Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Учредители потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, дачных, садоводческих, огороднических объединений, государственных и муниципальных учреждений должны предоставить необходимые документы в налоговые органы, и после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц считаются созданными как юридические лица. В таком порядке создаются все коммерческие организации.
В отношении религиозных
организаций (на которые также не
распространяется ФЗ "О некоммерческих
организациях") действует также
особый порядок регистрации, который
предусмотрен непосредственно ФЗ "О
свободе совести и о
Особый порядок регистрации предусмотрен законодателем применительно к саморегулируемым организациям в соответствии с ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". В соответствии с настоящим Законом саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и ФЗ "О некоммерческих организациях". Вместе с этим законодателем установлено, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Такая формулировка Закона предполагает необходимость двойной регистрации некоммерческой организации: как юридического лица и как саморегулируемой организации. Таким образом, если некоммерческая организация не пройдет вторую регистрацию, то соответственно она не может быть рассмотрена как саморегулируемая организация. В этой связи встает вопрос: а в какой форме будет существовать такая организация? В юридической литературе неоднократно отмечалось, что правовая природа саморегулируемой организации определяется недостаточно четко.8 Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что за саморегулируемой организацией не закреплена конкретная организационно-правовая форма. В ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлено, что саморегулируемые организации - это некоммерческие организации (ст. 3).
Достоинством нового ФЗ "О
саморегулируемых организациях" является
то, что в нем определяются четко
квалифицирующие признаки саморегулируемой
организации, позволяющие отграничить
ее от иных форм некоммерческих организаций
(объединение в составе
Отсюда можно предположить,
что законодателем
Итак, как нами было показано,
применительно к некоммерческим
организациям в зависимости от их
вида и (или) организационно-правовой формы
законодателем установлены
В качестве примера Е.В. Шаклеина показывает различный порядок регистрации для товарищества собственников жилья и для жилищных кооперативов, а также для садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов и для иных форм объединения граждан, предусмотренный ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
С 15 декабря 2007 г. ФЗ "О некоммерческих организациях" действует в новой редакции (в ред. ФЗ от 29.11.2007 N 278-ФЗ "О внесении изменения в ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организациях"), в соответствии с которой названный Закон не распространяет свое действие не только на потребительские кооперативы, религиозные объединения, государственные и муниципальные учреждения, но и на товарищества собственников жилья, на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Соответственно для всех этих видов некоммерческих организаций предусмотрен упрощенный порядок их создания как юридических лиц: необходимо представить соответствующие документы для регистрации в качестве юридического лица в налоговые органы, т.е. не требуется получения разрешения на создание со стороны Федеральной регистрационной службы. Однако, как представляется, регистрирующие органы на практике вновь столкнутся с проблемами.
Так, в соответствии со ст.
4 ФЗ "О садоводческих, огороднических
и дачных объединениях граждан" граждане
в целях реализации своих прав
на получение садовых, огородных
или дачных земельных участков, владения,
пользования и распоряжения данными
земельными участками, а также в
целях удовлетворения потребностей,
связанных с реализацией таких
прав, могут создавать садовые, огороднические,
дачные некоммерческие товарищества,
потребительские кооперативы
Таким образом, порядок регистрации
в настоящее время зависит
не только от организационно-правовой
формы некоммерческой организации,
но и от ее цели создания, что нередко
приводит к противоречиям в ряде
законов. Отсюда можно предположить,
что такой различный порядок
регистрации только усложняет и
без того незавидное положение многих
некоммерческих организаций в обществе
и в экономике. Оптимальным решением
следует, на наш взгляд, признать установление
единообразной системы
Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК). К ним относятся жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, садоводческие, огороднические, кредитные и др. потребительские кооперативы, известные российскому праву еще с начала 20-х гг. XX столетия.
В отличие от производственных кооперативов, потребительские кооперативы создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Поэтому члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы можно сравнить с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц. Вследствие этого граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.
Потребительский кооператив
создается по решению его
учредителей (членов), которыми
могут выступать как граждане,
так и юридические лица (коммерческие
или некоммерческие), если иное
не предусмотрено федеральным
Потребительские кооперативы
не могут создаваться одним
Потребительский кооператив
обязан иметь паевой (уставный)
фонд, являющийся минимальной
гарантией удовлетворения требований
его кредиторов. Паевой фонд
создается за счет взносов
членов кооператива и к моменту
его государственной
Законом и уставом кооператива может быть предусмотрено образование иных имущественных фондов, формируемых за счет взносов его членов. Не исключена возможность осуществления потребительским кооперативом некоторых видов предпринимательской деятельности, например сдача в аренду неиспользуемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, могут распределяться между членами кооператива или направляться на общие нужды (п. 5 ст. 116 ГК). Следует признать, что данная возможность противоречит природе потребительского кооператива как некоммерческой организации и должна быть максимально сужена законодательством.
По общему правилу, высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива является общее собрание его членов. В большинстве случаев оно обладает исключительной компетенцией при рассмотрении вопросов, определенных уставом кооператива, но также правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся его деятельности.
Общее собрание формирует
единоличные и коллегиальные
исполнительные (волеизъявляющие) органы
кооператива, которые вправе решать
все вопросы, не отнесенные к исключительной
компетенции общего собрания. В качестве
постоянно действующего коллегиального
исполнительного органа в потребительском
кооперативе обычно создается правление,
порядок избрания, состав и компетенция
которого определяются уставом кооператива.
Кроме того, в потребительском
кооперативе имеется
Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Специальным основанием их реорганизации либо ликвидации является полное внесение членами кооперативов или иными лицами, имеющими право на паенакопления, паевых взносов за предоставленные им в пользование объекты: квартиру, дачу, гараж, земельный участок и пр.