Особенности практической деятельности судебных приставов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из сущностных характеристик правосудия являются гарантии сторонам в споре, а равно всему обществу со стороны государства при осуществлении им правосудия, исполнения судебного решения. Исполнение судебных решений и других актов, подлежащих исполнению, в любом обществе невозможно в социальном и политическом вакууме, поскольку подвергается влиянию всех возможных проблем, встречающихся в судебной системе.
Согласно принципам, существующим в странах с развитым правопорядком, исполнение судебных решений после рассмотрения дела в суде в подавляющем большинстве случаев производится сторонами добровольно

Содержание

стр.
Введение .......................................................................................................
3
1. Правовое регулирование исполнительного производства в российском законодательстве.......................................................................
7
1.1.
Развитие системы исполнительного производства в отечественном законодательстве..................................................
7
1.2.
Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права..........................................
15
2. Особенности практической деятельности судебных приставов...........
20
2.1.
Проблемы реализации законодательства об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов.....................
20
2.2.
Основные направления совершенствования службы судебных приставов..........................................................................................
30
Заключение.....................................................................................................
46
Библиографический список ......................

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнительное исправленный 2 нов..doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

4. Разработать методические  рекомендации, разъясняющие судебным приставам-исполнителям необходимость применения норм закона для обеспечения правильного и своевременного исполнения судебных актов в случаях, когда должник в добровольном порядке не выполняет требование судебного пристава-исполнителя об обеспечении беспрепятственного доступа в жилое помещение.

5. Разработать вопрос  о праве на получение вознаграждения  и возмещение понесенных расходов третьими лицами при хранении арестованного имущества. Есть специальный институт в гражданском праве: передача на ответственное хранение (секвестр).

6. Предоставить судебному  приставу-исполнителю право оспаривания в суде сделок, совершенных должником и направленных на отчуждение имущества или имущественных прав, с целью признания таких сделок недействительными и применения последствий их недействительности. Каким образом это сделать??? Издать закон??? Объявить по телевизору??? Или как-то иначе??? Какой механизм наделения полномочиями предлагаете???

7. Упростить доступ к существующим информационным базам данных, например, базе данных Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии, содержащая информацию о правах на недвижимое имущество и сделок с ним; базе данных ТАИ, ФМС, ИФНС, ПФР, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, базе данных органов иных служб и ведомств, осуществляющих регистрацию и учет иных объектов гражданских прав и др. Каким образом???

8. Разработать механизм электронного обмена информацией по запросам судебного пристава-исполнителя, что также существенно снизит существующую нагрузку и позволит эффективнее решать задачи по исполнению судебных актов.

Это вообще очень частная проблема, боюсь, что Вы не сможете на защите внятно объяснить комиссии пути ее решения, поскольку в работе об этом практически ничего нет…

Эти проблемы требуют самого серьезного внимания. Без оптимизации принудительного исполнения, являющегося неотъемлемой частью правосудия, невозможно оптимизировать судебную систему в целом и построить правовое государство, опирающееся на соблюдение законности и правопорядок.

Нет вывода, который бы решал одну из задач ВКР…

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исполнительное производство - динамично развивающаяся сфера российского права, которое в последнее время приобретает все более существенное значение.

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает особые меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Наличие подобных мер свидетельствует о сложном характере принудительного исполнения, так как, несмотря на наличие общих норм, судебный пристав-исполнитель в каждом конкретном случае сталкивается с различными трудностями правоприменения.

Исполнительное производство должно подробным образом регулироваться на законодательном уровне, и данное правило является общепринятым.

Исходя из задач, решаемых в ходе написания работы были выдвинуты следующие предложения:

- для должника, не исполняющего  решение суда в добровольном  порядке, принудительное исполнение должно влечь существенные дополнительные расходы;

- принудительное исполнение  должно выражаться прежде всего  не в физическом принуждении  должника к каким-либо действиям (обеспечить доступ, предоставить  имущество, дать объяснения), а в  деятельности пристава по успешному исполнению судебных актов без воли и участия должника, а также в создании правовых условий для такой деятельности;

- с этой целью целесообразно  проработать вопрос о наделении  судебных приставов-исполнителей статусом и объемом полномочий, соотносимых со статусом и объемом полномочий арбитражных управляющих в делах о банкротстве по оспариванию сделок должника, учитывая близость сфер, регулируемых соответствующими федеральными законами;

- целесообразно в теоретическом  плане проработать вопрос о  возложении функций принудительного исполнения судебных актов на частных лиц для снижения нагрузки на судебных приставов-исполнителей и существенного увеличения экономической заинтересованности, при этом следует изучить опыт создания в России частного нотариата;

- в конечном счете должен быть реализован принцип первоначального принудительного исполнения вступивших в силу судебных актов за счет всего имущества должника (с сохранением определенного государством минимума для существования должника и членов его семьи). При наличии исполнительного листа о взыскании определенных денежных средств и отказе добровольного погашения долга кредитор не должен ходить вновь по судам, отыскивая имущество должника. Сначала идет принудительное взыскание, а должник имеет право обратиться в суд, если полагает, что его права нарушены.

В ходе работы обоснованы организационно-правовые приоритеты совершенствования деятельности органов принудительного исполнения в современных условиях, главными из которых, являются: оптимизация системы деятельности указанных органов по исполнению юрисдикционных актов; подготовка и переподготовка профессиональных кадров по соответствующей специализации; координация деятельности службы судебных приставов с иными его структурами и другими органами исполнительной власти; управление процессом разработки и внедрения в деятельность службы судебных приставов современных моделей материального и морального стимулирования профессиональной деятельности сотрудников; руководство системой оценки и контроля деятельности структурных подразделений и сотрудников службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве»// Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849

 

Научная и учебно-методическая литература

 

  1. Амерханова З.М. Взыскание алиментов: теория и практика. Самара, 2006.
  2. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005.
  3. Бутько Л.В., Улетова Г.Д. К вопросу о роли Конституции Российской Федерации как источника исполнительного права//Практика исполнительного производства, 2012, № 3.
  4. Валеев Д.Х.Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве»//Вестник гражданского процесса, 2012, №1.
  5. Вороненков Д.Н. Теоретические и нормативные основы судебного контроля в механизме разделения властей. СПб., 2009.
  6. Головин В.В., Калганова Л.А. Повышение эффективности государственного управления. На примере ФССП России / Под ред. Н.А. Винниченко. М., 2010.
  7. Головин В.В., Калганова Л.А. Проблемы управления службой судебных приставов // Бюллетень Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2007. № 2.
  8. Государственная служба судебных приставов: отдельные аспекты теории и практики: Учебное пособие. - Саратов: СГАП. 2012.
  9. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2007.
  10. Грицай О. К вопросу о мерах принудительного исполнения в исполнительном производстве // Арбитражный и гражданский процесс. - М.: Юрист, 2006, № 4.
  11. Донцов Е.М. Исполнение судебных и иных актов в отношении имущества физических лиц. М., 2010.
  12. Захаров В.В. Становление и развитие института судебных приставов в России (вторая половина XIX - начало XX века). М., 2010.
  13. Илларионов И.С. Оспаривание сделок должника//Арбитражный управляющий, 2012, № 3.
  14. Исаенкова А.В., Постатейный комментарий к Закону об исполнительном производстве, Саратов.  2009.
  15. Кархалев Д.Н. Охранительное гражданское правоотношение. М., 2009.
  16. Кузнецов В.Ф. Реализация судебных решений, не связанных с передачей имущества или денежных сумм. Свердловск, 1986.
  17. Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. 2008. №11.
  18. Малюшин К.А. Принципы гражданского исполнительного права: проблемы понятия и системы. М.:Инфотропик Медиа, 2011.
  19. Миронова К.А. О мерах предварительного судебного контроля в исполнительном производстве//Исполнительное право, 2012, № 3.
  20. Муртазин И. Закрыть, изъять, продать // Новая газета. 2012. 27 июня.
  21. Павлова Н.В. Предварительные обеспечительные меры, механизм реализации, особенности осуществления в рамках взаимодействия судебных процессов государств // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1.
  22. Поучение Владимира Мономаха // Русские летописи XI - XVI вв. Избранное. СПб., 2006.
  23. Решетникова И.В. Судебные реформы XIX и XXI веков в области гражданского судопроизводства // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008.
  24. Самохвалов С.В. Судебные приставы допетровской Руси (Очерк истории института судебных приставов в XII - XVII вв.). М., 2002.
  25. Семенова С.И., Нестолий В.Г.Отраслевая принадлежность исполнительного производства//Исполнительное право, 2012, № 3
  26. Сергун А. К., Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права. М. 1978.
  27. Сергун А.К. Проблемы исполнительного производства в советском гражданском процессе. М., 1980.
  28. Треушников А. М. Исполнительное производство. М., 2009. С.113.
  29. Туманов Д.А. Пробелы в гражданском процессуальном праве. М., 2008.
  30. Филимонова М.В. Процессуальные аспекты взаимодействия судебного пристава-исполнителя и суда в исполнительном производстве. Саратов, 2006.
  31. Хикматуллин А.И.  Актуальные вопросы практики применения мер принудительного исполнения по Федеральному закону «Об исполнительном производстве»// Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, 8-11 июня 2011 г.. - М.: Статут, 2011.
  32. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.
  33. Худенко В.В. Участники исполнительного производства. Саратов, 2008.
  34. Чайка Ю. Совершенствование системы исполнительного производства - одна из основ пополнения бюджета страны // Современное право. 2002. № 2.
  35. Чечот Д. М. Неисковые производства. М., Юридическая литература, 1973. Власов В.И. История судебной власти. Книга первая (1019 - 1917). М., 2003.
  36. Шакитько Т.В. Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из исполнительных правоотношений / Под ред. Исаенковой О.В. Краснодар, 2005.
  37. Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996, № 2.
  38. Ярков В.В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. - М.: Издательство БЕК, 2007.
  39. Ярков В.В., Устьянцев С.Е. Концепция развития системы исполнительного законодательства и службы судебных приставов Российской Федерации (краткие тезисы) // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 8.

 

 

Материалы следственно-судебной практики

 

  1. Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2009 г. № 09АП-3894/2007-ГК по делу N 4066308/06-6-380 Арбитражного суда г. Москвы // Архив Арбитражного суда г. Москвы.

 

ИНТЕРНЕТ-источники

 

  1. Ананьев М.Б. О мерах по повышению эффективности работы отделений и представителей РФФИ по реализации арестованного, конфискованного и бесхозяйного имущества. Сочи, 22 - 23 июля 2011 г. http://www.rffi.rusdolg.ru
  2. Доклад директора ФССП России А.О. Парфенчикова на коллегии ФССП России по итогам деятельности за 2012 год// http://www.r72.fssprus.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

Процент исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением ФССП России (2006-2012 гг.)

 

 

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

69,1%

63,7%

73,8%

76,8%

72,6%

63,1%

59,7%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Выполнение плановых и прогнозных показателей отделом судебных приставов по г. Лабытнанги по итогам 10 месяцев 2012 года

 

 

Общее количество исполнительных производств находящихся на исполнении составило 12458 ИП, на сумму 14615220 тыс. руб.

Прогноз

10 мес. 2011

10 мес. 2012

1

Доля оконченных фактическим исполнением

исполнительных производств

Не менее 50%

34,7%

32,33%

2

Процент выполнения планового задания по взысканию исполнительского сбора

Не менее 100% Ежемесячно 66,7%

43,4%

113,1%

3

Процент выполнения планового задания по взысканию налоговых платежей

Не менее 100% Ежемесячно 66,7%

39,7%

97,5%

4

Процент выполнения планового задания по взысканию штрафов специально уполномоченных органов

Не менее 100% Ежемесячно 66,7%

75,24%

81,37%

5

Процент взыскания сумм по исполнительным документам

Не менее 39%

26,43%

23,15%

6

Степень влияния реализации имущества должников

на эффективность исполнения актов судебных и иных органов

не менее 10%

7,82%

3,1%

7

Процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов

не более 0,010%

0,007%

0,005%

Обеспечение установленного порядка деятельности судов

8

Процент обеспечения безопасности судей и участников судебного процесса в судебных заседаниях

Не менее 100%

100%

100%

9

Процент осуществления приводов в суды по уголовным делам (отношение количества лиц, доставленных в суды к общему количеству лиц, подлежащих приводу на основании постановлений (определений) судов)

Не менее 91%

95,62

97,59%

10

Уровень специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС (отношение средней общей оценки по основным предметам специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС к высшей оценке «отлично»)

Не менее 75%

   

Организация дознания и осуществление полномочий административной юрисдикции

11

Результативность расследования уголовных дел

Не менее 96%

98,40%

98,14%

12

Оперативность производства дознания (отношение количества уголовных дел, расследованных в срок свыше 30 суток, к общему количеству уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным актом и прекращенных производством)

Не более 10%

9,71%

13,30%

13

Обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России (отношение количества уголовных дел, по которым судами вынесены оправдательные приговоры и постановления о прекращении уголовных дел по реабилитирующим основаниям, к общему количеству уголовных дел, направленных в суд дознавателями ФССП России)

Не более 0,2%

0,00%

0,00%


 

 

1См.: Семенова С.И., Нестолий В.Г.Отраслевая принадлежность исполнительного производства//Исполнительное право, 2012, № 3. С.4.

2 См.: Кархалев Д.Н. Охранительное гражданское правоотношение. М., 2009. С. 132.

3 См.: Туманов Д.А. Пробелы в гражданском процессуальном праве. М., 2008. С. 28.

4 См.: Муртазин И. Закрыть, изъять, продать // Новая газета. 2012. 27 июня. С. 2 - 3.

5 См.: Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 4.

6 См.: Поучение Владимира Мономаха // Русские летописи XI - XVI вв. Избранное. СПб., 2006. С. 185.

7 См.: Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005. С. 95.

8 Самохвалов С.В. Судебные приставы допетровской Руси (Очерк истории института судебных приставов в XII - XVII вв.). М., 2002. С. 12.

9 См.: Чечот Д. М. Неисковые производства. М., Юридическая литература, 1973. С.23.

10 См.: Власов В.И. История судебной власти. Книга первая (1019 - 1917). М., 2003. С. 75.

 

11 Захаров В.В. Становление и развитие института судебных приставов в России (вторая половина XIX - начало XX века). М., 2010. С. 94.

12 Бутько Л.В., Улетова Г.Д. К вопросу о роли Конституции Российской Федерации как источника исполнительного права//Практика исполнительного производства, 2012, № 3.

13 См.: Сергун А.К. Проблемы исполнительного производства в советском гражданском процессе. М., 1980. С.112.

14 См.: Кузнецов В.Ф. Реализация судебных решений, не связанных с передачей имущества или денежных сумм. Свердловск, 1986. С. 10.

 

15 См.: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996, № 2. С. 32.

16 Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. 2008. №11. С. 96.

17 Сергун А. К., Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права. М. 1978. С.111.

18 Валеев Д.Х.Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве»//Вестник гражданского процесса, 2012, №1. С.4.

19 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве»// Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849

20 См.: Вороненков Д.Н. Теоретические и нормативные основы судебного контроля в механизме разделения властей. СПб., 2009. С. 6.

21 См.: Исаенкова А.В., Постатейный комментарий к Закону об исполнительном производстве, Саратов.  2009. С.56.

22 См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2007. С. 15.

Информация о работе Особенности практической деятельности судебных приставов