Особенности мусульманской концепции конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Содержание

Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по КП.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения.1

______________________________

  1. Левчук Д.В. Особенности взаимоотношения политики и религии. Электронный журнал «Политика, государство и право». Январь, 2013.

 

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением  лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями.

Сегодня в большинстве  западных стран церковь отделена от государства. Религиозные меньшинства  пользуются религиозной свободой без  дискриминаций. Церковь не вмешивается  в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в  дела церковные. Отделение не исключает  и сотрудничества между государством и религиозными организациями в  некоторых делах.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных  организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений  и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении  социальных вопросов. При регламентировании  правового статуса религиозных  организаций законодательство большинства  государств исходит из признания  свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую  религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения1.

Подводя  итог вышесказанному, сделаем заключение, что в Российской Федерации церковь отделена от власти. Церковь не вмешивается в государственные  дела и, наоборот, государство не вмешивается  в дела церковные. Но при этом наблюдается  тесное их взаимоотношение. Поэтому 

__________________________________

1. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. - 2006. - № 8. - С. 64.

важно наладить правовой механизм регулирования отношений государства  и церкви.

1.1 Конституционное  закрепление отношений церкви и государства

Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях состоит  из соответствующих норм Конституции  Российской Федерации, Гражданского кодекса  Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе  совести и о религиозных объединениях", принимаемых в соответствии с  ними иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе  совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О  свободе совести и о религиозных  объединениях", статья 1 которого указывает  на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

При этом, как справедливо  считает С.А. Авакьян, "необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется "Право на свободу совести и свободу вероисповедания". Однако "из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход"1.

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести  и свободу вероисповедания, гарантированных  Конституцией Российской Федерации  или вытекающих из международных  договоров Российской Федерации. Провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.

Закон "О свободе совести  и о религиозных объединениях" не содержит механизма контроля осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, которыми он их наделяет. Согласно некоторым законам субъектов Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях (например, Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" (ст. 2) и Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской

__________________________________________

1. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. 2005. - № 11. - С. 17.

области") органы местного самоуправления соответствующих субъектов наделены правом образовывать органы по связям с религиозными объединениями, т.е. полноценно исполнять возложенные на них федеральным законодательством отдельные государственные полномочия по защите прав граждан на свободу совести. 1

Право человека выбирать, иметь  и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные).

Граждане Российской Федерации  равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и  религиозной принадлежности. Гражданин  Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию  противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных  организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться  отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

_______________________

1.Закон Волгоградской  области от 27 февраля 2009 г. N 1853-ОД "О внесении изменений в  Закон Волгоградской области  от 27 ноября 2001 г. N 634-ОД "О защите  прав граждан на свободу совести  и свободу вероисповедания на  территории Волгоградской области" // Гарант.;  Закон Тюменской области  от 26 января 2001 года «О деятельности  религиозных объединений в Тюменской  области (в ред. Законов Тюменской  области от 30.03.2001 N 313, от 11.03.2004 N 211, от 06.10.2005 N 410, от 21.02.2007 N 545, от 07.06.2008 N 31, от 03.06.2009 N 36) // сеть интернет.

Право на замену военной  службы альтернативной гражданской  службой установлено частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации  и в соответствии со статьей 18 Конституции  действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской  службой, регулируются Федеральным  законом "Об альтернативной гражданской  службе".

По вопросу, касающемуся  предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу, действуют  Указ Президента Российской Федерации  от 14 января 2002 г. № 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва  на военную службу" и Постановление  Правительства Российской Федерации  от 23 января 2003 г. № 51 "Об утверждении  Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу".1

Запрет на вовлечение в  религиозные объединения и обучение религии малолетних (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации) вопреки их воле и без  согласия их родителей согласуется  с положениями ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно которой родители имеют право  приоритета в выборе вида образования  для своих малолетних детей; ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., в соответствии, с которой каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или в соответствующих

_________________________________

1.Указ президента РФ  от 14.01.2002 № 24 о предоставлении  священнослужителям отсрочки от  призыва на военную службу.

 

случаях законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

Таким образом, анализируя законы, принятые в субъектах Российской Федерации, можно сказать, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

1.2 Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации

Статья 14 Конституции современной  России гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом».

На основе этих положений  Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и  о религиозных объединениях»  от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует  свободу совести и свободу  вероисповедания.

В Советском государстве  религиозные организации вообще исключались из политической системы  социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут  вмешиваться в дела государства  и участвовать в выборах органов  государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

В настоящее время светских характер государства выступает в следующих аспектах:

- основа конституционного  строя;

- конституционно-правовой  принцип;

- конституционная характеристика  государства;

- конституционно-правовой  институт;

- правовое требование;

- система правоотношений;

- процесс.1

Элементами существенных признаков светского государства  являются в свою очередь существенными  признаками принципа отделения религиозных  объединений от государства и  принципа недопустимости становления  общеобязательной религии. В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Ныне общепризнано, что  церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и  вправе свободно проводить свою деятельность не

__________________________

1.Понкин И.В. Светскость  государства. Изд-во Учебно-научного  центра  до вузовского образования, 2004г., с.157.

только по отправлению  культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства  отнюдь не означает умаления или ущемления  свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу  совести, и светское государство  не освобождается от обязанности  гарантировать эту свободу. В  равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать

свободной деятельности религиозных  объединений.

Светский характер государства  означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую  религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный служащий не вправе «использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности».1 Данное положение характерно для Российской

Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права