Политические права и свобода граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
Определить понятие, принципы политических прав и свобод граждан;
Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
Описать гарантии реализации политических прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС !.docx

— 56.98 Кб (Скачать файл)

Конституция гарантирует  государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее  правило закрепляет обязанность  государства различными правовыми  средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и  свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных  лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных  организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют  право защищать свои права с помощью  оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

Российская Конституция  гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая  защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в  суд могут быть обжалованы любые  решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и  т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями  государства.

Конституция РФ предоставляет  каждому право обращаться с жалобой  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это  право обусловлено наличием соответствующих  международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны  все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением  вреда человеку. Конституционная  гарантия в таких случаях состоит  не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его  реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных лиц".

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения  прав и свобод. Отдельные виды ответственности  за причиненный вред закреплены в  специальных законах – Федеральном  законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации  от 3 апреля 1995 г. и др. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные  органы государства лишены права  принимать законы, отменяющие или  умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной  власти о том, что отмена, пересмотр  или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует  созыва Конституционного Собрания.

В то же время Конституцией допускается возможность ограничения  прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения  не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

 

3.2 Гарантии и реализация политических  прав  и свобод

25 мая 1992 года был издан  Указ Президента «О порядке  организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций  и пикетировании». Он был издан  в целях обеспечения прав граждан  на проведение митингов, уличных  шествии, демонстраций и пикетирования  и содержал положения, предписывающие  до издания нового закона, определяющего  порядок организации и проведения  указанных мероприятий исходить  из положений  «Декларации  прав и свобод человека и  гражданина» от 22 ноября 1991 года  о праве граждан собираться  свободно и без оружия, проводить  митинги, уличные шествия, демонстрации  и пикетирования, при условии  предварительного уведомления властей.

Принятие новой Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие  года и в настоящее время перед  нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней  прав и свобод на практике. Одного основного  закона недостаточно для полноценной  реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько  нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно  отметить:

Также, в соответствии с  «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» осуществление  указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается  использование этого права    для насильственного изменения  конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной  ненависти, для пропаганды насилия  и войны.

Кроме того, до принятия  соответствующего закона РФ, нормы  Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г  «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий  и демонстраций в СССР» на территории РФ применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Федеральный Конституционный  Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации».

Он определил референдум как всенародное голосование  граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам  и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон  определяет право на участие в  референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:

  • не менее, чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;
  • Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ.

Кроме того, закон устанавливает  порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:

  • Об организации Центральной комиссии по проведению референдума и ее полномочиях;
  • Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;
  • Порядок формирования и полномочия участковой комиссии по проведению референдума,
  • Статус членов комиссии по проведению референдума;
  • Гласность в деятельности комиссии по проведению референдума;
  • Обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,
  • Составление списков граждан имеющих право участвовать в референдуме;
  • Финансовое обеспечение проведения референдума.

Таким образом, при составлении  закона были учтены все нюансы, все  подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается  и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию  до подсчета голосов и оглашения  итогов выборов. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме Российской Федерации.

Рассмотрим кратко гарантии реализации основных политических прав и свобод граждан.

  1. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право, и закрепляются гарантии на него  в  Федеральных законах  «Об общественных  объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. Деятельность  этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.
  2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
  3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности  –  наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований  могут возникать ограничения в осуществлении данных прав.  Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.
  4. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений  граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления  прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд   при нарушении конституционных прав и свобод.

Органы же внутренних дел  РФ должны осуществлять необходимые  мероприятия по охране общественного  порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать  и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

26 октября 1994 года Государственной  Думой был принят Федеральный  Закон РФ «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской  Федерации». В начале закона определены  его цели: гарантирование реализации  гражданами Российской Федерации  их конституционного права избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления. Демократические  свободные выборы в органы  государственной власти и в  выборные органы местного самоуправления  являются высшим непосредственным  выражением принадлежащей народу  власти.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия граждан в выборах, устанавливает  параметры всеобщего избирательного права достижение 18 лет, наличие  гражданства Российской Федерации  и т.п. Ст.ст. 5-7 регламентирует равное, прямое, избирательное право и  тайное голосование. Далее устанавливаются  гарантии избирательных прав граждан  при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов  и избирательных участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав граждан в соответствии с федеральным законодательством.

14 декабря 1995 года была  принята новая редакция ФЗ  РФ « Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан» Согласно  данному закону, каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой  в суд, если считает, что  неправомерными действиями (решениями)  государственных органов, органов  местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,  общественных объединений и должностных  лиц, государственных служащих  нарушены его права и свободы.  К таким действиям закон относит  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения  действий (принятия решений), в результате  которых нарушены права и свободы  гражданина или созданы препятствия  осуществлению гражданином его  прав и свобод.

Информация о работе Политические права и свобода граждан в Российской Федерации