Особенности социальной защиты государственных служащих во время прохождения и завершения государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, которые и будут составлять тот самый каркас государства не просто на словах, а на деле, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.
Целью настоящей работы ставилось исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации.
Основной задачей же данной работы является рассмотрение особенностей социальной защиты государственных служащих во время прохождения и завершения государственной службы.

Содержание

Введение 3
Глава I. Государственная служба в российской федерации. 5
1.1 Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации. 5
1.2 Правовые основы государственной службы, статус государственного служащего. .11
Глава II. Правовое регулирование социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации ………… .18
2.1 Принципы социальной защиты государственных служащих 18
2.2 Особенности социальной защиты государственных служащих различных видов государственной службы во время прохождения и по завершению службы. 32
Заключение 38
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ( Особенности социальной защиты государственных служащих ).docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

Следует сказать еще об одном социально значимом ограничении, которое реализует принцип политического  нейтралитета государственных служащих (или, иначе, принцип внепартийности государственной службы) - это запрет на использование служебного положения  в интересах политических партий. Компенсацией этого ограничения  является создание института государственных  должностей государственной службы категории “В” , то есть штата государственных  служащих, находящихся на государственной  службе постоянно, вне зависимости  от смены политического руководства. “В условиях существования в нашей  стране многопартийности, частой смены  правительства, роспуска парламента, такой  штат будет служить фактором устойчивости государства и общества и способствовать эффективному и рациональному управлению страной”.21

Кроме законодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют к тому же перегрузки, связанные  с ненормированным характером труда, то есть занятостью во внеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемых  в административной иерархии. Причем нагрузка и требования к государственному служащему возрастают с продвижением его вверх по служебной лестнице.

Как показали исследования, “подавляющее большинство государственных  служащих работает сверхурочно (до 90 процентов) . При этом основная часть опрошенных (60 процентов) выполняет эти работы постоянно. В ряде министерств и ведомств их число достигает 77 процентов, а среди руководителей департаментов и управлений - до 86 процентов”.22

 В связи с этим  компенсационные меры социальной  защиты должны быть направлены  не только на установление  надбавок за напряженность работы, но и на льготы в медицинском  обслуживании, установление дополнительных  отпусков, государственное страхование,  льготное пенсионное обеспечение  и так далее. 

В качестве примера приведем статью 29 Закона РСФСР “О милиции” от 18.04.1991 №1026-1: “Все сотрудники милиции  подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств  соответствующих бюджетов, а также  средств, поступающих в специальные  фонды на основании договоров  от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его  смерти до истечения одного года после  увольнения со службы вследствие ранения (контузии) , заболевания, полученных в  период прохождения службы, семье  погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие  в размере десятилетнего денежного  содержания погибшего (умершего) из средств  соответствующего бюджета с последующим  взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником  милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность  дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего  денежного содержания из средств  соответствующего бюджета с последующим  взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с  осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной  пенсии по указанным в настоящей  статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с милицией договоры.

Ущерб, причиненный имуществу  сотрудника милиции или его близким  в связи со служебной деятельностью  сотрудника милиции, возмещается в  полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.” Социальная защита государственного служащего, предоставляемые  ему льготы, должны возрастать по мере его вертикального роста, так  как именно труд руководящего состава  характеризуется повышенной сложностью и напряженностью; ответственностью не только за принимаемые лично решения, но и за решения и действия подчиненных; увеличением объема решаемых задач  и так далее.

Социальные ожидания государственных  служащих, как уже отмечалось ранее, связаны с удовлетворением вторичных  потребностей. И в этом плане, наряду с поднятием имиджа государственной  службы, выделяется проблема профессионального  и личностного роста государственных  служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этой проблемы: 1) карьера  служебная (вертикальная) , то есть повышение  профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров; 2) карьера профессиональная (горизонтальная) , то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с самообразованием, обучением, желанием каждодневно делать все более сложную работу. Здесь  важна система определения соответствия кандидата требованиям по должности, его профессиональная оценка, включающая прогнозирование и планирование потребностей в кадрах, формирование резерва на выдвижение, систему повышения  профессиональной квалификации.

Так, в Германии эта система  предлагает более 20 видов семинарских  программ по вопросам управления.

Во Франции “верхним звеном”  является Национальная школа государственного управления. “Среднее звено” подготавливается в Политехнической школе и  пяти региональных институтах государственного управления. Сложилась практика стажировок государственных служащих в смежных ведомствах. Вся система стимулирует государственного служащего к повышению квалификации: участие в программах обучения дает дополнительные баллы при аттестации, повышает шансы занять очередную вакансию.

В США обучение и повышение  квалификации считается личным делом  государственных служащих, но при  этом существуют льготы для желающих получить специальное высшее образование  или ученую степень - предоставление дополнительных отпусков и уменьшение налогообложения на сумму затрат на обучение (до 2 тысяч долларов) .

В Российской Федерации также  создана система профессиональной подготовки и переподготовки государственных  служащих под общим руководством Российской Академии государственной  службы, при учебно-методическом руководстве  Академии народного хозяйства; по ведомственной  подчиненности; система обучения служащих юридических учреждений. То есть государственному служащему, желающему повысить свои профессиональные знания, такая возможность  предоставлена.

Социальная защита государственных  служащих включает в себя и нейтрализацию  факторов, препятствующих эффективной  служебной деятельности.

“Нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной  деятельности - это, прежде всего, работа по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы, защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение  гигиены труда, способствование  решению бытовых проблем”.23

 (жилищных проблем, обеспечение транспортом и связью, решение вопросов воспитания и обучения детей и так далее) . Так, мы уже указывали ранее на необходимость создания примирительных (защитных) процедур и органов для защиты прав государственных служащих. К сказанному можно добавить, что представляется интересным опыт США, где в законе о реформе гражданской службы детально расписаны дисциплинарные меры, которые должны применяться против руководителей, нарушающих принцип “системы заслуг” при прохождении чиновниками службы.

Государство для нейтрализации  неблагоприятных факторов должно помогать государственному служащему в решении  различных бытовых проблем, как  то: создании нормальных условий труда, обеспечении хорошо отапливаемыми, освещенными, правильно спланированными  помещениями, транспортом, связью, автоматизации  и научной организации труда.

Важнейшим направлением реализации социальной защиты государственных  служащих является законодательное  закрепление защитных мер как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

В Российской Федерации правовая основа социальной защиты государственных  служащих установлена федеральным  законом.

Статья 15 Федерального закона об основах государственной службы гарантирует государственному служащему: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов федерации; ежегодный  оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе  после выхода его на пенсию; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; обязательность получения  его согласия на перевод на другую государственную должность государственной  службы, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом; пенсионное обеспечение  за выслугу лет и пенсионное обеспечение  членов семьи государственного служащего  в случае его смерти, наступившей  в связи с исполнением им должностных  обязанностей; обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Федеральными законами и законами субъектов федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Положение о федеральной  государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации  от 22.12.1993 №2267, прямо устанавливает  принцип социальной защищенности государственных  служащих, согласно которому им создаются  необходимые условия для эффективной  деятельности и обеспечиваются следующие  гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда  к месту отдыха и обратно; медицинское  обслуживание их и членов семей, в  том числе после выхода его  на пенсию, за счет средств республиканского бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с сокращением  штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального государственного органа или другими, не зависящими от государственных  служащих причинами; защита их и членов семей от насилия, угроз, оскорблений  и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных полномочий; повышение престижа управленческого труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи, перспектива повышения по службе.

В течение нескольких последних  лет был принят также ряд законодательных  актов, в которых с той или  иной стороны и с определенной степенью полноты решены многие вопросы  социальной защищенности федеральных  государственных служащих: законы о  прокуратуре, милиции, об органах государственной  безопасности, налоговой полиции, о  защите должностных лиц федеральных  органов государственной власти, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о статусе  военнослужащих и другие.

Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральных государственных  служащих нашли свое отражение в  указах Президента Российской Федерации  “Об утверждении Положения о  проведении аттестации федерального государственного служащего” от 09.03.1996 №353, “Об утверждении  Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной  должности федеральной государственной  службы” от 29.04.1996 №604, “О некоторых  социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных  государственных служащих” от 16.08.1995 №854, “О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих” от 07.02.1995 №103, “Об утверждении Положения  о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов  государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией  или реорганизацией этих органов, сокращением  штата” от 23.08.1994 №1722, в Гарантиях  правовой и социальной защиты работников государственной налоговой службы Российской Федерации и Положении  о классных чинах работников государственной  налоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений  Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.

Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти, можно прийти к выводу, что  на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер  социальной защиты государственных  служащих. И если реальное состояние  дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при  Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано  с несовершенством механизма  реализации законодательно закрепленных положений.

 

2.2 Особенности социальной защиты государственных служащих различных видов государственной службы во время прохождения и завершения службы.

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная  служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая  также должна быть (и является по существу) государственной. В Федеральном  законе «Об основах государственной  службы РФ» и в Положении о  федеральной государственной службе в числе органов, в которых  осуществляется государственная служба, прокуратура РФ не упоминается; в  законе не устанавливаются также  государственные должности, которые  относятся к государственной  службе. Если следовать логике законодателя, то прокуроры — это «другие» лица, непосредственно исполняющие полномочия государственных органов и занимающие государственные должности категории «А». Сотрудники прокуратуры (помощники прокурора, следователи) могут быть отнесены к лицам, занимающим государственные должности государственной службы категорий «Б» и «В».

Современная государственная  служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики  сфер и отраслей государственной  деятельности. Поэтому к государственной  службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах  налоговой полиции и т.д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется  системностью, охватывая службу в  органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.

В специальной литературе общепризнано подразделение государственной  службы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах  РФ и ее субъектов, в администрации  области) и милитаризованную (например, военная служба, служба в органах  внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных  войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах, комитетах и т.д.); специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса) Гражданская служба и милитаризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функции и особой внутриотраслевой компетенции.

Информация о работе Особенности социальной защиты государственных служащих во время прохождения и завершения государственной службы