12   

- жилищные  и жилищно-строительные кооперативы, которые создаются достигшими 18 лет гражданами для удовлетворения своих потребностей в обеспечении жильем  (ст. 114 Жилищного кодекса РФ);

- садоводческие,  огороднические  или  дачные  потребительские  кооперативы,  создаваемые  гражданами на добровольных  началах  в  целях  содействия  своим  членам  в  решении  общих  социально-хозяйственных  задач ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (абз. 5 ст. 1; п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»); 

- кредитные потребительские кооперативы граждан, которые могут быть созданы либо иметь в своем составе в  качестве  членов  не   менее 15 и  не  более 2000 граждан,  добровольно  объединившихся  для  удовлетворения потребностей  в  финансовой  взаимопомощи по признаку общности  места  жительства,  трудовой  деятельности, профессиональной  принадлежности,  любой другой общности  граждан (ст. 4 Федерального закона  от 11 июля 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан»);   

- общества  взаимного  страхования,  осуществляющее  страхование  имущества  и  иных  имущественных интересов своих членов (п. 2, 3 ст. 968 ГК); 

- общины  малочисленных  народов,  хотя  и  объявленные особой  формой  юридического  лица,  но  фактически являющиеся разновидностью потребительского кооператива (Федеральный закон от 6 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской  Федерации»).  Община  есть  своеобразная  форма самоорганизации лиц,  относящихся к малочисленным народам,  ведущим традиционный  образ жизни,  осуществляющим  традиционное  хозяйствование и занимающимся  традиционными промыслами. 

С  одной  стороны,  в  соответствии со ст. 1, 5 «Закона о  потребительской кооперации» - потребительским  обществом, которое может быть  создано  в форме  потребительского  кооператива,  признается  добровольное  объединение  граждан  и юридических  лиц, созданное на основе членства путем  объединения  имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

С другой стороны, основными  задачами потребительского общества являются: закупка у граждан и юридических  лиц продукции сельского хозяйства  и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного сырья с  последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых  продуктов  и  непродовольственных  товаров  с последующей  их  реализацией  через организации розничной  торговли и т.д., что характерно для  коммерческой организации. 

Дело в том, что первоначально  возникшие и развивавшиеся в  качестве потребительских кооперативов потребительские общества в нашей  стране были затем огосударствлены: на них были возложены функции  удовлетворения потребностей сельского (а в 30-х – 50-х гг. прошлого века — и городского) населения в  товарах и услугах (члены самих  потребительских обществ имели  при этом лишь некоторые преимущества в снабжении);  управление  ими было жестко  централизовано  и включено  в единую  общегосударственную систему;  при потребительских кооперативах  и их  территориальных объединениях  были  созданы многочисленные  производственные  предприятия и т.д.  При переходе  к рыночной  организации экономики централизованной  системе потребкооперации удалось во многом сохранить свою прежнюю организацию и задачи.

Поэтому и в нынешней форме  она пока не  может  считаться  системой (добровольным  объединением)  вполне  самостоятельных  потребительских  кооперативов.     

Так можно сказать, что  потребительским  кооперативом  признается  основанная  на  началах  членства  организация, созданная  для удовлетворения материальных и иных  потребностей  участников путем объединения ими имущественных взносов.

Данные виды организаций  создаются  не для  совместной  хозяйственной деятельности, основанной  на личном  труде их участников, а  для удовлетворения материальных и  иных потребностей своих членов.

Процесс создания производится  по  решению  учредителей (членов) производственного кооператива, которыми  могут выступать  как  граждане,  так  и  юридические  лица (коммерческие  или  некоммерческие).

Потребительский  кооператив  обязан  иметь  паевой (уставный)  фонд,  являющийся  минимальной  гарантией  удовлетворения  требований  его  кредиторов. 

Каждый  член  потребительского  кооператива  вправе  принимать  участие  в  управлении  делами кооператива, в том числе путем  голосования на общем собрании.

2.2 Общественные  и религиозные организации (объединения)

 

Согласно ст.117 ГК РФ общественными  и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения  граждан, в установленном законом  порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Основы правового положения общественных объединений закреплены в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о  религиозных объединениях».

Общественные  объединения  представляют  собой  корпоративные (основанные  на  членстве) объединения  граждан,  созданные с  целью  совместного  удовлетворения  различных  нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.  К  числу  общественных  объединений  относятся  разного  рода  творческие  союзы,  добровольные общества,  политические  партии,  другие  аналогичные  объединения  граждан  по  интересам  и  пр.

Общественные  объединения  обладают  правоспособностью,  имеющей  строго  целевой характер.  Они  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность только для достижения своих уставных целей и соответствующую  этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут  выступать  учредителями (участниками)  коммерческих организаций, на которые указанные  ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские  и  пр.),  а  также  коммерческие  банки,  если  их  деятельность  будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о  профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций  должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам  конкретной организации. 

Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его  уставе,  и  не  могут  распределяться  между  его  участниками  или  работниками (п. 3 ст. 26 Закона  о некоммерческих  организациях).  Общественные  объединения  должны  ежегодно  публиковать  отчеты  об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный  доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны  к публичному ведению своих имущественных  дел. 

Общественные  объединения  создаются  по  инициативе  не  менее  чем  трех  граждан,  если  иное  не предусмотрено федеральными законами об  отдельных видах  общественных объединений. Так, религиозные  организации  должны  иметь  в  своем  составе  не  менее 10  граждан.  В  число  учредителей (членов) общественных  объединений  допускаются  юридические  лица,  созданные  в  форме  общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях). 

Учредительным  документом  общественного  объединения  является  его  устав.  Помимо  данных, подлежащих включению  в  устав любого  юридического лица,  устав общественного  объединения должен содержать  сведения  о  целях  его  деятельности,  порядке  принятия  и  выхода  членов  из  его  состава,  о  структуре, порядке избрания и компетенции  органов управления, источниках образования  его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных  видах общественных объединений.  

Источниками образования  имущества общественного объединения  являются вступительные и членские взносы  его  участников,  добровольные  пожертвования,  доходы  от  разрешенной  законом  и  уставом предпринимательской  деятельности,  например,  издательской,  проведения  выставок,  лотерей,  других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики  и пр.  

Как правило, собственником  имущества  является  само общественное  объединение как юридическое  лицо. Однако  крупным общественным  объединениям,  состоящим из первичных  и (или)  иных  звеньев  с правами  юридического лица, закон предоставляет  возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте  права  собственности  на  соответствующее  имущество.  Собственником  может  быть  признано каждое  правосубъектное  звено объединения  в отношении  имеющегося у  него имущества, как  это имеет место  в профсоюзах,  либо  объединение  в  целом,  которое  может наделять свои правосубъектные  звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

Общественные объединения  реорганизуются и ликвидируются  по общим правилам, установленным  для юридических  лиц. Законодательство  предусматривает как добровольную,  так  и  принудительную,  т.е.  по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества  объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению  на цели, предусмотренные его уставом  или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных  объединениях).  Он  не  может распределяться  между участниками организации,  которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами). 

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права