Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения.
Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, − например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. − гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Тайланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.
Введение
3
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права
5
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия
5
1.2. Объявление гражданина умершим
13
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
19
2.1. Оформление заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
19
2.2. Процедура судебного разбирательства
24
Заключение
31
Список использованной литературы
Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
Содержание:
Введение |
3 |
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права |
5 |
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия |
5 |
1.2. Объявление гражданина умершим |
13 |
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим |
19 |
2.1. Оформление заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим |
19 |
2.2. Процедура судебного разбирательства |
24 |
Заключение |
31 |
Список использованной литературы |
35 |
Приложение |
38 |
Введение
Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения.
Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, − например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. − гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Тайланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.
Так, только за 2005 г. по России исчезло без следа 73 тыс. чел., а найдено всего 69 тыс. (в том числе и пропавшие за прошлые годы). Причем зачастую обнаружение сводилось к опознанию тела.1 В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность − отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 Гражданского кодекса РФ2 (далее − ГК РФ)) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ).
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.
Предмет исследования – правовое регулирование института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.
Цель исследования − теоретическое изучение правовых основ, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или с объявлением гражданина умершим на основе анализа теоретических положений и норм отечественного законодательства, а также практики их применения.
Поставленная цель определила следующие задачи:
− дать общую характеристику безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтам гражданского права;
− изучить порядок подачи, оформления и содержания заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
− рассмотреть процедуру судебного разбирательства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
− в заключении подвести итоги.
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо.
Роль и значение безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия.
Во избежание подобной неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых3. Какого-либо общеруководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности4. Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок определялся в 70 лет5. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего6.
Россия вслед за Германией восприняла систему послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могли просить суд об учинении публикации о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. С момента публикации и назначения судом опекуна над имуществом начиналось течение первого 5-летнего срока. В случае явки безвестно отсутствующего в этот период опека отменялась и имущество принималось явившимся гражданином. Если же в течение 5-летнего срока отсутствующий не объявлялся, суд вторично рассматривал дело о безвестном отсутствии и, исследовав материалы дела, выносил решение о признании лица безвестно отсутствующим. При этом брак, в котором состоял безвестно отсутствующий, мог быть расторгнут по заявлению его супруга, а имущество передавалось в управление наследникам. В течение второго 5-летнего срока безвестного отсутствия наследники еще не имели прав на имущество, но имели права на доходы с него. В случае явки лица оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов. Истечение 10-летнего срока с момента первой публикации означало открытие наследства и утрату безвестно отсутствующим всех прав на имущество. Даже в случае явки его по истечении этого срока он не вправе был требовать возврата ему имущества7.
Согласно действующему законодательству, суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).
Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев. Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых8.
Наиболее рациональной и обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица.9
Исчисление срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц − первое января следующего года.
Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Важнейшие гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ. Вместе с тем нормативными актами не установлено, каким именно имуществом необходимо постоянно управлять.
С учетом потребностей правоприменительной практики представляется, что указанный пробел необходимо устранить посредством изложения в законе не исчерпывающего списка имущества и имущественных прав безвестно отсутствующего, при наличии которых установление доверительного управления имуществом являлось бы обязательным при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.
К такому перечню, на наш взгляд, необходимо отнести:
– ценные бумаги любых разновидностей;
– имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана;
– предприятия как имущественные комплексы;
– вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (например, частный жилой дом, животные).
Очевидно, что определение исчерпывающего перечня имущества и имущественных прав, которыми необходимо управлять постоянно, противоречило бы смыслу и основной направленности гражданского законодательства, а также привело бы к ограничению прав ряда безвестно отсутствующих лиц, при наличии у них имущества, не включенного в перечень, но, тем не менее, нуждающегося в постоянном управлении. Поэтому также необходимо указание в законе на иное имущество, необходимость постоянного управления которым признана судом обязательной.
Установление же примерного перечня имущества безвестно отсутствующего лица, которым необходимо постоянно управлять, сориентировало бы суды, рассматривающие дела о признании граждан безвестно отсутствующими, на принятие решений, в полной мере отвечающих имущественным интересам как самого безвестно отсутствующего, так и иных заинтересованных лиц.
К другим правовым последствиям, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ), комиссии (ст. 1002 ГК РФ), агентский договор (ст. 1010 ГК РФ), договор доверительного управления (п. 1 ст. 1024 ГК РФ), договор простого товарищества (п. 1 ст. 1050 ГК РФ). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством.
Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и исполнять обязанности сохраняется в полном объеме.
В сфере брачно-семейных отношений признание гражданина безвестно отсутствующим влечет возможность расторжения брака в упрощенном порядке независимо от наличия общих несовершеннолетних детей. Брак с таким лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния по заявлению другого супруга (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ10 (далее − СК РФ)). В случае явки безвестно отсутствующего гражданина брак восстанавливается только по совместному заявлению бывших супругов и только если бывший супруг не вступил в новый брак.