Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия. Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи: определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, и выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Основные принципы организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие и организационные структуры местного самоуправления…………………………………………………………………………………. 5
1.2. Правовые основы деятельности местного самоуправления…………………...….. 8
1.3. Основные принципы деятельности и функции местного самоуправления……...11
II. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения………………………………………………………………………….…13
2.1. Предмет ведения и основные группы полномочий органов местного самоуправления по областям деятельности…………………………………………………..13
2.2. Полномочия органов местного самоуправления через призму законодательства Российской Федерации……………………………………………………………...………… 18
III. Местный бюджет, как одна из экономических основ местного самоуправления…………………...…………………………………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………………...26
Список нормативных источников и литературы………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия ОМС Антон курсовик.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

    Необходимо  отметить, что в мире сложилась  практика, при которой в основу регулирования предметов ведения  муниципальных образований может  быть положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Данный принцип утвердился в XIX веке в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. В основу правового регулирования предметов ведения местного самоуправления во Франции и в ряде иных стран положен принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов (французская, или, так называемая, континентальная модель). В Германии, Австрии и Японии местное самоуправление имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами.

    В Российской Федерации в правовом регулировании предметов ведения местного самоуправления проступают черты континентальной модели. Ее элементы были заложены еще во второй половине XIX века, когда в России проводилась реформа местного самоуправления. Земское самоуправление было сформировано тогда на основе общественной теории самоуправления, истоки которой лежат в славянофильских идеях об особом пути развития русского государства и представлениях о собственных правах общины.

    Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, подробно изложены в главе III Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Причем они устанавливаются по всем уровням (типам) муниципальных образований: вопросы местного значения поселения (ст.14), вопросы местного значения муниципального округа (ст. 15), вопросы местного значения городского округа (ст.16). Другие вопросы местного значения четко разграничены между поселением и муниципальными районами, а за городскими округами закреплен весь перечень вопросов местного значения поселений и муниципальных округов.

    Общим для всех уровней муниципальных  образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и  исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в их собственности; организация в их границах электро- и газоснабжения и т.д.

    В целом, полномочия местного самоуправления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

    Полномочия  местного самоуправления, как я отмечал выше, реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Вот почему в правовых схемах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов местного самоуправления.

    Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся  к различным областям деятельности – экономической, социально-культурной и др.

    В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют бюджет муниципального образования, а также осуществляют контроль за исполнением этого бюджета; устанавливают, изменяют и отменяют местные налоги и сборы. Они организуют выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

    В области управления муниципальной  собственностью, взаимосвязанной с  предприятиями, учреждениями и организациями  на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

    Органы  местного самоуправления создают муниципальные  предприятия и учреждения, финансируют  муниципальные учреждения, формируют и размещают муниципальный заказ; устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    В области земельных отношений  и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления организуют благоустройство территории муниципального образования, территориальное зонирование земель муниципального образования, устанавливают правила землепользования и застройки территории, изъятия земельных участков в границах образования для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа; осуществляют земельный контроль за использованием земель; организуют мероприятия по охране окружающей среды; организуют и осуществляют экономический контроль объектов производственного и социального назначения на территориальном образовании, за исключением объектов, экономический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти.

    В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления организуют в границах муниципального образования электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, снабжение населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования; создают условия для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организуют утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организуют строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создают условия для жилищного строительства; организуют освещение улиц и установку указателей с названием улиц и номерами домов; организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения.

    В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления организуют библиотечное обслуживание населения; создают условия для  организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры; организуют охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования; обеспечивают условия для массового отдыха жителей и организуют обустройство мест массового отдыха населения;

    В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; обеспечивают первичные меры пожарной безопасности; организуют охрану общественного порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией; осуществляют мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного ха создают и организуют деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, организуют и осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений; осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

    Органы  местного самоуправления вправе решать и другие вопросы, не отнесенные к  компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и доплат, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

    Одним из наиболее важных полномочий органов  местного самоуправления является право  на издание муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

    Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных  федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. 
 
 
 
 

    2.2 Полномочия местного  самоуправления через  призму федерального  законодательства. 

    Термин "полномочия органов местного самоуправления" является сравнительно новым для  нашего государствоведения. Впервые  данное понятие приводится в ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 года, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями.

    В толковом словаре русского языка "полномочие" определяется как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. Юридический энциклопедический словарь характеризует термин "полномочия" как совокупность прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно Конституцией и другими законами. Профессора О.Е Кутафин и В.И. Фадеев дают следующее, на наш взгляд, вполне научно обоснованное определение полномочий местного самоуправления. По их мнению, это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Солидарен с ним и профессор И.В. Выдрин, который пишет, что полномочия (права и обязанности) муниципальных органов означают принадлежащие им права на совершение определенного вида властных действий. Для публичной сферы это еще и обязанность муниципальной власти.

    В Европейской Хартии местного самоуправления указывается, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Однако это не исключает представления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий.

    Названное положение Хартии получило развитие в российском законодательстве о  местном самоуправлении. Так, Конституция  РФ закрепляет самостоятельность органов  местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

    В законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления" это положение  решено более фундаментально. Ему  посвящены ст. 17, именуемая "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения", ст. 18 «О принципах правового регулирования полномочий органов местного самоуправления», глава 4 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», глава 5 «О формах осуществления полномочий», глава 10 «Об ответственности органов местного самоуправления».

    В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ к основным полномочиям органов местного самоуправления относят:

    1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов  муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий  и учреждений, финансирование муниципальных  учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если  иное не предусмотрено федеральными  законами;

    5) организационное и материально-техническое  обеспечение подготовки и проведения  муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    6) принятие и организация выполнения  планов и программ комплексного  социально-экономического развития  муниципального образования, а  также организация сбора статистических  показателей, характеризующих состояние  экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления