Понятие и принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное всестороннее изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
• обозначение понятия гражданства, а также его принципов;
• характеристика законодательства о гражданстве Российской Федерации;
• обзор государственных органов по делам гражданства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства……………………………………...5
Глава 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации…………...16
Глава 3. Двойное гражданство…………………………………………………..27
Глава 4. Государственные органы по делам гражданства……………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………....37
Библиографический список……………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

целиком с исправлениями.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы можно прийти к следующим выводам:

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются следующими документами:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон о гражданстве Российской Федерации.
  3. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Базируясь на общепризнанных нормах международного права, Конституция  Российской Федерации закрепляет основные принципы российского гражданства. К ним относятся:

  • единое гражданство Российской Федерации;
  • равное гражданство Российской Федерации, независимо от оснований приобретения;
  • обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;
  • защита граждан Российской Федерации и покровительство за ее пределами;
  • невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся:

  • Президент РФ,
  • Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ,
  • Министерство внутренних дел РФ,
  • Министерство иностранных дел РФ,
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе подробно регламентируется порядок производства по делам о гражданстве - порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства  является возможность обжалования  этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к гражданству Российской Федерации может быть обжалован в месячный срок в суд. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнение решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Порядок рассмотрения вопросов российского  гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 1993 г.

Впервые на конституционном уровне (ст. 62) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), которая реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

В отношении каждого человека гражданство  юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство.

Устойчивый характер отношений  гражданства заключается в их постоянстве (эти отношения длятся от рождения до смерти гражданина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7- ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) / Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  3. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации / ратифицирован Федеральным законом от 25 ноября 1996 года № 136-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 49. Ст. 5495.
  4. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2011. № 1. Ст. 1.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2010. № 1. Ст. 4.
  6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2012. №. 49. Ст. 6756.
  7. Закон РФ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (ред. от  09.02.2009) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 778
  8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2010. № 26. № 3331.
  9. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1994 № 1369 «Об утверждении положения о создании комиссии по делам соотечественников за рубежом» (в ред. от 05.09.2006) // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3606; 2006. N 37. Ст. 3882.
  10. Закон Саратовской области от 28 июня 2012 № 92-ЗСО «О выборах Губернатора Саратовской области» // СЗ Саратовской области. 2012. № 21.
  11. Федеральный закон от 18 мая 1995 г. № 90-ФЗ  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.2398. (утратил силу)

Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 19. Ст. 2102. ИЛИ Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № __.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 4.

Учебная,  научная и  справочная литература

  1. Агапов П.В. Нужна ли в Уголовном кодексе РФ ответственность за создание организованной преступной группы? // Российская юстиция. 2006. № 3.
  2. Волобуева А.Н. Конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  3. Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовно-правовая защита конституционных прав личности: Учеб. пособие. Саратов, 2003.
  4. Криминология: Учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 2007.
  5. Наумов С.Ю., Фомин О.Н. Идеология в социуме современной России: политический аспект. Саратов, 2009.
  6. Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: Практ. пособие. М., 2006.
  7. Тюрьма – не женское дело: Результаты тюремного мониторинга, выводы, рекомендации, рецензии, очерки, интервью: Сб. материалов / сост. Л. Альперн. М., 2000.
  8. Халишхова Э.Р. Организованная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты (по материалам Южного федерального округа): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.

 

Интернет-ресурсы

  1. URL: http://www.erudition.ru
  2. Заместитель Председателя ЦИК России Л. Ивлев проинформировал руководителей избирательных комиссий муниципальных образований о законодательных инициативах в сфере избирательного права // URL: http://www.cikrf.ru/newsite/news/cik/2009/09/08/ivlev.jsp
  3. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 – конец 1930-х гг.). – Новосибирск, НГУ, 1998 // URL: http://www.zaimka.ru/soviet/krasiln1.shtml

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003.

2 СЗ РФ. – 1997. – №28. Ст. 3444.

3 См.: Ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

4 См.: Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С.  202

5 См.: ч. 1 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

6 Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ч. 4 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

7 Ч. 5 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

8 См.: ч.1 ст. 62 Конституции РФ от 12.12.1993.

9 См.: ст. 6 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

10 Ст. 3 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

11 Ч. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

12 См.: ст. 7 ФЗ № 62-ФЗ от 31.05.2002.

13 См.: ст. 8 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

14 См.: ст. 41.1 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002. (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 № 182-ФЗ)

15 См.: ч.1 ст. 62 Конституции РФ


Информация о работе Понятие и принципы гражданства