Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа
В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.
Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________
Окончательные расчеты за перевозку грузов осуществляются между перевозчиком и грузополучателем в пункте назначения. Внесение грузополучателем причитающихся перевозчику платежей, как и в случае с провозной платой, вносимой грузоотправителем, носит предварительный характер: доставленный в пункт назначения груз выдается получателю лишь при условии внесения последним соответствующих платежей. Кроме того, на грузополучателя, не обеспечившего своевременных расчетов с перевозчиком, могут быть возложены и иные отрицательные последствия.
Обязательство грузополучателя по своевременному внесению перевозчику всех причитающихся последнему платежей за перевозку груза обеспечено правом удержания этого груза, которым наделен перевозчик. Общее правило на этот счет содержится в ГК: перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790).
Транспортные уставы и кодексы, подтверждая право перевозчика на удержание груза, устанавливают (за исключением КТМ) особый порядок обращения взыскания на удерживаемый груз, который в полной мере обеспечивает интересы перевозчика. Не исключена возможность реализации груза не непосредственно железной дорогой, а специализированной торговой организацией. В этом случае отношения железной дороги и соответствующей торговой организации могут быть урегулированы договорами поручения или комиссии.
Сумма, вырученная от продажи груза, за вычетом причитающихся железной дороге платежей за его перевозку, а также затрат на хранение и реализацию этого груза, подлежит перечислению указанному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости груза либо грузоотправителю (в остальных случаях). При невозможности перечислить указанную сумму соответственно грузополучателю или грузоотправителю по не зависящим от железной дороги причинам указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Если же на реализуемый железной дорогой груз отсутствуют документы, вырученная от его продажи сумма подлежит перечислению на депозитный счет Министерства путей сообщения РФ и используется для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за грузы, не прибывшие по назначению.
По договору морской перевозки груза в зависимости от его вида причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. Вместе с тем КТМ (ст. 163) предусмотрена возможность отнесения обязанности по оплате перевозки груза на получателя: в случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при условии включения данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя. При этом необходимо обратить внимание на то, что нормы КТМ носят диспозитивный характер, поэтому договором морской перевозки может быть предусмотрен и иной порядок оплаты (например, держателем коносамента), а чартеры могут содержать условия об оплате фрахта по частям (соответственно в порту отправления и в порту назначения).83
Размер фрахта также устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии такового соглашения исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время его погрузки. В случае если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта увеличивается. Если вместо предусмотренного договором на судно погружен другой груз, за перевозку которого полагается больший фрахт, то фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза. В тех случаях, когда размер фрахта за перевозку действительно погруженного груза меньше, чем фрахт за перевозку груза, предусмотренный договором морской перевозки, подлежит уплате фрахт, предусмотренный договором (ст. 164 КТМ).
Как отмечает Г.Г. Иванов, "на практике существуют различные способы определения размера фрахта. Обычно он калькулируется на основе веса или объема груза при условии одного порта погрузки и одного порта выгрузки с применением надбавки за дополнительные порты. Если груз обладает специфическими свойствами, которые влияют в ту или иную сторону на его массу... может быть достигнуто соглашение об оплате фрахта за погруженное, а не доставленное количество"84.
Особым образом определяется судьба фрахта за груз, утраченный при его перевозке. По общему правилу в этом случае фрахт не взимается, а если он уплачен вперед, то подлежит возврату. Вместе с тем ст. 165 КТМ предусмотрено, что если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. За груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.
Прекращение договора перевозки груза
Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.
Учитывая специфику деятельности транспортных организаций, среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств для договора перевозки груза совершенно особое значение имеет прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК).
Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления указанных обстоятельств. Так, согласно ст. 46 УЖТ РФ, если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю (получателю), а равно, если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе. В случае непредставления грузополучателем (получателем) и грузоотправителем (отправителем) решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса перевозчика железная дорога может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата указанных грузов.
Наиболее подробно регулируются правоотношения, связанные с прекращением обязательств по договору морской перевозки груза. В КТМ выделен отдельный раздел, специально посвященный этим вопросам (§ 5 гл. VIII). Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне убытки, вызванные прекращением договора, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки вследствие не зависящих от сторон обстоятельств: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет индивидуально-определенный груз; погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать перевозчику другой груз. При наличии указанных обстоятельств договор морской перевозки прекращается и во время рейса. В этом случае перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза (ст. 157 КТМ).
В
КТМ предусмотрены также
При
наступлении указанных
Вместе с тем в КТМ (ст. 154, 155) предусмотрены также определенные обстоятельства, при наступлении которых правом на отказ от исполнения договора морской перевозки груза пользуется лишь одна из его сторон: либо перевозчик, либо отправитель (фрахтователь). Так, перевозчик вправе отказаться до выхода судна в рейс от исполнения договора морской перевозки груза в случае, если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы перевозчика на груз, а отправитель (фрахтователь) не внес полностью фрахт перед отправлением груза и не предоставил перевозчику дополнительное обеспечение. При таких условиях перевозчик также вправе потребовать от отправителя (фрахтователя) уплаты половины полного фрахта, платы за простой судна и возмещения других расходов, произведенных перевозчиком за счет груза.
Необходимость
включения в КТМ
Правом
одностороннего отказа от исполнения
договора морской перевозки наделены
также отправитель или
Применительно к договору перевозки груза внутренним водным транспортом обстоятельствами, создающими невозможность исполнения договора и служащими основанием его прекращения, признаются непреодолимая сила и иные явления стихийного характера, чрезвычайные ситуации, военные действия, запрещения властей, а также иные не зависящие от перевозчика причины. При наступлении указанных обстоятельств перевозчик должен уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя, пункты отправления и назначения с указанием причин препятствия к доставке груза по назначению и запросить распоряжения грузоотправителя, грузополучателя о том, как надлежит поступить с грузом. Если по истечении четырех суток перевозчик не получит соответствующего распоряжения грузоотправителя, грузополучателя либо полученное распоряжение окажется заведомо невыполнимым, перевозчик получает право реализовать перевозимый груз (п. 1 ст. 84 КВВТ).
На внутреннем водном транспорте особым образом регулируются ситуации, связанные с тем, что на некоторых участках внутренних водных путей перевозки могут осуществляться лишь в период навигации. В случаях, когда груз был принят перевозчиком к перевозке до наступления сроков прекращения обязательного приема к перевозке и задержан в пути в связи с длительным препятствием к продолжению рейса, на перевозчика возлагается обязанность по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры к отправлению груза в пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его. При этом провозная плата за непройденное расстояние подлежит возврату получателю, а выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика.
Если
же груз принят к перевозке внутренним
водным транспортом после наступления
срока прекращения
Воздушный
кодекс РФ наделяет перевозчика правом
в одностороннем порядке
Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов