Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, которые и будут составлять тот самый каркас государства не просто на словах, а на деле, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.
Целью настоящей работы ставилось исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации.
Основной задачей же данной работы является рассмотрение особенностей социальной защиты государственных служащих во время прохождения и завершения государственной службы.
Введение 3
Глава I. Государственная служба в российской федерации. 5
1.1 Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации. 5
1.2 Правовые основы государственной службы, статус государственного служащего. .11
Глава II. Правовое регулирование социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации ………… .18
2.1 Принципы социальной защиты государственных служащих 18
2.2 Особенности социальной защиты государственных служащих различных видов государственной службы во время прохождения и по завершению службы. 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Судьба демократических
реформ, укрепление их социальной базы
тесно связаны с развитием
института государственной
Вместе с тем, констатируют эти авторы, такие цели труднодостижимы из-за нестабильности положения чиновников.
Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и большинства чиновников - с другой, явился основанием для суждений о слабой защищенности государственных служащих13.
Но было бы неправильным подходить к социальной защите государственных служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два принципиальных различия.
Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и социально не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме того, социальная защита
уязвимых слоев населения
Характерна мотивация выбора работы в государственных структурах. Значительное число служащих связывает этот выбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%) . В государственных и муниципальных органах власти Ростовской области для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%) , творческий характер труда и самореализация способностей (87,3%) , репутация (64,4%). 15
Потому социальная защита
государственных служащих не должна
ограничиваться их материальным обеспечением,
но учитывать их психологию, самоуважение
и признание со стороны коллег,
начальства, общества в целом. И в
этой связи возникает первоочередная
проблема создания положительного, делового
имиджа государственной службы на основе
правдивой и оперативной
Необходимо отметить, что
одной из причин отрицательного отношения
населения к государственной
службе была и остается проблема льгот
и привилегий. Привилегии являются
объективной необходимостью любой
управленческой структуры в любом
обществе. Заявления о желании
их ликвидировать есть или демагогия,
или непонимание основ
Для этого нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены. Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действенным и гласным контроль за соблюдением законодательства о привилегиях.
“При соблюдении этих условий негативное влияние привилегий на нравственную оценку государственных служащих значительно снижается”.16
Второе принципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает “на себя” , в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.
Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то оно должно заботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и многогранной.
Все вышесказанное позволяет
нам сделать вывод о том, что
социальная защита государственных
служащих “должна включать в себя
комплекс мер, направленных, во-первых,
на компенсацию ограничений, объективно
обусловленных характером деятельности;
во-вторых, на реализацию социальных ожиданий
работника, которые легли в основу
его профессионального выбора; в-третьих,
на нейтрализацию факторов, препятствующих
эффективной служебной
Ограничения, связанные с государственной службой, законодательно закреплены статьей 11 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 31.07.1995. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) , связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец, государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.
Основные социально значимые
ограничения для
К сожалению, существующая на
государственной службе система
должностных окладов в большей
степени соответствует не экономическим,
а административно-командным
Именно в этом заключается
одна из причин сознательного
Опыт государственной
службы зарубежных стран показывает,
что существуют различные системы
оплаты труда государственных
В Германии вопросы оплаты труда чиновников регулируются законом. Оклады устанавливаются в зависимости от места и срока службы. Во Франции размер заработной платы государственного служащего устанавливается в зависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степень квалификации, так как вся система тарифных ставок приведена к дипломам и свидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу.
В Англии, Соединенных Штатах,
Франции минимальная заработная
плата первого разряда
В связи с этим изменение существующей модели оплаты труда государственных служащих на основе зарубежного опыта будет являться одной из мер их социальной защиты.
Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что “право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы”.20
компенсацией ограничения на участие в забастовках могло бы стать создание примирительных (согласительных) процедур и органов (или комиссий) , в компетенцию которых входило рассмотрение жалоб государственных служащих по вопросам установления оплаты труда, по результатам аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов, разрешение служебных конфликтов и тому подобное.
Интересен, в этой связи, опыт государственной службы зарубежных стран. Так, например, в США существует принцип “системы заслуг” , и для большинства чиновников продвижение по служебной лестнице производится согласно этому принципу. Он означает отбор лучших кандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. Совет по защите системы заслуг служит тем государственным органом, главными задачами которого являются защита, как всей системы заслуг, так и отдельных служащих от злоупотреблений руководителей, неоправданных кадровых действий, заслушивание и принятие решений по жалобам служащих. Кроме названного Совета существует Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями, который выносит решения по трудовым спорам.
В России в примирительных
процедурах между государством и
государственными служащими могла
бы сыграть большую роль такая
общественная организация как