Особенности правового регулирования договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.

Содержание

Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа (чистовик).doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

    Розыск  груза, не прибывшего по назначению в  указанный в квитанции о приеме груза срок, производится по заявлению  грузополучателя станцией назначения61.

    В подтверждение обоснованности требования о розыске груза грузополучатель представляет квитанцию о приеме груза, а при ее отсутствии - один из следующих документов: счет-фактуру поставщика (в подлиннике или в копии), документ поставщика (грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру, если указанные документы имеют данные о роде груза, дате отгрузки, станции и железной дороге отправления, станции и железной дороге назначения, номере накладной, по которой груз сдан к перевозке, и номере вагона (при вагонной отправке) или номере контейнера (при отправке груза в контейнере)62.

    В случае неприбытия груза, перевозимого с использованием электронной накладной, в указанный в квитанции о  приеме груза срок грузополучатель  также может предъявить железной дороге требование о розыске груза. Для этого грузополучатель подает начальнику станции назначения письменное заявление, в котором указывает номер отправки и станцию отправления. Розыск груза производится через автоматизированную информационную систему организации перевозок грузов.

    Розыск  груза, следующего из-за границы или  со станций железных дорог государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, производится станцией назначения на условиях действующих международных соглашений63.

    На  фоне детальной регламентации порядка  выдачи грузов на железнодорожном транспорте весьма бледно выглядит правовое регулирование соответствующих правоотношений, складывающихся при воздушной перевозке грузов. В этой сфере законодатель ограничился установлением обязанности перевозчика уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные договором воздушной перевозки, федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, а также обязанности грузополучателя принять и вывезти груз, за исключением случаев, когда последний имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза (ст. 111 ВК).

    При этом остается неясным, как конкретные условия выдачи груза, доставленного  в аэропорт назначения, могут определяться договором воздушной перевозки  этого груза, который, как известно, заключается между перевозчиком и грузоотправителем без участия грузополучателя.

    На  внутреннем водном транспорте обязательство  перевозчика по выдаче груза получателю включает в себя обязанность уведомить  грузополучателя о прибывших  в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза в порт назначения. Груз выдается грузополучателю после внесения всех причитающихся перевозчику платежей за перевозку этого груза. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Порядок выдачи и вывоза грузов может быть определен соглашением сторон: грузополучателем и перевозчиком, - и указанный порядок (предусмотренный соглашением сторон) исключает применение норм, устанавливающих порядок выдачи груза, которые определены правилами перевозок грузов (ст. 79 КВВТ).

    Прибывший в адрес грузополучателя груз хранится в порту назначения бесплатно  в течение суток, не считая дня  прибытия груза. Хранение груза сверх  указанного срока осуществляется за отдельную плату. Однако при задержке выдачи груза по вине перевозчика плата за хранение не взыскивается.

    Имеется ряд специальных правил, учитывающих  особенности перевозки грузов на внутреннем водном транспорте. В частности, КВВТ (ст. 79) предусмотрено, что если груз адресован в пункт, где нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен перевозчиком (за счет получателя) в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения. При отсутствии такой возможности перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него указаний о том, как поступить с грузом64. Договором может быть предусмотрено, что за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания соответствующего распоряжения грузоотправителя с грузополучателя взыскивается неустойка, связанная с простоем судна, а в случае доставки груза в другой пункт компенсируются расходы по выгрузке, платежи за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке груза (п. 6 ст. 79 КВВТ).

    Представляется, однако, что применение указанной  нормы на практике вызовет немало проблем. Дело в том, что сторонами обязательства, вытекающего из договора перевозки груза, являются грузоотправитель и перевозчик. Поэтому включение в такой договор условия о какой-либо неустойке, подлежащей взысканию с грузополучателя, будет противоречить п. 3 ст. 308 ГК, предусматривающему императивное правило, согласно которому обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Видимо, условие о такой неустойке может быть установлено лишь в договоре об организации перевозок грузов, заключаемом между перевозчиком и грузоотправителем, который предъявляет грузы к перевозке на судне после выгрузки грузов, прибывших в его адрес. Не исключена возможность заключения отдельного соглашения (с условием о соответствующей неустойке, взыскиваемой с грузополучателя) между перевозчиком и грузополучателем о порядке выгрузки грузов, прибывающих в адрес указанного грузополучателя. Однако это возможно лишь в том случае, если перевозки грузов, предназначенных данному грузополучателю, носят систематический характер.

    Выгодно отличаются от правил, применяемых  на железнодорожном транспорте (с  точки зрения обеспечения законных интересов грузополучателей), действующие  на внутреннем водном транспорте правила  проверки груза при его выдаче. В соответствии со ст. 80 КВВТ перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в пункте назначения массу груза, прибывшего в неисправном судне или с неисправными пломбами на трюмах судна, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). При исправности транспортной тары или пакета груз выдается по количеству мест (пакетов) без проверки массы, если иное не установлено договором перевозки груза. Если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в пункте назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и суммы, на которую понизилась его стоимость. При этом расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и суммы, на которую понизилась его стоимость, в том числе на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.

    При перевозках грузов, железнодорожным транспортом, выявленные при выдаче груза получателю факты, которые могут свидетельствовать о несохранности груза, должны быть удостоверены коммерческим актом или актом общей формы65. Согласно ст. 160 КВВТ коммерческий акт составляется в следующих случаях: несоответствия фактического наименования груза, а также его массы и количества мест данным, указанным в перевозочном документе; повреждения (порчи) груза; обнаружения груза без перевозочных документов или перевозочных документов без груза; возвращения перевозчику похищенного груза. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления определяются правилами перевозок грузов.

    Правда, некоторые сомнения вызывает содержащаяся в ст. 160 КВВТ норма о том, что  отказ в составлении коммерческого  акта может быть обжалован в порядке, установленном правилами перевозок  грузов. Представляется, что оптимальное  место для правил об обжаловании отказа в составлении и выдаче коммерческого акта - именно Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Отсылка же к законодательству Российской Федерации может привести к трудноразрешимой проблеме, связанной с тем, что в соответствии с ГК (п. 2 ст. 3) гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. Не думаем, что разработчики КВВТ имели в виду, что порядок обжалования отказа перевозчика в составлении и выдаче коммерческого акта при перевозках грузов внутренним водным транспортом будет регулироваться отдельным федеральным законом66.

    Не  может вызывать сомнений также императивный характер нормы, согласно которой в  случаях выдачи груза, прибывшего в технически исправном судне или контейнере с неповрежденными пломбами или с проводником, коммерческий акт не составляется (п. 4 ст. 160 КВВТ). Ведь данные обстоятельства никак не могут свидетельствовать о том, что в период перевозки груза была обеспечена его сохранность. Повреждение и порча груза, несмотря на исправность перевозочных средств, и пломб, могут иметь место в силу его неправильной погрузки и крепления грузоотправителем или перевозчиком, значительного превышения сроков его доставки, аварии в пути следования и по другим причинам. А в подобных случаях перевозчику надо бы определять фактический размер недостачи, повреждения (порчи) груза, что невозможно сделать без проверки груза и составления коммерческого акта.

    По  договору автомобильной перевозки груз выдается перевозчиком в пункте назначения грузополучателю, указанному в накладной. Получение груза удостоверяется подписью представителя грузополучателя и печатью (штампом) последнего (ст. 15 УАТ РФ)67.

    При городских и пригородных перевозках в случае отказа грузополучателя принять доставленный в его адрес груз по причинам, не зависящим от автотранспортной организации, груз переадресовывается грузоотправителем другому грузополучателю или возвращается перевозчиком грузоотправителю. При таких условиях на грузоотправителя возлагается обязанность возместить перевозчику стоимость перевозки груза в оба конца, а также уплатить штраф за простой автомобиля.

    Применительно к междугородным перевозкам, а  также перевозкам в порядке централизованного  вывоза грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов установлена обязанность грузополучателя принять от перевозчика доставленный груз, за исключением случаев, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортная организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.

    Так же, как и при железнодорожных  и водных перевозках, грузы, прибывшие  в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест. Проверка груза осуществляется при его выдаче получателю лишь в строго определенных случаях, а именно: прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами; поступления скоропортящегося груза с нарушением установленного срока доставки или температурного режима; прибытия груза, погруженного перевозчиком со склада грузовой автостанции; выдачи груза со склада грузовой автостанции68. Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются перевозчиком с проверкой веса и состояния только в поврежденных местах69.

    На  мой взгляд, положения законодательства, позволяющие автоперевозчику уклоняться от проверки веса, состояния и количества мест груза при его выдаче грузополучателю, не учитывают специфику автомобильных перевозок грузов. По общему правилу перевозка груза производится автотранспортной организацией без сопровождения его экспедитором грузоотправителя и грузополучателя. Напротив, функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации (естественно, за отдельную плату). Данное обстоятельство предполагает, что грузы должны приниматься к перевозке автотранспортной организацией под ее полную материальную ответственность, поскольку экспедиционное обслуживание, безусловно, включает в себя обеспечение сохранности перевозимых грузов70.

    Кроме того, соответствующие законоположения не отвечают требованиям рынка. В условиях жесткой конкуренции между организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися автомобильными перевозками грузов, вряд ли выбор грузоотправителей и грузополучателей остановится на тех автоперевозчиках, которые будут слепо следовать нормам УАТ, необоснованно освобождающим последних не только от ответственности за несохранность перевозимых грузов, но и от необходимости проверки груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения71.

    В случае если при проверке в пункте назначения веса, количества мест или состояния груза обнаруживаются недостача, повреждение (порча) груза, автотранспортная организация обязана определить размер фактической недостачи или повреждения (порчи) груза, в том числе путем приглашения соответствующих специалистов. Факты несохранности грузов удостоверяются записями в транспортных документах, а в случае разногласий между автотранспортной организацией и грузополучателем (грузоотправителем) - актами установленной формы (ст. 38 УАТ РФ).

    Значительным  своеобразием отличается исполнение обязательств по выгрузке и выдаче груза получателю по договору морской перевозки груза. Как отмечалось ранее, получателем  груза по договору морской перевозки  по коносаменту признается любой  законный держатель оригинала коносамента. Таким образом, в зависимости от вида коносамента (как ценной бумаги) получателем груза считается: по именному коносаменту - получатель, который указан в коносаменте, или лицо, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; по ордерному коносаменту - лицо, приказу которого составлен коносамент, а при наличии в коносаменте передаточных надписей - лицо, указанное в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявитель коносамента с последней бланковой надписью; по коносаменту на предъявителя - лицо, предъявившее коносамент. В случаях, когда перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или иного подобного документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем (ст. 158 КТМ).

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов