Особенности мусульманской концепции конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Содержание

Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по КП.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

_____________________________

1.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации"  С изменениями и дополнениями  от 3, 30 декабря 2012 г. статья 17.

Федерации, как для страны с религиозным плюрализмом, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.

Таким образом, сделаем вывод, что в законодательстве Российской Федерации закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства и их элементы. Вместе с тем отмечается, что эти требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований.

Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации характеризуется:

  1. Целостностью системы и наличием системообразующих элементов;

2) Наличием системы взаимосвязанных различных по юридической силе норм, закрепляющих и гарантирующих светскость государств.

На основании вышесказанного сделаем вывод: в российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление ее гарантий (существенных признаков светскости государства - отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы.

 

 

 

Глава 2. Особенности мусульманской концепции  конституционного права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).

Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отношению к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отношению к богу (молитва, пост и т.д.). Тем не менее, мусульманские правоведы четко различают права бога и права индивида.1

Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем  отведено место и для понятия  права. Это достигается, с одной  стороны, признанием определенных границ обязанностей (бог возлагает на каждого  человека то, что он может нести), а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за индивидами. Неуважение к этим правам влечет санкции, налагаемые мусульманским судьей.2

Основы мусульманского права  не только божественного свойства (Коран  и Сунна). Теологами-правоведами  в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

______________________

1. Рене Давид. Основные правовые системы современности. Москва: Прогресс, 1988 г., с.308.

2. Там же. с.310

Для традиционного российского ислама характерны низкая степень политизации, терпимость к инаковерующим, признание светского права как независимого источника закона, что позволяло российским мусульманам мирно жить и сотрудничать с иноверцами. В Татарстане, например, имеет влияние реформированный ислам — джадидизм, соединяющий мусульманские ценности с идеями либерализма (некоторые исследователи называют его “евроислам”).1

Для России, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, а государство имеет светский характер, единственно приемлемым является освоение не шариата вообще, а именно мусульманского права. С учетом отделения  религии от государства светская правовая система может воспринять лишь те элементы исламского образа жизни, которые в нее вписываются, а  значит — напрямую не связаны с  религией.

Учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и  включение их в правовую систему  европейского образца — вполне вероятная  перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации. Большой потенциал у мусульманско-правовой культуры на Северном Кавказе. Следует четко осознавать, что у нее не просто есть будущее в этом регионе. Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к правовым аспектам шариата.2

Сказанное касается регионов Северного Кавказа со сходными культурными, религиозными и правовыми традициями, особенностями 

______________________

1.Артамонов А.Н. Реализация  права законодательной инициативы  в региональных парламентах. Конституционное  и муниципальное право №4 –  2012.

1.Е. А. Попов, С. Г. Максимова - Гражданское общество в современной России: региональное измерение// "Право и политика" № 7, 2012

национальной психологии. Тот факт, что в настоящее время  здесь пока не стоит вопрос о практическом применении мусульманского права, не снимает  с повестки дня проблему его будущей судьбы. При этом к перспективе включения элементов шариата в правовую систему надо относиться не как к неизбежному злу, а как к естественному процессу возрождения серьезной правовой культуры, имеющей здесь вековые традиции и внесшей заметный вклад в мировое правовое развитие. В этом вопросе нет дилеммы "или шариат, или иная правовая культура". Речь может идти лишь о выборе между различными подходами к правовому пониманию шариата, об умении профессионально и цивилизованно обращаться с мусульманским правом и использовать его достижения во благо общества и человека. Главное, как уже отмечалось, зависит от последовательно правового подхода к отбору воспринимаемых институтов, в том числе от уважения общепризнанных норм и принципов международного права, соблюдения прав и интересов немусульман.1

Правовое развитие Северного  Кавказа – это история взаимодействия и взаимозависимости норм обычного права и общероссийского законодательства. Правовое развитие этого северокавказского  региона интересно еще тем, что  вопрос соотношения традиционного  права и права официального и  сегодня остается дискуссионным. Именно сегодня вновь на повестке дня  и в центре внимания находится  вопрос о приоритетах: или правовое единообразие для всех регионов (и  возможные при этом конфликты), или  учет традиций и ментальных особенностей, акцентирование внимания именно на этих особенностях, и возможность избегания  конфликтов.2

___________________________________

1.   Г. В. Станкевич - Религиозные факторы в политике современных государств // "Право и политика" № 7, 2011

2. Сотников А.А. Обычное право и первые законодательные акты Российской администрации на Северном Кавказе.

2.2.   Характеристика  обычного права народов Дагестана

Обычное право народов  Дагестана – совокупность юридических  норм и обычаев, регулирующих различные  правовые отношения дагестанского  общества. В научной литературе отмечают нетождественность понятий обычного права и обычая (юридического обычая), рассматривая обычай преимущественно как основной источник обычного права.1

Для характеристики обычного права народов Северного Кавказа  рассмотрим бытование основных институтов права: брачно-семейного, наследственного, вещного, уголовного и судебно-процессуального. Одной из существенных особенностей горского адата заключалось в  том, что не существовало общих понятий, принципов и основ правосознания  и правоотношений для всех институтов права, поэтому при их описании будет  дан анализ правосознания и правоотношений, характерных для данного института права.

Поскольку нормы Дагестанского  права основываются на адате, рассмотрим значение термина «адат». Адат –  слово арабское, означающее «обычай», «привычку», но с расширенным содержанием. В странах мусульманского мира оно  используется и как обозначение  немусульманского (аджамского) права. На Северном Кавказе, в том числе в дагестанских языках, это слово стало обозначением любого нешариатского закона, общим названием, обозначающим традиции и обычаи. Известный дагестанский правовед М.А. Агларов считает, что адат – это обычай жить и судиться по старинке, по неписаным правилам, особым для каждого аула.

М.А. Агларов выделяет несколько важных черт, присущих дагестанскому адату:

_________________________

1. История государства и права и Дагестана. Часть 1. Составитель Исмаилов М.А. -  Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2006. С. 113.

- своды адатов не содержат  ни одного пункта, связанного  с требованиями нравственности (честность  или бесчестность поступка), фольклора  (мифы, пословицы и др.), являющимися  непременными атрибутами обычного  права;

-   практически все пункты имеют актовый, декларативный характер;

- ответственность полностью  индивидуализирована, родственники  выступают в защиту потерпевшего  только как соприсягатели (однако иногда встречаются пункты, запрещающие именно родичам выступать в числе соприсягателей).1

Правовое регулирование  брачно-семейных отношений большинства  народов Северного Кавказа вплоть до конца XVIII в. происходило по нормам обычного права. Исключение составляли народы Дагестана, гдемусульманское право, проникшие в более ранние века в период исламизации, сумело оказать значительное влияние на нормы обычного права в области брачно-семейных и наследственных отношений. Горский адат разрешал мужчинам иметь только одну жену, запрещая, таким образом, многоженство. Тем не менее, у некоторых горских народов, например, у осетин, существовал институт младших жен (номульюс). Еще до принятия ислама в редких случаях мужчина-горец мог иметь две жены. Основными формами заключения брака у народов Северного Кавказа были: сватовство (путем сговора уплаты калыма, левират и сорорат, брак обменом невестами), и умыкание (похищение, увод). Так, у кабардинцев к началу XIX в. сохранялся левират, когда мужчина женился на вдове брата, и сорорат, когда мужчина после смерти жены женился на ее сестре. В основе обменного брака лежал ________________________________

1. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). - М., 1988. - С. 155-156.

обмен двух семей своими дочерями, выдавая их замуж за сыновей  другой стороны. 1

Личные и имущественные  отношения между родителями и  детьми были строго определены благодаря  институту почитания старших. По отношению к своим детям горцы  имели почти неограниченную власть. Отец имел непререкаемый авторитет  и являлся владельцем движимого  и недвижимого имущества всей фамилии. У приморских черкесов отец мог изгнать непокорного сына без выдела ему имущества. В случае же, если этот последний продолжал  вести себя недостойно, то он мог  даже просить приятелей, или нанять кого-либо, чтобы убить сына. По обычаям  кумыков, если отец убивал сына или  дочь, то никто не вправе был мстить ему за это. В карачаевском обществе отец мог отказать сыну в калыме, таким образом, расстроить брак, но мог и поощрить к другому браку  через обещание большого калыма.

Наследственное право  народов Северного Кавказа за исключением Дагестана регулировало имущественные отношения между  родственниками по нормам адата. В этот период в значительной степени бытовало наследование по закону (т.е. без составления  завещания, по адату), но на Северо-Западном Кавказе стал появляться и институт наследования по завещанию. Форма завещания  на Северо-Западном Кавказе - устная. К  этому времени на Северо-Восточном  Кавказе, в частности, в Нагорном Дагестане, наследование по завещанию  во многом уже превалировало над  наследованием по закону (по адату), причем главным образом использовалась письменная форма духовных мусульманских  завещаний.1

________________________________

1.Агларов М.А. Сельская община  в Нагорном Дагестане в XVII –  начале XIX в. (Исследование взаимоотношения  форм хозяйства, социальных структур  и этноса). - М., 1988. - С. 171.

2.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское  право. Вопросы теории и практики. М.,1986. С.90.

Юридического оформления различных видов собственности  у северокавказских народов к  началу XIX в. не было. В адате не было разработано и основного понятия  вещного права (права собственности  и владения), при этом, адатный суд в этот период пытался регулировать владение и пользование пастбищными и пахотными землями, проведение выпаса скота на пастбищных землях. Основные  нормы земельного обычного права горцев: переход земли под общий выпас после уборки хлебов и сена, право родственников на выморочное имущество, преимущественное право родственников при покупке и даже право выкупа продаваемой земли, общий выход на покос (по горскому адату даже индивидуальные сельхозработы часто подлежали регулированию общины, так, начало сенокоса определялось общиною, обычай общего пользования инвентарем во время запашки.1

Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права