Понятие и принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное всестороннее изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
• обозначение понятия гражданства, а также его принципов;
• характеристика законодательства о гражданстве Российской Федерации;
• обзор государственных органов по делам гражданства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства……………………………………...5
Глава 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации…………...16
Глава 3. Двойное гражданство…………………………………………………..27
Глава 4. Государственные органы по делам гражданства……………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………....37
Библиографический список……………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

целиком с исправлениями.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и принципы гражданства……………………………………...5

Глава 2. Законодательство о гражданстве  Российской Федерации…………...16

Глава 3. Двойное гражданство…………………………………………………..27

Глава 4. Государственные органы по делам гражданства……………………. 31

Заключение ……………………………………………………………………....37

Библиографический список……………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обозначенный в Конституции  Российской Федерации курс на построение в России демократического правового государства (ст.1) требует адекватного осмысления. Важнейшей частью исследования изменений, происходящих во всех сферах российского общества, является углубленная разработка вопроса о взаимоотношениях личности, общества и государства. Важнейшим элементом правового положения (статуса) личности и одновременно основой конституционного строя является институт гражданства. Полный объем прав, свобод и обязанностей, закрепленных в конституциях и законах в каждом государстве, установлен только для его граждан.

В то же время, помимо граждан государства  составляющих наибольшую часть населения  любого государства, некоторая его  часть представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также  лицами, имеющих гражданство двух или более государств. Последняя категория лиц соответственно имеет более сложное правовое положение, поскольку зачастую возникают коллизии при использовании ими прав и исполнении обязанностей по отношению к странам их гражданства.

Отношение различных государств к институту множественного гражданства неоднозначно и колеблется в диапазоне от его распространения, до безразличного отношения и полного непризнания. Можно отметить, что оно формируется под влиянием множества разнообразных факторов: гомогенности этнического состава населения государства, его культурных, исторических, экономических, географических и иных особенностей. Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев).

Целью данной работы является комплексное  всестороннее изучение вопросов гражданства  в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

    • обозначение понятия гражданства, а также его принципов;
  • характеристика законодательства о гражданстве Российской Федерации;
    • обзор государственных органов по делам гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и принципы гражданства

 

Важной составной  частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» с последующими изменениями и дополнениями.

В действующей  Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к  основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство –  это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.1

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства  не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан  России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в  законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого  человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.2, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет – бессрочно.

Государство регистрирует такие  акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений  гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства  как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

В теоретических исследованиях  советского периода содержание гражданства  трактовалось по-иному. Сущность гражданства  сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.

В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в  правовом акте сформулировал понятие  гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер.

 

Конституция РФ от 12.12.1993 и  Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 устанавливают те общие начала, которые определяют главные сущностные черты отношений гражданства, то есть принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства3.

Принципы гражданства  Российской Федерации закреплены в  статье 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002.

К принципам  гражданства относят следующие:

1. Принципы  единого и равного гражданства.

То есть гражданство  является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В прежних конституциях и законах, которые наряду с гражданством СССР закрепляли и наличие гражданства союзных и автономных республик, принцип единого гражданства трактовался как их единство. То есть нельзя было быть гражданином республики, не являясь гражданином соответственно СССР или РСФСР и наоборот. Действующие Конституция РФ от 12.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 по-иному раскрывают принцип единого гражданства. Не предусматривается наличие гражданства республик, и есть единый институт гражданства Российской Федерации4.

Принцип равного  гражданство означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, то есть было принято в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности5.

2. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства

В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного  желания иметь гражданство и  в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»6.

3. Принцип  недопустимости лишения гражданства

Основания прекращения  гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона №62-ФЗ от 31.05.2002), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина, то есть исключают возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002, в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации.

4. Принцип  недопустимости выдачи гражданина  Российской Федерации другому  государству

«Гражданин  Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству»7.

Однако, развитие международных связей порождает  проблему международной, транснациональной  преступности, представляющую серьезную  угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной.

В международном  праве закреплен принцип двойной  криминализации, заключающейся в  том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как  в государстве, запрашивающем о  выдаче, так и в запрашиваемом  государстве. В Конституции РФ от 12.12.1993 он зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам.

5. Принцип  допустимости двойного гражданства

В Конституции  РФ от 12.12.1993 закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации8.

Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации9.

Информация о работе Понятие и принципы гражданства