Особенности практической деятельности судебных приставов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из сущностных характеристик правосудия являются гарантии сторонам в споре, а равно всему обществу со стороны государства при осуществлении им правосудия, исполнения судебного решения. Исполнение судебных решений и других актов, подлежащих исполнению, в любом обществе невозможно в социальном и политическом вакууме, поскольку подвергается влиянию всех возможных проблем, встречающихся в судебной системе.
Согласно принципам, существующим в странах с развитым правопорядком, исполнение судебных решений после рассмотрения дела в суде в подавляющем большинстве случаев производится сторонами добровольно

Содержание

стр.
Введение .......................................................................................................
3
1. Правовое регулирование исполнительного производства в российском законодательстве.......................................................................
7
1.1.
Развитие системы исполнительного производства в отечественном законодательстве..................................................
7
1.2.
Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права..........................................
15
2. Особенности практической деятельности судебных приставов...........
20
2.1.
Проблемы реализации законодательства об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов.....................
20
2.2.
Основные направления совершенствования службы судебных приставов..........................................................................................
30
Заключение.....................................................................................................
46
Библиографический список ......................

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнительное исправленный 2 нов..doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2012 г. стало возможным на основании постановления судебного пристава не только арестовывать имеющиеся на счете денежные средства, но и одновременно приостанавливать операции с ними, если окажется, что имеющихся средств недостаточно для погашения всех требований либо они на счете попросту отсутствуют. Теперь в Законе подробно прописан механизм действий, когда денег для погашения долга на банковском счете недостаточно.

Предоставленные судебным приставам возможности в части блокировки банковских счетов вполне согласуются с международной практикой. Во Франции, например, в течение трех часов после предписания суда можно заморозить все имеющиеся счета должника. Существуют и примеры полного доступа приставов к счетам должников. Здесь за основу может быть взят опыт Финляндии.

Вместе с тем продажа имущества должника осуществляется специализированными организациями, которые могут быть образованы на разной организационно-правовой основе и форме собственности. Основная часть таких специализированных организаций имеет частную форму собственности. Кроме того, оценка имущества в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»43 производится профессиональными оценщиками, при этом сама оценочная деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. Для хранения арестованного имущества также могут привлекаться организации различной формы собственности. И что??? В чем сложности и в чем решения???

Таким образом, в сфере исполнительного производства России произошла определенная «приватизация», когда ряд функций по исполнению осуществляется организациями и лицами, не входящими в систему государственных органов. Подобное сочетание публично-правового и частноправового начал в исполнительном производстве позволяет сосредоточиться государственным органам - службе судебных приставов на публично-правовых функциях, а именно на принудительном исполнении, привлекая в данную сферу коммерческие организации.

Другая важная тема – доступность информации о должнике и техническая оснащенность службы судебных приставов в частности. В течение длительного периода информация о гражданах-должниках, помещенная в информационные сети МВД, ФМС, ИФНС и др., оставалась практически недоступной для судебных приставов, что значительно усложняло их работу.

В настоящее время активно внедряется программный комплекс «Судебный пристав», создается единая база данных, создается единая информационная сеть, которая будет объединять всех судебных приставов Российской Федерации. С 1 января 2012 г. на сайте Федеральной службы судебных приставов заработал реестр должников. Необходимость ведения в электронном виде базы данных должников, находящейся в свободном доступе, закрепил Федеральный закон от 11.07.2011 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах», который дополнил ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве. Приставы также получили право запрашивать сведения из базы данных оперативно-справочной и разыскной информации.

На практике встречаются многочисленные злоупотребления с их стороны, мешающие эффективной работе Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Кредиторы часто сталкиваются с ситуацией, когда суд выигран, но получить денежные средства невозможно. Все это стало причиной намечающейся тенденции к значительному расширению полномочий судебных приставов. Так, за последнее время были приняты поправки, разрешающие приставам входить в дом к должнику, проводить его личный досмотр и проверять документы, а также доставлять его в суд. Также у приставов появилось право проверять документы у граждан, которые входят в суд или в здание службы судебных приставов; не выпускать должников за границу; лишать их водительских прав; получать информацию о гражданах от операторов мобильной связи и отключать должников от сети. Еще они получили право на ношение оружия и спецсредств.

Имеющиеся цифровые данные подтверждают, что все это позволило сделать работу приставов более эффективной. Судебные приставы-исполнители взыскали в прошлом году кредиторских задолженностей почти на 30% больше, чем годом ранее. Сумма взысканных кредиторских задолженностей составила почти 66 млрд руб., фактическим исполнением окончено более 300 тыс. исполнительных производств (по сообщению главы ФССП А. Парфенчикова на пресс-конференции в Москве)44.

Стоить отметить, что еще по итогам 2011 года по отношению к 2010 году значительно повысилась результативность работы приставов: количество взысканных денежных средств по судебным актам выросло почти в два раза.

Должностными лицами ФССП России в 2012 году разыскано около 39 тысяч должников-граждан и 111 детей и установлено местонахождение 215 граждан-ответчиков по гражданским делам. Для сравнения – органами внутренних дел в 2011 году по постановлениям судебных приставов-исполнителей разысканы 21 тыс. должников-граждан и всего 11 детей.

Судебными приставами по ОУПДС осуществлено 67,6 тыс. административных приводов в суды, препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9 тысяч лиц. Задержано и передано в органы внутренних дел более 3 тысяч лиц, находящихся в розыске.

Одно из требований Федеральной службы судебных приставов (ФССП) к работе судебных приставов-исполнителей — оканчивать исполнительные производства фактическим исполнением. Согласно данным официального сайта ФССП России, общее количество фактически исполненных исполнительных производств в 2012 году увеличилось на 182,2 тыс. (2011 год – 21,2 млн. исполнительных производств, 2012 год – 21,4 млн.) (Приложение 1). Из-за большой нагрузки, судебные приставы-исполнители несвоевременно направляют копии исполнительных документов на удержание, при этом до настоящего времени не удалось снизить служебную нагрузку судебных приставов-исполнителей. Она несколько стабилизировалась, но по-прежнему остается высокой – в среднем нагрузка одного судебного пристава составила по итогам 2012 года 2097 исполнительных производств, практически на уровне 2011 года (2108 исполнительных производств).

В соответствии с приказом ФССП России от 27.12.2011 №622 «Об утверждении Перечня показателей деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на 2012 год» кратко остановимся на выполнении плановых и прогнозных показателей отделом судебных приставов по г. Лабытнанги по итогам 10 месяцев 2012 года (Приложение 2)

Общее количество невыполненных показателей по итогам работы Управления за 10 месяцев 2012 года составило 5, а именно:

- Доля оконченных фактическим  исполнением исполнительных производств;

- Процент выполнения планового задания по взысканию штрафов специально уполномоченных органов;

- Процент взыскания сумм  по исполнительным документам;

- Степень влияния реализации  имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов;

- Оперативность производства дознания;

За 10 месяцев 2012 года:

- налоговых платежей взыскано  на общую сумму 595975 тыс. руб., что  составляет 97,5 % от планового задания  установленного на 2012 год;

- штрафов специально уполномоченных  органов взыскано на общую  сумму   58583 тыс. руб., что составляет 81,37 % от планового задания установленного на 2012 год;

- исполнительский сбор, перечисленный  в федеральный бюджет бюджетной  системы РФ, составил 64485 тыс. руб., что  составляет 113,1 % от планового задания, установленного на 2012 год.

На конец отчетного периода процент выполнения планового задания по взысканию налоговых платежей составил 47,64% при плановом задании на год 100%.

Процент взыскания сумм  по исполнительным документам, составил 26,5% при прогнозном показателе 39%.

Основными причинами невыполнения показателей деятельности по исполнительному производству являются: слабый контроль со стороны начальников структурных подразделений за деятельностью судебных приставов — исполнителей, большая текучестью кадров в подразделениях.

Процент фактического взыскания расходов по совершению исполнительных действий составил 15,24%, в то время как среднероссийское значение показателя составляет 18,1%. Следует отметить, что ежемесячно  в структурных подразделениях осуществляется  инвентаризация исполнительных производств, в рамках которых понесены расходы по совершению исполнительных действий. Ежемесячно в федеральный бюджет поступают платежи по возмещению расходов прошлых лет. В 2012 году в федеральный бюджет возмещено 397 тыс. рублей.

Процент фактической реализации имущества должников составил 3,63%, при установленном ФССП России показателе 55%.  Низкое значение данного показателя объясняется тем, что в апреле месяце, в связи с отсутствием покупательского спроса, не состоялись торги арестованного имущества (19 объектов недвижимости), принадлежащего должнику Аллахвердовой М.Ф. на общую сумму 552 763 тыс. рублей, или 77,8% от общей суммы, переданной на реализацию, без учета стоимости заложенного имущества, а также недостаточное количество наложенных арестов на имущество должников и, соответственно, незначительная сумма от реализованного имущества.

Процент суммы по искам к ФССП России, удовлетворенных судами, который составил 3,5% при установленном показателе не более 3%.   Основной причиной предъявления исков являются незаконные действия (бездействие) должностных лиц Управления, не качественная подготовка к судебным заседаниям (подготовка мотивированных возражений, отзывов; мониторинг судебной практики; применение рекомендаций центрального аппарата ФССП России; досудебное урегулирование споров).

Процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, к общему количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении, который составил 0,011% при установленном показателе не более 0,010%.  Среди причин, послуживших основанием для  удовлетворения судами заявлений данной категории,  являются,  непринятие всех предусмотренных законом мер для своевременного, правильного и полного исполнения требований исполнительного документа, а также несвоевременное совершение исполнительных действий и принятие мер принудительного исполнения.

Перечисленные выше цифры – это хорошая иллюстрация к предыдущему параграфу… Здесь это неуместно, поскольку назначение этого параграфа (как следует из названия) совсем иное…

В целях контроля выполнения прогнозных значений по линии исполнительного производства и дознания ежемесячно подготавливаются сведения по каждому структурному подразделению Управления и докладываются курирующим заместителям руководителя Управления. Организованы еженедельные оперативные совещания при заместителях руководителя – заместителях главного судебного пристава, на которых начальники структурных подразделений Управления – старшие судебные приставы,  заместители начальников – заместители старших судебных приставов по линии дознания и административной   практики   структурных   подразделений,  дислоцирующихся  в г. Лабытнанги отчитываются о проделанной работе.

Говоря об основных направлениях деятельности российской службы судебных приставов, следует отметить, проведение значительной работы по развитию АИС ФССП России для обеспечения юридически значимого электронного документооборота с иными ведомствами. Обеспечена возможность приема электронных документов, подписанных электронной подписью ведомств, получен первый опыт внутриведомственного безбумажного электронного документооборота.

Судебные приставы-исполнители и должностные лица службы, участвующие в исполнительном производстве, обеспечены усиленной электронной подписью.

Широко распространяется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, с 15 из них уже заключены соглашения об электронном документообороте.

В декабре 2012 года было завершено создание Федерального центра обработки данных и заключен государственный контракт на обеспечение функционирования ведомственной сети передачи данных ФССП России в 2013 году с расширенной пропускной способностью.

С целью популяризации Банка данных исполнительных производств разработаны приложения для социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Мониторинг показал, что в результате этой меры в последние дни истекшего и первые дни нового года количество обращений к Банку данных исполнительных производств увеличилось в десятки раз. Если в начале 2012 года ежесуточная посещаемость составляла 20 тысяч посещений, то в декабре уже превысила 60 тысяч45.

Вместе с тем, процесс обращения к закрытым базам данных до сих пор остается достаточно трудоемким, требуется разрешение компетентных органов, на согласование уходит значительное время. Имеются проблемы, связанные с тем, что законодательно не закреплено использование судебными приставами по ОУПДС оружия и специальных средств при реализации ими новых полномочий, а также не определен инструментарий исполнительно-процессуального розыска.

Серьезная проблема заключается в том, что служебная нагрузка работников ФССП России, осуществляющих функции правового понуждения, обеспечения законности и правопорядка, и высокие требования к их знаниям и навыкам до сих пор не нашли надлежащего отражения в статусе Службы.

Федеральная служба судебных приставов, по сути, стоит «особняком» в ряду органов, выполняющих аналогичные функции, но мотивированных как материально, так и социально. Это влечет за собой катастрофическую текучесть кадров и потерю высококвалифицированных работников.

Исходя из вышеизложенного следует выдвинуть следующие предложения:

1. В случае, когда должнику принадлежит доля в праве общей собственности, целесообразно предоставить судебному приставу-исполнителю право требования о выделе доли должника для обращения на нее взыскания.

2. Представляется целесообразным  предоставить судебному приставу- исполнителю возможность обращения взыскания на долю должника в бизнесе на основании судебного акта, не ставя в зависимость возможность обращения такого взыскания от отсутствия у должника иного имущества.

3. Представляется целесообразным, соблюдая баланс между удовлетворением требований взыскателя и сохранением минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, предоставить возможность обращения взыскания на жилое помещение, являющееся для должника и членов его семьи, проживающих совместно с ним, единственным пригодным для постоянного проживания, путем реализации такого помещения с целью удовлетворения требований взыскателя и приобретения иного помещения, пригодного для постоянного проживания должника и членов его семьи. Также, на наш взгляд, целесообразно законодательно установить различные способы обращения взыскания на имущество в зависимости от его стоимости (является оно малоценным или нет).

Информация о работе Особенности практической деятельности судебных приставов