Лекция 3
ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
План
лекции:
-
Система
документов по защите государственной
тайны.
-
Закон РФ
“О государственной тайне”.
-
Закон РФ
“Об информации, информатизации и защите
государственной тайны”.
-
Система
документов по защите государственной
тайны
По функционально-целевому назначению
документы по защите государственной
тайны подразделяются на следующие основные
классы:
правовые;
организационно-распорядительные;
нормативные;
плановые;
информационные.
Правовые вопросы защиты государственной
тайны закрепляются в самостоятельных
(специальных) правовых документах (актах)
или отражаются в виде отдельных положений
(разделов) правовых документов (актов)
более общего характера.
В правовых документах (актах) определяют
концептуальные, правовые, организационные
и экономические основы защиты государственной
тайны, в том числе:
основные направления государственной
политики в области защиты государственной
тайны;
основные права и обязанности государства,
организаций, предприятий и граждан в
области защиты государственной тайны;
основные органы государственного управления,
ответственные за организацию защиты
государственной тайны, сфера их компетентности;
основные правила и процедуры аттестации
объектов и сертификации средств защиты
информации, а также средств контроля
состояния защиты информации;
основные правила и процедуры лицензирования
деятельности в области защиты государственной
тайны;
виды и формы ответственности организаций,
предприятий и граждан за нарушение требований
по защите государственной тайны;
финансово-экономические основы обеспечения
работ по защите государственной тайны.
Правовые документы в области защиты государственной
тайны включают:
Федеральные законы;
указы и распоряжения Президента Российской
Федерации;
постановления и распоряжения высших
органов исполнительной и судебной властей
Российской Федерации.
К основным законам в области защиты государственной
тайны относятся специальные законы “О
государственной тайне”, “Об информации,
информатизации и защите информации”,
а также более общие правовые акты: Конституция
Российской Федерации, Гражданский и Уголовный
кодексы Российской Федерации, Закон “Об
участии в международном информационном
обмене”, Закон “О федеральных органах
правительственной связи и информации”,
Закон и др. “Об органах Федеральной службы
безопасности в Российской Федерации”
и др.
Организационно-распорядительные документы определяют
состав и регламентируют деятельность
соответствующих органов и служб при организации
и осуществлении защиты государственной
тайны.
По характеру регламентируемых вопросов
(решаемых задач) и продолжительности
действия организационно-распорядительные
документы подразделяют на два вида:
основополагающие (руководящие) документы;
распорядительные документы (документы
оперативного управления).
Основополагающие (руководящие) документы
помимо самостоятельного использования
служат основой при разработке нормативных,
плановых и информационных документов.
Основополагающие (руководящие) документы
по защите государственной тайны являются
в своем большинстве подзаконными актами,
детализирующими и раскрывающими положения
правовых документов. Они устанавливают
основные направления, единые принципы,
порядок организации защиты государственной
тайны соответствующими органами и службами
с приведением их долговременных задач,
функций, прав, обязанностей и мер ответственности.
Основополагающие (руководящие) документы
издаются соответствующими органами государственного
управления, ответственными за организацию
защиты государственной тайны, и являются
обязательными в пределах установленной
при их утверждении сферы действия и области
распространения.
Основными видами основополагающих (руководящих)
документов по защите государственной
тайны являются: концепции, положения,
руководства, наставления, инструкции,
правила.
В концепциях по защите государственной
тайны на основе правовых документов
формируются:
направления государственной политики
в области защиты государственной тайны;
основные цели и задачи защиты;
виды и средства технических разведок,
другие угрозы безопасности государственной
тайны, от которых необходимо защищать
информацию;
принципы осуществления защиты, типовые
методы и способы защиты;
основные направления технической политики
в создании средств защиты информации
и контроля ее эффективности;
принципы отнесения сведений к государственной
тайне и засекречивания этих сведений;
принципы оценки эффективности защиты
государственной тайны, показатели эффективности
защиты.
Положения по защите государственной
тайны издаются на основе правовых
актов и принятых концепций по защите
и детализируют указанные документы, в
основном, по вопросам организации защиты
государственной тайны в конкретном органе
государственной власти (ведомстве) и,
в частности, регламентируют:
основные направления работ по защите
государственной тайны;
структуру органов и служб, ответственных
за организацию и осуществление защиты
государственной тайны, их права и обязанности;
порядок организации и проведения типовых
работ по защите государственной тайны
для основных объектов защиты;
финансово-экономические вопросы обеспечения
работ по защите государственной тайны;
вопросы государственного лицензирования
в области защиты государственной тайны
и др.
Также могут издаваться Положения об органах по защите
государственной тайны и Положения о структурных подразделениях
по защите государственной тайны на
предприятиях и в организациях.
Детальные разъяснения отдельных практических
вопросов по организации и осуществлению
защиты государственной тайны, включаются
в соответствующие инструкции и правила.
Правовые и организационно-распорядительные
документы носят нормативный характер,
вводятся в действие правовым актом, являются
обязательными для исполнения. Поэтому
эти два вида документов также обозначают
общим термином “нормативные правовые
акты по защите государственной тайны”.
Распорядительные документы - документы
текущего (оперативного) управления издают
во исполнение или в дополнение к основополагающим
документам и устанавливают направления,
методы (способы, приемы) организации работ
по защите государственной тайны в зависимости
от возникающих конкретных задач управления
и условий защиты государственной тайны.
Основными видами распорядительных документов
по защите государственной тайны являются
решения, приказы, директивы, распоряжения,
указания.
Нормативные документы (НД) устанавливают
единые требования, нормы и правила защиты
информации, составляющей государственную
тайну, обязательные для исполнения в
пределах установленной при их введении
сферы действия и области их распространения.
Основными видами нормативных документов,
в которых регламентируются вопросы защиты
государственной тайны, являются:
специальные НД Гостехкомиссии России
и других органов государственной системы
защиты информации;
НД государственной системы стандартизации.
Наряду с государственными стандартами
отдельные вопросы защиты информации
для различных объектов защиты регламентируются
в стандартах отраслей, предприятий, а
также в технических условиях на отдельные
виды продукции и в других нормативных
документах.
Видами специальных НД по защите информации
являются:
нормы (например, требования эффективности
защиты от технических разведок);
модели, методики и методические указания
(например, оценки возможностей технических
средств разведки, эффективности мероприятий
по защите, контроля и др.);
рекомендации (пособия, например, по способам
и средствам защиты от технических разведок
и др.);
лицензии предприятиям на право осуществления
работ по защите;
сертификаты соответствия продукции требованиям
по защите государственной тайны;
аттестаты на объекты защиты, средства
защиты информации и средства контроля
эффективности ее защиты.
Плановые документы включают целевые
программы и планы в области защиты государственной
тайны или соответствующие разделы программ
и планов более общего характера, по которым
осуществляется самостоятельное финансирование.
Информационные документы служат
для информационного обеспечения решения
задач организации и осуществления защиты
государственной тайны. По форме представления
информационные документы могут быть
следующих видов:
справочные документы (справочные пособия,
единые исходные данные и др.);
отчетная научно-техническая документация;
учебная и научная литература;
документы служебного делопроизводства
(акты, банки и базы данных, донесения,
журналы и др.).
Структура системы документов по защите
государственной тайны представлена на
схеме 3.1.
2. Закон Российской
Федерации “О государственной тайне”1
ВВЕДЕНИЕ
Закон “О
государственной тайне” вступил в действие
21 сентября 1993 года. В чем состоит причина
принятия этого закона?
Дело в том, что в СССР существовала жестко
централизованная система управления
народным хозяйством, в том числе и при
решении вопросов защиты государственной
тайны. Это было вполне обосновано и определялось
единой формой государственной собственности,
ведомственной системой управления хозяйством.
При таком управлении решения Совета Министров
были обязательны для всех предприятий
и организаций и поддерживались соответствующим
материальным и финансовым обеспечением.
Действовали закрытые документы в области
защиты государственной тайны.
С развитием разнообразных форм собственности,
с отказом от централизованного планирования
и обеспечения система управления процессами
защиты государственной тайны оказалась
нарушенной. Как и все хозяйство страны,
эта система должна строится на новой
правовой и базе. Основа такой базы составил
Закон РФ “О государственной тайне”.
Какова
логика построения этого Закона?
В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ – устанавливается сфера действия закона, основные
понятия и полномочия органов государственной
власти и должностных лиц.
Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений,
которые потенциально могут быть отнесены
к государственной тайне.
В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся
принципы засекречивания сведений, степени
и грифы секретности, указываются сведения,
не подлежащие засекречиванию, излагается
порядок отнесения сведений к государственной
тайне.
Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И
ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание
сведений и их носителей, в том числе при
исполнении запросов граждан, предприятий,
учреждений, организаций и органов государственной
власти.
В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ,
СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется
порядок взаимной передачи сведений органами
государственной власти, предприятиями,
учреждениями и организациями в современных
условиях хозяйствования, а также порядок
передачи сведений, составляющих государственную
тайну другим государствам при международном
сотрудничестве.
Раздел VI - ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает
организационную систему защиты государственной
тайны и формулирует основные положения
механизма защиты. К элементам такого
механизма относятся:
1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной
тайне
2. Ограничения прав должностного лица
или гражданина, допущенных или ранее
допускавшихся к государственной тайне.
3. Организация доступа должностного лица
или гражданина к сведениям, составляющим
государственную тайну.
4. Допуск предприятий, учреждений и организаций
к проведению работ, связанных с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну.
5. Сертификация средств защиты государственной
тайны.
6. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о государственной
тайне.
Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования.
Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему
контроля и надзора.
Таким образом, закон охватывает все стороны
проблемы защиты государственной тайны
от отнесения сведений к государственной
тайне до установления механизма защиты
этих сведений, финансирования мероприятий
по защите сведений, контроля и надзора
за обеспечением защиты государственной
тайны.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Место действия:
1. На территории Российской Федерации
(включая учреждения Российской Федерации
за рубежом).
2. За ее пределами — в силу специфичности
Закона его требования обязательны для
выполнения должностными лицами и гражданами,
осведомленными в государственной тайне,
в том числе и при их выездах за границу
в служебные командировки или по частным
делам.
Время
вступления Закона в силу – с момента
опубликования (с 12 сентября 1993 г.).
Субъекты
правоотношений, деятельность которых
регламентируется:
1. Органы представительной, исполнительной
и судебной властей всех уровней, органы
местного самоуправления.
2. Предприятия, учреждения и организации
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности.
3. Должностные лица и граждане Российской
Федерации, взявшие на себя обязательства
либо обязанные по своему статусу исполнять
требования настоящего Закона (например,
народные депутаты, руководители органов
государственной власти).
В силу ограничительного характера Закона
он должен распространяться только на
сравнительно небольшую часть населения,
добровольно вступившую с государством
в правоотношения по защите государственной
тайны.
Граждане, получившие доступ к государственной
тайне в силу сложившихся обстоятельств
(нашедшие утраченные секретные документы,
например), не должны ограничиваться из-за
этого в своих правах.
Такой подход к возникновению правовой
ответственности граждан в сфере защиты
государственной тайны полностью соответствует
положениям Гражданского кодекса Российской
Федерации (часть 1), определяющего в качестве
основы для правоотношений между физическими
и юридическими лицами наличие заключенного
договора (контракта).
Статья 4. Полномочия органов государственной
власти и должностных лиц в области отнесения
сведений к государственной тайне и их
защиты
Полномочия органов государственной власти
и должностных лиц определены в соответствии
с существующим принципом разделения
функций органов представительной, исполнительной
и судебной властей. Учитывая федеральный
характер Закона, такие полномочия определены только
для федеральных органов государственной
власти.
При этом органы государственной власти
Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного
самоуправления (пункт 4) рассматриваются
в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной
тайне. По этой же причине на уровне
субъектов Федерации разделение функций
между различными ветвями государственной
власти не предусмотрено, а должностные
лица органов государственной власти
субъектов Федерации не наделены полномочиями
по отнесению сведений к государственной
тайне.
Закон устанавливает следующие полномочия:
“1.Палаты
Федерального Собрания:
осуществляют законодательное регулирование
отношений в области государственной
тайны;
рассматривают статьи федерального бюджета
в части средств, направляемых на реализацию
государственных программ в области защиты
государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц
в аппаратах палат Федерального Собрания
по обеспечению защиты государственной
тайны в палатах Федерального Собрания;
2. Президент
Российской Федерации:
утверждает государственные программы
в области защиты государственной тайны;
утверждает по представлению Правительства
Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите
государственной тайны и положение
о ней;
утверждает по представлению Правительства
Российской Федерации Перечень должностных лиц
органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне;
заключает международные договоры Российской
Федерации о совместном использовании
и защите сведений, составляющих государственную
тайну;
определяет полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в Администрации Президента Российской
Федерации;
в пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой.
3. Правительство
Российской Федерации:
организует исполнение Закона Российской
Федерации “О государственной тайне”;
представляет на утверждение Президенту
Российской Федерации состав, структуру
межведомственной комиссии по защите
государственной тайны и положение о ней;
представляет на утверждение Президенту
Российской Федерации Перечень должностных
лиц органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне;
устанавливает порядок разработки Перечня
сведений, отнесенных к государственной
тайне;
организует разработку и выполнение государственных
программ в области защиты государственной
тайны;
определяет полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в аппарате Правительства Российской
Федерации;
устанавливает размеры и порядок предоставления
льгот гражданам, допущенным к государственной
тайне на постоянной основе, и сотрудникам
структурных подразделений по защите
государственной тайны;
устанавливает порядок определения размеров
ущерба, наступившего в результате несанкционированного
распространения сведений, составляющих
государственную тайну, а также ущерба,
наносимого собственнику государственной
тайны в результате ее засекречивания; заключает
межправительственные соглашения, принимает
меры по выполнению международных договоров
Российской Федерации о совместном использовании
и защите сведений, составляющих государственную
тайну, принимает решения о возможности
передачи их носителей другим государствам;
в пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой.
4. Органы
государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления во взаимодействии с органами
защиты государственной тайны, расположенными
в пределах соответствующих территорий:
обеспечивают защиту переданных им
другими органами государственной власти,
предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну,
а также сведений, засекречиваемых ими;
обеспечивают защиту государственной
тайны на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях в соответствии
с требованиями актов законодательства
Российской Федерации;
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий
в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
реализуют предусмотренные законодательством
меры по ограничению прав граждан и предоставлению
льгот лицам, имеющим либо имевшим
доступ к сведениям, составляющим государственную
тайну;
вносят в полномочные органы государственной
власти предложения по совершенствованию
системы защиты государственной тайны.
5. Органы
судебной власти:
рассматривают уголовные и гражданские
дела о нарушениях законодательства Российской
Федерации о государственной тайне; обеспечивают
судебную защиту граждан, органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций
в связи с их деятельностью по защите государственной
тайны;
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных
дел защиту государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в органах судебной власти”. |