Понятие и принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное всестороннее изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
• обозначение понятия гражданства, а также его принципов;
• характеристика законодательства о гражданстве Российской Федерации;
• обзор государственных органов по делам гражданства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства……………………………………...5
Глава 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации…………...16
Глава 3. Двойное гражданство…………………………………………………..27
Глава 4. Государственные органы по делам гражданства……………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………....37
Библиографический список……………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

целиком с исправлениями.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства  Российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства  может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и  свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство – возможность гражданина Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.15

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными  гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.

Лица без  гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание  иностранных граждан и лиц  без гражданства в отношении  их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для  этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания  действует в полной мере, если федеральным  законом или между народным договором  Российской Федерации не установлено  иное.

Отклонение  от национального режима (в сторону  ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила  российского законодательства установлены  для отдельных групп находящихся  в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных  военных кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным  гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется  в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем  иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственные органы по делам гражданства.

 

Закон о гражданстве 2002 г. к числу полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, относит в первую очередь Президента РФ (ст. 28). Кроме Президента РФ к их числу также относятся: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Законом о гражданстве 2002 г.

В соответствии с ним (ст. 29) Президент РФ решает вопросы приема в гражданство  Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке. На него также возложено решение вопросов выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке и отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Закона о гражданстве; издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации (при этом имеется в виду издание указов как по решениям конкретных вопросов гражданства, так и по вопросам правового и организационного характера).

В исключительных случаях Президент РФ может рассмотреть  вопрос о приеме в российское гражданство  в общем и в упрощенном порядке тех иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об их восстановлении в гражданстве Российской Федерации, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состояли на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с указанным Законом; преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); осуждены и отбывают наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Законом (до истечения срока наказания).

Президент РФ вправе решить вопрос о приеме в гражданство  Российской Федерации без соблюдения установленных Законом условий лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией (ч. 3 ст. 13).

Статьей 30 Закона о гражданстве 2002 г. определены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Согласно названному Закону они определяют наличие российского  гражданства у лиц, проживающих  на территории Российской Федерации; принимают  от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представляемые для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах. Они также:

1) направляют Президенту РФ в случаях решения им вопросов приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации, а также отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации заявления по вопросам российского гражданства, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на эти заявления, документы и материалы;

2) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам российского гражданства в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

3) рассматривают заявления по вопросам российского гражданства, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

4) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальными органами приняты решения об изменении гражданства;

5) оформляют гражданство Российской Федерации детей, находящихся на территории Российской Федерации, родители которых неизвестны, если родители не объявляются в течение шести месяцев со дня обнаружения этих детей; детей, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства, по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также детей, усыновленных (удочеренных) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей;

6) в порядке, установленном законом, осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 31) определяет также полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, которым является МИД России, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

МИД России и  его органы:

1) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

2) направляют Президенту РФ заявления по входящим в его ведение вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на эти заявления, документы и материалы;

3) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам российского гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

4) рассматривают заявления по вопросам российского гражданства, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; принимают решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; выхода из гражданства Российской Федерации лиц, проживающих на территории иностранного государства, в упрощенном порядке; выхода из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которых является иностранным гражданином, по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя, а также приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке детей, усыновленных (удочеренных) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства детей;

5) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами России, приняты решения об изменении гражданства; оформляют гражданство Российской Федерации детей, усыновленных (удочеренных) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой лицом без гражданства, по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации;

6) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Законом о гражданстве.

В связи с  принятием Закона о гражданстве 2002 г. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 было утверждено Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Согласно названному Положению Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Комиссия рассматривает  ходатайства о приобретении и  прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного  гражданства.

К ее компетенции  относится также рассмотрение и  общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.

Информация о работе Понятие и принципы гражданства