Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа
Цель моей работы - рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия. Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи: определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, и выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления.
Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Основные принципы организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие и организационные структуры местного самоуправления…………………………………………………………………………………. 5
1.2. Правовые основы деятельности местного самоуправления…………………...….. 8
1.3. Основные принципы деятельности и функции местного самоуправления……...11
II. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения………………………………………………………………………….…13
2.1. Предмет ведения и основные группы полномочий органов местного самоуправления по областям деятельности…………………………………………………..13
2.2. Полномочия органов местного самоуправления через призму законодательства Российской Федерации……………………………………………………………...………… 18
III. Местный бюджет, как одна из экономических основ местного самоуправления…………………...…………………………………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………………...26
Список нормативных источников и литературы………………………………..…28
В системе местного самоуправления России в соответствии с действующим законодательством может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив.
1.2
Правовые основы
деятельности местного
самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», это - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Согласно
Конституции РФ (ст. 12) органы местного
самоуправления «не входят в систему
органов государственной
Местное
самоуправление осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ, Федеральным законом
«Об общих принципах
Не
являясь частью системы государственных
органов, органы местного самоуправления,
как и все местное
Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Территорию муниципального образования в соответствии с законодательством составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их наименований определяется законом субъекта Федерации.
Муниципальное
образование действует в
Федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Федерации создают необходимые правовые,
организационные, материально-финансовые
условия для становления и развития местного
самоуправления и оказывают содействие
населению в осуществлении права на местное
самоуправление.
1.3
Основные принципы и
функции местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
-
единство граждан данной
- сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;
-
сочетание государственных и
общественных начал в
-
экономическая и финансовая
- волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии;
-
сочетание местных и
-
самостоятельность и
-
многовариантность
- сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.
Реализация
перечисленных принципов
Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).
Анализ законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить ряд основных функций местного самоуправления:
1.
Осуществление нормотворческой
и контрольной деятельности, обеспечение
реализации федерального и
2.
Владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, местными
финансами, формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета,
3.
Обеспечение комплексного
4.
Обеспечение содержания и
5.
Охрана общественного порядка,
обеспечение законности. Реализация
этой функции в рамках
II. Полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
2.1.
Предмет ведения и основные
группы полномочий по
областям деятельности
органов местного самоуправления.
Предмет ведения органов местного самоуправления, как и предмет ведения любого органа власти, это составной элемент их правового статуса, это тот круг вопросов, решение которых закреплено за ними, находится под их управлением, т.е. круг вопросов, на которые распространяется их юрисдикция.
Российское законодательство, прежде всего Конституция РФ (ст. 130) и Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ст.2) для определения характеристики предметов ведения местного самоуправления использует термин "вопросы местного значения". Перечень этих вопросов изложен в Конституции и в законе.
Согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В этой же статье говорится о том, что в круг предметов ведения органов местного самоуправления могут включаться и отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Таким образом, предмет ведения муниципальных образований Конституцией обозначен совокупностью вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, передаваемых им. Важно отметить, что согласно ч.2 ст.19 Федерального Закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В федеральном законе вопросы местного значения трактуются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Стержень этой дефиниции составляет соответствующие конституционные нормы (ч.2 ст.3 и ст.12).
Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления