Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа
Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.
Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44
Можно заключить, что власть сформировалась под преобладающим влиянием взгляда на ислам как преимущественно опасный для России политический фактор. Неслучайно поэтому в центре внимания государства оказалась борьба с исламским экстремизмом и терроризмом, которая к тому же сводится почти исключительно к правоохранительным мерам.
3.2 Противоречия государства и политического ислама
Северный Кавказ официально считается Меккой террористических банд-формирований и исламских фундаменталистов. Не секрет, что на Кавказе распространены и активно внедряются в сознания молодых людей ортодоксальные идеи ислама, которые не всегда являются истинными. Механизмы тоже общеизвестны: обычно это финансирование из некоторых мусульманских стран (Саудовская Аравия).
Особый интерес представляют
инициативы, подразумевающие включение
шариата в действующее
______________________________
1.Конституция республики Дагестан п. 5 ст. 81
“Лидером” этого направления является президент Ингушетии Р. Аушев, который в 1994 г. своим указом приостановил применение на территории республики статей действовавшего в то время российского Уголовного кодекса относительно ответственности за многоженство и предоставление выкупа за невесту, ссылаясь при этом на местные традиции и демографические проблемы. Позднее в Ингушетии был принят закон о мировых судьях, требующий от этих органов правосудия руководствоваться при вынесении решений традициями и обычаями ингушского народа, а также принципами шариата наряду с российским законодательством. Нетрудно заметить, что такая формулировка подразумевала принципиальную возможность непротиворечия норм шариата указанному законодательству. Однако никаких обоснований такой совместимости ингушскими властями приведено не было, да и сам закон по существу не применялся.1
Политико-правовая культура ислама мало известна россиянам, воспринимающим ислам как духовность и политическую силу, несущую угрозу обществу. Пока еще не сформирована четкая и последовательная позиция государства по отношению к политико-правовым основам ислама. Государства преимущественно в лице правоохранительных органов и силовых структур чаще всего с опозданием реагирует на политические проявления ислама, воспринимая их как заведомо подозрительные и опасные. Примером этому может служить наша ситуация в ряде республик Северного Кавказа. Такой ограниченный подход государства к исламу не дает возможность использовать его позитивный политический потенциал.2
______________________________
1.Зуев Ю.П., Социальные
концепции религиозных
2 Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012 [Электронный ресурс].
Существует и позитивное влияние политики как регулятора политической системы общества на религиозные общины. Размытые формулировки Конституции Российской Федерации на конституционном уровне закрепили процветание большого количества антиобщественных сект. Вывод: «подлинная демократия требует четкого механизма сдержек и противовесов, эффективного правоприменительного аппарата», − т.е. ограничений, накладываемых конституцией или законом на церковные организации для охраны прав и свобод личности.1
Причина противоречий религии
и политики кроется в различных
подходах на изменения общественной
жизни: религии свойственен
______________________________
1Левчук Д.В. Особенности
взаимоотношения политики и
Заключение.
Влияние ислама и мусульманского
права на современное государственное
право можно анализировать по-
В настоящее время истинно мусульманским стало признаваться государство, которое в своем правотворчестве ориентируется не столько на эти принципы, сколько на конкретные предписания шариата. Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского
____________________________
1.Сюкияйнен Л.Р. Исламское
право в правовых системах
мусульманских стран: от
права и их закрепление
в действующем
Социальные последствия активизации ислама в Российской Федерации носят противоречивый характер:
— позитивный характер имеет
возрастание активности ислама в
области благотворительности и
духовно-нравственного
— негативный социальный характер
имеют последствия активизации
так называемого “политического
ислама” в Российской Федерации.
Политизация ислама, чуждая традиционному
российскому исламу, порождает угрозу
территориальной целостности
___________________
1. Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012
Россия не имеет устойчивого социального иммунитета против исламского экстремизма и наработанных в новых условиях опыта и практики противостояния ему. Также недостаточно разработаны законодательная база и механизмы правового противодействия. Социальный опыт развития исламского фундаментализма свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой противодействия ему может быть поддержка различных форм исторического ислама.1
Российское законодательство
содержит положения, в соответствии
с которыми религиозное объединение
не участвует в выборах в органы
государственной власти и в органы
местного самоуправления, а также
не принимает участия в
После столкновений в мае
1997 года ваххабитов с традиционалистами
в Буйнакском районе Духовное управление
мусульман Дагестана (ДУМД) направило
правительству Республики Дагестан
обращение с требованием
______________________________
1.Северный Кавказ: сложности
интеграции. II. Исламский фактор, вооруженное
подполье и борьба с ним
// доклад Международной
Ингушетия, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Адыгеи, Северной Осетии — Алании.
Федеральный закон “О свободе
совести и о религиозных
Российская Конституция допускает возможность интеграции основ мусульманского права в законодательные акты республик, относя вопросы регулирования межличностных отношений (семейных, трудовых) к области совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это позволяет республикам с преобладающим мусульманским населением принимать по указанным вопросам законодательство, учитывающее отдельные положения мусульманского права. Для мусульман исключительно важно осознавать, что действующее законодательство по крайней мере не противоречит ценностям шариата и основным принципам мусульманского права.
Этот момент необходимо учитывать при разработке правовых решений в регионах России с преобладающим мусульманским населением. В частности, власть здесь только укрепила бы свои позиции в случае обоснования совместимости принимаемого законодательства с исходными началами мусульманского права. С этой целью при законодательных органах даже могут создаваться консультативные структуры для оценки готовящихся актов с мусульманско-правовых позиций. Предметом подобного осмысления логично сделать и договоры между федеральным центром и соответствующими субъектами Российской Федерации, которые приобретут дополнительный авторитет, если будет показано их соответствие мусульманскому праву. Целесообразно обратиться к опыту арабских стран, где сложились богатые традиции сравнительного анализа действующего законодательства и международных договоров. 1
Главный фактор, определяющий
задачи государства в сфере
Россия может пойти на внедрение институтов шариата в сфере гражданского права по обоюдному выбору сторон процесса, исключая его из общегосударственной жизни. Необходимо возрождение институтов адата и их всяческая поддержка, но в плоскости этнографического элемента,
______________________________
1. Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012
как некая самоидентификации с выключением из сферы государственного строительства.
Основная задача Конституционной власти РФ – не вытеснять ислам из политики, а направить его политическую активность и лежащую в основе последней исламскую политическую идеологию в русло, отвечающее интересам России. Это не только обезопасит Россию от возможности столкновения с мусульманским экстремизмом, но и позволит самой влиять на политические события в отношениях с руководством республик, в которых активна позиция ислама. Поскольку речь идет о вопросах, прямо касающихся государства, именно ему надлежит определить точные границы, формы, направления и даже конченые цели политической активности ислама, а также выработать механизм воздействия на нее.
Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права