Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:12, курсовая работа
В настоящее время можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается, - ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка. Другими структурными элементами последнего являются денежный рынок (рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.)), а также рынок ссудного капитала (банковских кредитов).
Введение……………………………………………………………..…………….....3
Глава 1. Общая характеристика ценных бумаг…..................................................7
1.1. История становления и развития ценных бумаг………………………...……7
1.2. Понятие и признаки ценных бумаг ………..…………………………………15
Глава 2. Виды ценных бумаг и анализ некоторых положений проекта Концепции развития законодательства о ценных бумагах……………………...22
2.1. Акция ………...................................................................................................22
2.2. Вексель ……………………………………………………………………..….28
2.3. Чек……………………………………………………………………………....35
2.4. Иные ценные бумаги ……………………………………….….......................37
Заключение…………………………………………..……………………………...42
Список использованных источников………………………………......................46
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика ценных бумаг…........................
1.1. История становления и развития ценных бумаг………………………...……7
1.2. Понятие и признаки ценных бумаг ………..…………………………………15
2.1. Акция ………...........................
2.2. Вексель ……………………………………………………………………..….
2.3. Чек………………………………………………………………………
2.4. Иные ценные бумаги ……………………………………….….............
Заключение…………………………………………..……
Список использованных
источников………………………………........
В настоящее время можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается, - ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является
частью финансового рынка. Другими
структурными элементами последнего являются
денежный рынок (рынок находящихся
в обращении наличных денег и
выполняющих их функции краткосрочных платежны
Рынок ценных бумаг можно определить как систему отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг. Данные отношения являются предметом регулирования Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"1. Также этим Законом определяются правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Ценной бумагой согласно статье 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
Отметим, ценная бумага признается ценной не в силу присущих ей естественных свойств, а потому, что в ней закреплены определенные имущественные права: право на получение денежной суммы, право на получение товара, право на другие ценные бумаги и т.д.
Ценные бумаги обладают свойством, отличающим их от других юридических документов, которые также могут подтверждать различные субъективные гражданские права. Для того чтобы отграничить ценные бумаги от других документов, и прежде всего от суррогатов ценных бумаг, получивших достаточно широкое распространение, необходимо выделить признаки, присущие ценным бумагам.
Следует отметить,
что действовавшее
С другой стороны, это законодательство давало безграничный простор для создания любых видов ценных бумаг как государственным органам, так и коммерческим организациям и применения одних традиционно известных видов ценных бумаг для целей, с которыми всегда использовались другие их разновидности (например, появились «вексельные книжки» вместо чековых, «антиинфляционные» и «процентные векселя» вместо предъявительских акций и так далее).2 Как представляется, правовое регулирование вексельного обращения первоначально было нецелесообразным, ошибочным, т.к. даже само по себе Положение «О переводном и простом векселе» от 24 июня 1991 года было утверждено Президиумом Верховного Совета РСФСР, то есть органом, не управомоченным на законотворчество по действовавшей тогда Конституции3.
Все это свидетельствует об актуальности и важности четкого определения категории ценных бумаг и их правового регулирования. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), перечисляя в ст. 143 различные виды ценных бумаг, не делает их перечень исчерпывающим, закрытым. Вместе с тем он указывает, что отнесение документов к числу ценных бумаг может теперь производиться только по прямому указанию закона. Поэтому с момента введения в действие части первой ГК РФ новые виды ценных бумаг могут появляться лишь в порядке, установленном законами о ценных бумагах или по их прямому указанию, но не по указанию Указов Президента, постановлений правительства и тем более ведомственных актов Центрального банка или Министерства финансов, либо по инициативе коммерческих банков и иных частных лиц.
В стране еще не сложилось
единого фондового
Принятый ФЗ «О рынке
ценных бумаг» № 185-ФЗ от 22.04.1996 г. систематизировал
терминологию фондового рынка, классифицировал
виды ценных бумаг и профессиональной
деятельности участников, регламентировал
вопросы организации
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения по поводу ценных бумаг, труды российских ученых в этой области, а также существующая правоприменительная практика.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие на рынке ценных бумаг.
Следует сказать, что отдельные вопросы данной проблемы в гражданско-правовой и финансовой литературе подвергались анализу в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам правового регулирования рынка ценных бумаг, можно назвать Агаркова М. М. Афонину С. Н., Белова В. А., Беляеву О. Т., Бердникову Т. Д., Козлова А. А., Куракова В. Л., Килячкова А. А., Чалдаевау Л. А. Колесникова В.Н. и других.
Целью курсовой работы является осуществление комплексного анализа ценных бумаг по законодательству РФ.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. История становления и развития ценных бумаг
Институт ценных бумаг в России начал формироваться еще в дореволюционном праве. Однако в тот период, несмотря на наличие хорошей теоретической базы, представленной работами (как общего плана, так и посвященных отдельным институтам) ведущих российских правоведов того времени (К.П. Победоносцев, Г.Ф. Шершеневич, А.И. Каминка, П.П. Цитович, К. Анненков, Н.О. Нерсесов, С.М. Барац, А.Г. Гусаков, К.П. Змирлов, Е.А. Нефедьев, П. Писемский, Ф. Тернер, И.Т. Тарасов, Н. Бунге, Н. Тур, Н.И. Ржондковский, С. Гинзбург и многие другие), какого-то стройного правового режима ценной бумаги, равно как и ясного ее определения, не было. Как указывал А.Ф. Федоров, "понятие ценных бумаг как в торговой среде, так и в правовой еще не установилось"4.
Говорить о ценных бумагах как о правовом феномене, а уж тем более об определении оных до реформ Петра I вряд ли целесообразно. Историки говорят о существовании различных способов удостоверения прав на имущество5. К. Неволин указывает на существование так называемых актов укрепления права, которые именовались грамотами, кабалами, крепостями, записями, памятями. Он отмечает, что в значении письменных актов они появляются только в XV и XVI столетиях. Общее название для актов, совершаемых частными лицами об имуществах, согласно Уложению 1649 г., он указывает как "крепость"6. Однако ни один из этих документов не может претендовать на то, чтобы считаться в полной мере ценной бумагой. Единственное исключение можно сделать для так называемой заемной кабалы, хотя возможность и ее обращения в различные годы была разной. Так, в своей работе К. Неволин упоминает Указ 1588 г., которым, как он отмечает, "кажется, была запрещена" "передача заемного обязательства от заимодавца другому лицу"7. С другой стороны, анализируя Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., он упоминает о том, что "заемную кабалу на деньги можно передавать другим: для этого или должна быть сделана на кабале передаточная надпись за подписью того, на чье имя написана кабала, или должна быть дана особая на нее данная". О такой же форме передачи заемных обязательств он упоминает, анализируя более позднее (времен Петра I) законодательство.
Анализ Уложения с такой трактовкой позволяет согласиться, за тем лишь исключением, что слов "передаточная надпись" документ не содержит, а использует терминологию своего времени. К примеру, ст. 258 Уложения содержит такую фразу: "...и на кабалах будет подписано, что им те кабалы выданы за долг или на те кабалы даны им данные"8. Аналогичные выводы мы находим и у другого историка русского права - М.Ф. Владимирского-Буданова, который, анализируя институт добровольной замены лица в обязательстве, упоминает о "выданных кабалах", о которых известно с конца XVI в. Он отмечает, что Уложение "отказывает им в признании только тогда, когда такая кабала не подписана, т.е. акт передачи не означен на ней самой, или когда у предъявителя нет данной на нее". По его мнению, таким образом "подготовлялись элементы вексельного права..."9 (хотя нам такой вывод кажется весьма смелым; это тем более очевидно, что введение векселя не отменило обращения заемных писем).
После прихода к власти большевиков в 1917 г. правовое регулирование ценных бумаг на некоторый период времени стало неактуальным. Декретом Совета народных комиссаров о прекращении платежей по купонам и дивидендам, принятым 29 декабря 1917 г., была приостановлена выплата по всем купонам, а также воспрещены все сделки с ценными бумагами (последний запрет был позднее подтвержден Декретом о регистрации акций, облигаций и проч. процентных бумаг, принятым в апреле 1918 г.). Декретом Совета народных комиссаров "Об аннулировании государственных займов", принятым в январе 1918 г., был установлен отказ от оплаты (с отдельными исключениями для малоимущих и государственных сберегательных касс) всех государственных займов (см. также Постановление Совета народных комиссаров об аннулировании государственных процентных бумаг от 26 октября 1918 г. и Инструкцию Наркомфина о порядке применения Постановления Совета народных комиссаров от 26 октября сего года об аннулировании процентных бумаг). Еще одним Декретом Совета народных комиссаров от 23 января 1918 г. "О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков" были аннулированы акции банков, прекращена по ним выплата дивидендов, а также запрещены все сделки с ними под страхом трехлетнего тюремного заключения. Декретом о ликвидации обязательств государственных предприятий, принятым в марте 1919 г., были аннулированы (п. 1) "акции и паи акционерных обществ и товариществ, предприятия коих национализированы или секвестированы..."10. Этим же документом государственные предприятия освобождались от всех долгов, в том числе по облигационным займам (п. 2). Декретом СНК "Об аннулировании претензий по железнодорожным перевозкам", принятым в августе 1918 г., как указано в его преамбуле, "в целях борьбы со спекуляцией посредством скупки накладных" было "уничтожено" право на получение от железных дорог какого бы то ни было вознаграждения. Декретом об аннулировании облигационных займов и всех долгов бывших земских и городских самоуправлений, принятым в октябре 1919 г., были аннулированы "без всякого возмещения их стоимости" облигационные займы бывших городских и земских самоуправлений (п. 1). Все их владельцы под страхом суда должны были сдать имеющиеся облигации в учреждения Народного банка (п. 3). Декретом о взыскании по векселям и другим бесспорным обязательствам, находящимся в портфеле Народного банка, принятым в октябре 1919 г., были отменены все давностные сроки "в пользу лиц, обязанных по векселям и другим бесспорным обязательствам, установленные законами свергнутых правительств".
Долгое время после
окончания новой экономической
политики советское право определения
ценной бумаги не содержало (как, собственно,
не имело оно и стройного правовог
Государство выпускало займы, различные по содержанию: удостоверяющие право на получение имущества (натуральные), натурально-денежные и денежные.
Так, в 1922 - 1923 гг. было выпущено два хлебных (натуральных) займа. В частности, в соответствии с Постановлением ВЦИК "О хлебном займе", принятым в мае 1922 г., выпускались облигации "стоимостью от одного до ста пудов ржи в зерне" (п. 3). Облигации погашались предоставлением зерна из специального фонда продовольствия из поступлений продналога (п. 7). Второй хлебный заем 1923 г. был интересен тем, что облигации выпускались на предъявителя (безыменные) (см. Декрет ВЦИК и СНК "О втором внутреннем краткосрочном государственном хлебном займе")12.
Практика выпуска займов
сохранялась в военное и