Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия. Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи: определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, и выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Основные принципы организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие и организационные структуры местного самоуправления…………………………………………………………………………………. 5
1.2. Правовые основы деятельности местного самоуправления…………………...….. 8
1.3. Основные принципы деятельности и функции местного самоуправления……...11
II. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения………………………………………………………………………….…13
2.1. Предмет ведения и основные группы полномочий органов местного самоуправления по областям деятельности…………………………………………………..13
2.2. Полномочия органов местного самоуправления через призму законодательства Российской Федерации……………………………………………………………...………… 18
III. Местный бюджет, как одна из экономических основ местного самоуправления…………………...…………………………………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………………...26
Список нормативных источников и литературы………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия ОМС Антон курсовик.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

    7) учреждение печатного средства  массовой информации для опубликования  муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    8) осуществление международных и  внешнеэкономических связей в  соответствии с федеральными  законами;

    9) иными полномочиями в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  уставами муниципальных образований.

    Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Статья 19 вышеназванного Федерального Закона регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, о которых говорилось выше:

    1. Полномочия органов местного  самоуправления, установленные федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

    2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления  органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

    4. Органы местного самоуправления  могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    5. Финансовое обеспечение отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы  местного самоуправления имеют право  дополнительно использовать собственные  материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    6. Федеральный закон, закон субъекта  Российской Федерации, предусматривающие  наделение органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

    1) вид или наименование муниципального  образования, органы местного  самоуправления которого наделяются  соответствующими полномочиями;

    2) перечень прав и обязанностей  органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

    3) способ (методику) расчета нормативов  для определения общего объема  субвенций, предоставляемых местным  бюджетам из федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

    4) перечень подлежащих передаче  в пользование и (или) управление  либо в муниципальную собственность  материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

    5) порядок отчетности органов местного  самоуправления об осуществлении  переданных им отдельных государственных полномочий;

    6) порядок осуществления органами  государственной власти контроля  за осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих  указанный контроль;

    7) условия и порядок прекращения  осуществления органами местного  самоуправления переданных им  отдельных государственных полномочий.

    В статье 20 рассматривается осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий:

    1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    2. Признанное в судебном порядке  несоответствие федеральных законов,  законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 указанного Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

    3. Органы местного самоуправления  несут ответственность за осуществление  отдельных государственных полномочий  в пределах выделенных муниципальным  образованиям на эти цели материальных  ресурсов и финансовых средств.

    Существенный  ряд полномочий местного самоуправления закрепляют и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Например, в ст. 37 ФЗ от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» указывается, что органы местного самоуправления и их должностные лица оказывают помощь пограничным органам и пограничным войскам, другим войскам и органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе; предъявляют необходимую для их деятельности информацию, создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

    В Федеральном законе от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», сказано, что органы местного самоуправления должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

    В Федеральном законе от 06.03.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» подчеркивается, что органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст.ст. 4-5 закона).

    Можно назвать еще ряд федеральных  законов, согласно которым органы местного самоуправления наделяются различными полномочиями. Это федеральные законы о гражданской обороне, о мобилизационно подготовке в РФ, о чрезвычайном положении, об уничтожении химического оружия и другие.  
 
 
 
 
 
 

    III. Местный бюджет, как одна из экономических основ местного самоуправления. 

    В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

    Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в ведение предприятиями и получать от них доходы. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в определенной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуг которых также является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

    - формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

    - распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;

    - контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

    Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих большое количество городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

    Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов финансируются не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

    В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ составлению местных бюджетов должны предшествовать разработка прогнозов  социально-экономического развития территорий и подготовка их свободных финансовых балансов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической целостности.

    Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

    1. Местные налоги  и сборы:

    - земельный налог;

    - налог на имущество физических  лиц;

    - налог на рекламу;

    - налог на наследство или дарение;

    - местные лицензионные сборы.

    В свою очередь земельный налог  включает: земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного  назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; земельный налог и арендную плату  за земли несельскохозяйственного назначения; доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли с/х назначения; возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием с/х угодий.

    2. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в т.ч.: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.

    3. Средства обязательного  медицинского страхования,  средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления