Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия. Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи: определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, и выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Основные принципы организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие и организационные структуры местного самоуправления…………………………………………………………………………………. 5
1.2. Правовые основы деятельности местного самоуправления…………………...….. 8
1.3. Основные принципы деятельности и функции местного самоуправления……...11
II. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения………………………………………………………………………….…13
2.1. Предмет ведения и основные группы полномочий органов местного самоуправления по областям деятельности…………………………………………………..13
2.2. Полномочия органов местного самоуправления через призму законодательства Российской Федерации……………………………………………………………...………… 18
III. Местный бюджет, как одна из экономических основ местного самоуправления…………………...…………………………………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………………...26
Список нормативных источников и литературы………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия ОМС Антон курсовик.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

    В системе местного самоуправления России в соответствии с действующим законодательством  может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив.

    1.2 Правовые основы  деятельности местного самоуправления. 

    Местное самоуправление в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», это - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

    Согласно  Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему  органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав. Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

    Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации. По общему правилу Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

    Не  являясь частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации населения для решения своих задач, это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

    Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

    Территорию  муниципального образования в соответствии с законодательством составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их наименований определяется законом субъекта Федерации.

    Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 44). Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Основные принципы и функции местного самоуправления. 

    Местное самоуправление осуществляется на следующих  принципах:

    - единство граждан данной территории  как субъекта и объекта управления;

    - сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;

    - сочетание государственных и  общественных начал в осуществлении  местного самоуправления;

    - экономическая и финансовая самостоятельность  территории, самофинансирование и  самообеспечение;

    - волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии;

    - сочетание местных и государственных  интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;

    - самостоятельность и независимость  в пределах своей компетенции  каждого уровня местного самоуправления;

    - многовариантность организационных  структур и механизмов самоуправления;

    - сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.

    Реализация  перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ  местного самоуправления: территориальной  и финансово-экономической.

    Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

    Анализ  законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить ряд основных функций местного самоуправления:

    1. Осуществление нормотворческой  и контрольной деятельности, обеспечение  реализации федерального и местного  законодательства на территории. Реализация этой функции заключается  в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.

    2. Владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью, местными  финансами, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета,  установление местных налогов и сборов. Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать не реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае, если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст.37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    3. Обеспечение комплексного социально-экономического  развития территории. Основой выполнения  этой функции является эффективное  и рациональное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.

    4. Обеспечение содержания и развития  социальной и инженерно-коммунальной  инфраструктуры территории, оказание  полного комплекса услуг населению. Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие - это те задачи, качеством решения которых определяется эффективность и способность избранных гражданами руководителей решать местные проблемы.

    5. Охрана общественного порядка,  обеспечение законности. Реализация  этой функции в рамках местного  самоуправления возложена на  органы милиции общественной  безопасности (местной милиции). Так  же для обеспечения правового  режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции. 
 
 
 

    II. Полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

    2.1. Предмет ведения и основные группы полномочий по областям деятельности органов местного самоуправления.  

    Предмет ведения органов местного самоуправления, как и предмет ведения любого органа власти, это составной элемент их правового статуса, это тот круг вопросов, решение которых закреплено за ними, находится под их управлением, т.е. круг вопросов, на которые распространяется их юрисдикция.

    Российское  законодательство, прежде всего Конституция  РФ (ст. 130) и Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ст.2) для определения характеристики предметов ведения местного самоуправления использует термин "вопросы местного значения". Перечень этих вопросов изложен в Конституции и в законе.

    Согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В этой же статье говорится о том, что в круг предметов ведения органов местного самоуправления могут включаться и отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    Таким образом, предмет ведения муниципальных  образований Конституцией обозначен  совокупностью вопросов местного значения и отдельных государственных  полномочий, передаваемых им. Важно отметить, что согласно ч.2 ст.19 Федерального Закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    В федеральном законе вопросы местного значения трактуются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Стержень этой дефиниции составляет соответствующие конституционные нормы (ч.2 ст.3 и ст.12).

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления