Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:16, контрольная работа
Целью данной работы является комплексный анализ исследования источников гражданского права.
В данной работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие источников гражданского права.
2. Проанализировать систему источников гражданского права. Дать характеристику источников гражданского права.
3. Рассмотреть особенности развития гражданского законодательства на современном этапе.
4. Определить дальнейшие пути развития гражданского законодательства.
Во-вторых, содержание самого ГК РФ нуждается в определенном постоянном обновлении и совершенствовании по мере развития регулируемых им имущественных и иных отношений, в частности, в области наиболее динамично развивающихся договорных обязательств. Следует учитывать, что при подготовке нового гражданского законодательства речь шла о правовом оформлении еще только формирующегося рыночного хозяйства, по существу переходного типа, которое сохраняло некоторые черты прежнего экономического строя: например, господство государственной собственности на землю, препятствующее применению в этой сфере классических вещно-правовых подходов, или организация управления публичной собственностью с помощью юридических лиц - несобственников (унитарных предприятий и бюджетных учреждений). Поэтому по мере их неизбежного постепенного исчезновения должны трансформироваться как соответствующие социально-экономические отношения, так и их гражданско-правовое оформление.
При этом очевидно также, что
новое законодательство, необходимо
учитывающее современный
Эта работа должна базироваться
на четких теоретических подходах и
представлениях о ее целях и задачах,
подлежащих разрешению в ходе ее осуществления.
С этой точки зрения принципиально
важным, хотя и не единственным (точнее,
не исчерпывающим), путем являются разработка
и принятие ряда концепций развития
гражданского законодательства по отдельным,
наиболее важным направлениям законодательного
развития. Она осуществляется Советом
по кодификации и
С учетом сказанного одной
из важных проблем современного законодательного
развития стало соотношение гражданско-
Земля является объектом разноотраслевого
регулирования - конституционного, международного,
административного (земельного), гражданско-правового
и др., а земельные отношения как чрезвычайно
широкая и абстрактная категория в действительности
составляют предмет не одной, а различных
отраслей права (и в различном «объеме»):
если они основаны на властном подчинении
одной стороны другой, то это - предмет
административно-правового (в том числе
земельно-правового) регулирования (земля
как природный ресурс или предмет административно-
В предмет же гражданского права входят отношения, «основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников», в том числе по поводу земельных участков как недвижимых вещей (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), относительно которых именно гражданское законодательство «определяет... основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав» и «регулирует договорные и иные обязательства» (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Подобно тому как гражданское законодательство по общему правилу не применяется к имущественным (в том числе «земельным») отношениям, не отвечающим указанным признакам (если иное прямо не предусмотрено законом), земельное законодательство также не должно применяться для регулирования отношений, входящих в предмет гражданского (частного) права.
Нельзя также не отметить,
что многие из норм Земельного кодекса,
регулирующих гражданско-правовые отношения,
не только вошли в необоснованные
противоречия с аналогичными по содержанию
правилами ГК РФ, но и установили
целый ряд неоправданных
Несколько иная ситуация возникла после принятия в 2004 г. Жилищного кодекса РФ, также включающего ряд гражданско-правовых норм. Ее особенность состоит в том, что речь идет о комплексной, т.е. юридически разнородной, отрасли законодательства, которая охватывает как административно-правовое, так и гражданско-правовое регулирование жилищных отношений, столь же разнородных по своему содержанию и природе, как и земельные отношения[50]. С этой точки зрения можно утверждать, что отнесение подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в действительности касается только «административно-правовой составляющей» (части) этого законодательства, в то время как ее «гражданско-правовая составляющая», как часть гражданского законодательства, составляет предмет исключительно федеральной компетенции (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).
Поэтому нормативные правовые
акты субъектов РФ и органов местного
самоуправления в сфере жилищного
законодательства должны касаться лишь
публично-правовых жилищных отношений
(например, определения назначения
жилых помещений и
Отечественная законотворческая
и правоприменительная практика
последних лет ясно показала все
недостатки отдельного (наряду с ГК
РФ) правового регулирования
Так, в прямом противоречии
с общей нормой п. 1 ст. 166 ГК РФ, предусматривающей
возможность объявления недействительной
сделки исключительно по основаниям,
установленным ГК РФ, Федеральный
закон «Об акционерных
Поэтому насущной задачей становится не только кардинальная переработка действующего акционерного Закона, но и полная инкорпорация его текста в подразд. 6 § 2 гл. 4 Гражданского кодекса (при этом становится очевидной и необходимость аналогичной «операции» с текстом действующего Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Особого внимания заслуживают время от времени появляющиеся в отечественной литературе предложения по кодификации коммерческого (торгового) или предпринимательского права. Дискуссионным остается вопрос принятия хозяйственного кодекса[52].
В последнее время с идеей принятия особого Торгового кодекса активно выступает Б.И. Пугинский, аргументы которого, впрочем, носят главным образом эмоциональный характер: он утверждает, что «отсутствие торговых кодексов или специального торгового законодательства - признак и удел в основном экономически слаборазвитых стран», а «невежественные интриганские нападки отдельных групп цивилистов» на идею кодификации коммерческого права «намеренно или невольно сталкивают Россию в круг стран третьего мира»[53].
3.2 Федеральное и региональное законодательство: вопросы теории и практики
Федеративному государству,
каковым в соответствии со ст. 1 Конституции
РФ является Российская Федерация, соответствует
федеративная система законодательства,
состоящая из федерального и регионального
законодательства (законодательства субъектов
Федерации). Наиболее существенное влияние
на систему законодательства оказывает
форма государственного устройства
и социально-экономический
Статья 71 Конституции РФ
относит гражданское
В современной юридической
литературе, система гражданского законодательства
России не совсем оправданно рассматривается
только в горизонтальной плоскости,
как присущая федеральному уровню.
Она включает в себя акты федерального
законодательства - федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, нормативные правовые
акты федеральных органов
Однако, поскольку нормы гражданского права имеются в законодательстве субъектов Федерации и их количество постоянно увеличивается, имеются все основания рассматривать систему российского гражданского законодательства не только по горизонтали, но и по вертикали, с учетом федеративной формы государственного устройства Российской Федерации. В этом случае систему гражданского законодательства России можно будет назвать федеративной системой гражданского законодательства, состоящей из двух подсистем: федеральной и региональной.
Региональные нормы
Современное законодательство
субъектов Федерации в сфере
их ведения содержит гражданско-правовые
нормы, регулирующие определенные отношения.
Так, Закон Челябинской области
от 28.10.2004 № 300-ЗО «Об аренде имущества,
находящегося в государственной
собственности Челябинской
Кроме того, особенности
регулирования имущественных