Политические права и свобода граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
Определить понятие, принципы политических прав и свобод граждан;
Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
Описать гарантии реализации политических прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС !.docx

— 56.98 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации  и Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации  закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских  объединений, обществ и ассоциаций.

По своему содержанию право  на объединение предусматривает  возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек  вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими  людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а  также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает  только три положения, связанные  с реализацией этого права.

а) Право на объединение  принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и неграждане, законно находящиеся  на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, поскольку Конституция  РФ не предусматривает возможность  ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением  иностранцев в соответствии со ст. 62). Исключение составляют также некоторые  категории граждан (военнослужащие, судьи и т.д.)

б) Государство гарантирует  свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных  ч. 5 ст. 13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться  в их внутреннюю деятельность. Объединения  создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах.

в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в  нем. Следовательно, закон гарантирует  добровольность вступления в объединение  и пребывания в нем, исключает  какое-либо принуждение. Членство в  какой-либо партии или профсоюзе  не может быть условием занятия должности  в государственной организации  и вообще служить основанием для  ограничения прав и свобод человека.

Во всех развитых странах  подробно регламентируются создание и  деятельность политических партий. В  Конституции РФ о них не упоминается. В соответствии с Законом о  чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция  которых в отношении субъектов  этого права определена конституционно: "для защиты своих интересов". Такая формулировка позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. Государство оказывает также поддержку молодежным и детским общественным объединениям. Специальными законами регламентируются благотворительная деятельность и благотворительные организации, а также деятельность некоммерческих организаций.

Итак, Конституция Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации  имеет право на объединение" –  это значит, что каждый человек, законно  находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми  ее правами и обязанностями имеет  право создавать общественные объединения  и организации для реализации своих общественных, социальных  и политических интересов. Право  на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие  в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или  вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто  не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право  на общественные объединения предоставляет  гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно  или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации  гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются  без предварительного разрешения государственных  органов.

Право на объединение не является абсолютным правом и может  подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются  Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании  ст. 56 Конституции Российской Федерации  отдельные ограничения устанавливается  в условиях чрезвычайного положения.  Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введения чрезвычайного  положения при попытках насильственного  свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может  быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций  массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

Конституция также устанавливает  нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых  к ним требованиям.

В части первой статьи 13 запрещается  создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ  конституционного строя, нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Закон устанавливает, что  отказ в регистрации общественного  объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации  дается в письменной форме и может  быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи  документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательством устанавливается  также ограничение права на объединение  для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г., принятом Государственной Думой, формулируется понятие общественного объединения: "Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Учредителями по существующему  законодательству Российской Федерации  являются как физические, так и  юридические лица. Причем их должно быть не менее трех человек (кроме  политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности  гласности.

Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности общественного объединения, но для  начала покажем их виды. Закон предусматривает  пять различных организационно-правовой форм функционирования организаций.

- Общественная организация  - совместная деятельность для  защиты общих интересов и уставных  целей объединившихся граждан.

- Общественное движение - массовое общественное объединение,  преследующее социальные, политические  и иные общественно полезные  цели, поддерживаемые его участниками.

- Общественный некоммерческий  фонд - формирование имущества на  основе добровольных взносов,  и иных не запрещенных законом  поступлений и использование  его на общественно-полезные цели.

- Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг,  отвечающих интересам участников.

- Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное  решение социальных проблем, возникающих  у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Общественные объединения  также различаются по территориальной  сфере деятельности. В частности  они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и  Местными. В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации  и имеет там свои структурные  подразделения. Межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправления.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие  совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных объединений  могут состоять лица следующего возрастного  критерия: 14 лет (молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения).

В соответствии с политическими  целями, общественные объединения оказывают  большое влияние и им предоставлена  свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о порядке организации митингов, шествий и пикетировании", а так же законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются  в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства этого права. (Это право  закреплено в ст.46 Конституции Российской Федерации).

 

2.3 Право  на мирные собрания и публичные  манифестации

Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью таких действий граждан  является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки  политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию  по тому или иному вопросу достоянием общественности.

По существу это право  напрямую связано со свободой слова  и выражения своих мнений. Главная  трудность его реализации — в  совместимости публичных мероприятий  с общественным порядком, поскольку  шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для  граждан и транспорта.

 

2.4 Право  участвовать в управлении делами  государства

Это право принадлежит  только гражданам Российской Федерации  и реализуется ими, как сказано  в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов  формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной  власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют  народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном  праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила  связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок  выборов в эти органы государственной  власти должен определяться федеральными законами.

Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или  косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах  и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской Федерации от 6 декабря  1994 г.

Равный доступ к государственной  службе очень важен для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую  силу, оторванную от народа. В правовом государстве должны действовать  надежные гарантии против возрождения  такого специфического явления прошлых  лет, как "номенклатура". Равный доступ на государственную службу призван  обеспечить нормальную сменяемость  и обновление чиновничества, не допустить  его превращения в касту.

Информация о работе Политические права и свобода граждан в Российской Федерации