Политические права и свобода граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
Определить понятие, принципы политических прав и свобод граждан;
Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
Описать гарантии реализации политических прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС !.docx

— 56.98 Кб (Скачать файл)

Содержанием понятия равного  доступа к государственной службе является право граждан на занятие  любой государственной должности  без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно  предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии.

Право участвовать в отправлении  правосудия призвано обеспечить демократический  порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации  занять должность судьи, быть присяжным  заседателем, народным заседателем.

Граждане России имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность  обращаться с просьбой, жалобой или  предложением в любой орган и  к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как  личные вопросы, так и общественные. Право обращений включает возможность  коллективных обращений (петиций).

Право обращений свидетельствует  о том, что воздействие граждан  на государственные решения не исчерпывается  правом избирать органы государственной  власти. Через предложения, заявления  и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные  органы и обязанность давать на них  ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового  недовольства и охране прав отдельных  лиц.

Прежде всего, следует  уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все  иные политические права и свободы, является право  участвовать в управлении делами государства,  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно  вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских  и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой  бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений имеет  право и возможность:

1) Принимать участие в  ведении государственных дел  как непосредственно, так и  через посредство свободно выбранных  представителей;

2) Голосовать и быть  избранным на подлинных периодических  выборах, производимых на основе  всеобщего  и равного избирательного  права при тайном голосовании  и обеспечивающих свободное волеизъявление  избирателей;

3) Допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При  анализе механизма народовластия  различают две главные формы  демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция  объявила референдум и выборы  не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается последовательного  осуществления народом своей  власти (через органы государства  и органы местного самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание  на следующее. В ранее  действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть  "через  Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции  применена другая формула: "через  органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти  уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в  действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной  из основ конституционного строя  вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.

В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного  осуществления народом принадлежащей  ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование  по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и  в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы – наиболее часто  и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный  процесс, именуемый избирательной  кампанией, которая начинается с  назначения даты выборов и завершается  определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения  должностей.

Свободными считаются  выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу  выбора дает наличие нескольких баллотирующихся  кандидатур.

Согласно Конституции  Российской Федерации, порядок выборов  Президента и депутатов Государственной  Думы устанавливается федеральным  законом.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан  в управлении делами государства.

Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как  и указывалось выше) полностью  дееспособным лицом и имеет право  в полной мере пользоваться политическими  правами и свободами. Следует  отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления  наступает либо с 18 лет (пассивное  избирательное право), либо позднее  и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед  выборами, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления  полномочий Президента Российской Федерации  обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации  не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще  существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в  частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая  правовая грамотность).

Участие же в референдуме  имеет низший возрастной ценз, который  составляет в России всего 18 лет  и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений  в этой области. В частности, это  касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять  гражданские обязанности (за ними в  судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в  качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских  прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое  уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен  приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение  свободы, имеют полные избирательные  права. Ограничение их избирательных  прав во внесудебном порядке является актом произвола.

Обратимся теперь к праву  граждан на равный доступ к государственной  службе.

Это одна из новых норм для  Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в  КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство  исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.

Право поступления на государственную  службу имеют граждан Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается  установление  при  приеме  на  государственную службу, каких  бы то  ни было  прямых или  косвенных  ограничений  в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям.

Но следует забывать, что  во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента Российской Федерации  от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной  государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (п.22),

Прием  на государственную  службу осуществляется в порядке  назначения или  конкурса при наличии  соответствующего образования, опыта  работы, квалификации по государственной  должности, если иное не предусмотрено  законом Российской Федерации.

Государственный   служащий,  занимающий   государственную  должность, подлежит аттестации не  чаще одного  раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная     комиссия      формируется     руководителем государственного органа. В случае  признания аттестационной  комиссией государственного служащего  не  соответствующим занимаемой государственной должности он может  быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок  и   условия  проведения   аттестации  государственных служащих  устанавливаются   актами   законодательства   Российской Федерации.

Участие граждан в отправлении  правосудия долгое время имело форму  выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время  осуществляется в России поэтапное  введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для  участия в рассмотрении конкретного  дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора  суда. Это так же предусматривает  открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное  участие граждан в отправлении  правосудия.

Суд присяжных заседателей  образуется при краевом, областном, городском суде и действует в  составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно учувствуют государственный обвинитель и защитник.

 

Глава III.  Гарантии реализации прав и свобод

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда  ему соответствует чья-то обязанность  его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно  к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

 

3.1 Конституционные  гарантии прав и свобод

В Конституции РФ права  и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права  закреплены декларативно ("каждый имеет  право на жилище"), другие – как  гарантия ("гарантируется свобода  массовой информации"), третьи –  как объект охраны или защиты со стороны государства или закона ("право частной собственности  охраняется законом", "материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства"). Различие формулировок не умаляет признания  тех или иных прав граждан, поскольку  Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности  его отрицания. Однако формулировка "гарантируются" звучит более  весомо, она чаще встречается в  тех случаях, когда государство  обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной  и той же статье Конституции о  дошкольном и основном общем образовании  говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных  и средних школ достаточно для  всех граждан, а получить высшее образование  только "каждый вправе", поскольку  бесплатно дать такое образование  всем гражданам государство не в  состоянии. Формулировки "охраняются государством" и "находятся под  защитой закона" по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также  права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного  ареста.

Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные  статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти  гарантии могут быть условно разбиты  на две группы: общие гарантии и  гарантии правосудия.

Наиболее общей гарантией  прав и свобод, имеющей наивысшую  юридическую силу, является сам конституционный  строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах  и нормах международного права. Эта  наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства  по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Информация о работе Политические права и свобода граждан в Российской Федерации