Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения.
Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, − например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. − гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Тайланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.
Введение
3
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права
5
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия
5
1.2. Объявление гражданина умершим
13
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
19
2.1. Оформление заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
19
2.2. Процедура судебного разбирательства
24
Заключение
31
Список использованной литературы
Согласно ч. 1 ст. 278 ГПК РФ судья должен предпринять меры, направленные на собирание необходимых доказательств, подтверждающих отсутствие гражданина в месте своего проживания и месте работы. В частности, судья определяет круг лиц, располагающих сведениями об отсутствующем гражданине, и привлекает их к участию в качестве свидетелей (родственники, сослуживцы, соседи и др.). Помимо этого, судья направляет запросы в организации по известному последнему месту жительства (адресные бюро (столы), администрации сельских округов и т. д.) и работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел для получения сведений о нем.
Следовательно, можно сделать вывод, что отмеченная активность суда по собиранию доказательств оправданна применительно к данной категории дел тем, что решением суда затрагиваются существенные права и законные интересы отсутствующего гражданина, процессуальное право которого на участие в судебном разбирательстве в силу специфики данных дел не может быть реализовано.
Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству определяет лиц, заинтересованных в деле. Выявив таких лиц, судья извещает их о находящемся в производстве суда деле о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим и предлагает вступить в процесс.
В целях сохранения имущества отсутствующего гражданина и обеспечения исполнения обязательств перед другими лицами (например, содержание нетрудоспособных) на этапе подготовки дела к судебному разбирательству до вынесения судебного решения судья вправе предложить органу опеки и попечительства назначить управляющего имуществом гражданина, в отношении которого возбуждено дело о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, заключив с ним договор доверительного управления (ст. 38 ГК РФ).
В судебном заседании с участием заявителя и заинтересованных лиц исследуются обстоятельства, с которыми ст. 42, 45 ГК РФ связывают признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим.
При этом возникновение между заявителем и заинтересованными лицами спора о праве, которое послужило целью их участия в деле, не является основанием для оставления заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим без рассмотрения по ч. 3 ст. 263 ГПК РФ.
Отметим, что в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим. Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя − в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 ГПК РФ). Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для его разбирательства (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Если в ходе судебного разбирательства будет обнаружен гражданин, в отношении которого возбуждено дело о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, то суд вынесет решение об отказе в удовлетворении заявления при условии, что не последовал отказ заявителя от дальнейшего рассмотрения дела. При наличии такого отказа судья по аналогии с отказом от иска прекратит производство по делу (абз. 3 ст. 220 ГПК РФ).
Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для учреждения опеки над его имуществом (ст. 43 ГК РФ). Для этого в трехдневный срок копия решения суда направляется органу опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ).
Кроме того, после вступления решения в законную силу заявители (заинтересованные лица) приобретают права, которые возникают в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим (на расторжение брака в упрощенном порядке, права на жилую площадь, исполнение обязательств за счет реализации имущества безвестно отсутствующего и др.).
Решение суда об объявлении гражданина умершим, хотя и основывается на предположении о его смерти (презумпция смерти), однако порождает для заинтересованных лиц те же правовые последствия, что и фактическая смерть гражданина. С этого момента у них возникают права на наследство, получение пенсии по случаю потери кормильца, заключение брака и др. Однако реализация указанных прав возможна только после государственной регистрации смерти в органах Загса (ч. 2 ст. 279 ГПК РФ).
Хотелось бы отметить тот факт, что после вступления в законную силу судебного решения нельзя исключить ситуацию, при которой гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, может объявиться в месте своего жительства или же заинтересованным лицам либо другим гражданам станет известной информация о месте его пребывания. Явка гражданина или обнаружение его места пребывания являются основаниями для пересмотра и отмены ранее вынесенного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. При этом новое дело не возбуждается. Суд по заявлению явившегося гражданина или заинтересованных лиц возобновляет производство по делу и выносит решение в том же производстве, в котором он был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В процессуальной литературе правомерно указывалось на то, что фактически имеет место частный случай отмены решения по вновь открывшемуся обстоятельству27. Действительно, то, что гражданин был жив, на момент рассмотрения дела о признании его безвестно отсутствующим или объявления умершим не было известно ни заинтересованным лицам, ни суду.
Решение об отмене признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим служит основанием соответственно для прекращения договора доверительного управления имуществом гражданина или для аннулирования записи об его смерти в органах Загса. Гражданин подлежит восстановлению в тех имущественных правах, которые ему принадлежали до вынесения решения об объявлении его умершим, за отдельными исключениями, предусмотренными ст. 46 ГК РФ.
На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства.
Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина28.
Заключение
Неопределенность правового положения лица, длительное время отсутствующего в месте своего постоянного жительства, создает препятствия к исполнению обязанностей по отношению к гражданам и юридическим лицам, с которыми данный гражданин состоит в определенных личных неимущественных и имущественных правоотношениях. Кроме того, такое положение может привести к нарушению имущественных прав и самого гражданина, отсутствующего в месте своего постоянного жительства, со стороны других лиц (притязание на принадлежащее ему имущество, нарушение его прав на интеллектуальную собственность и др.). Урегулировать возникшую неопределенность с учетом интересов всех лиц, права которых оно может затронуть, призван институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
В соответствии с целями и задачами исследования были сделаны следующие основные выводы и представлены предложения по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
1. Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Важнейшие гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ. Вместе с тем нормативными актами не установлено, каким именно имуществом необходимо постоянно управлять.
С учетом потребностей правоприменительной практики представляется, что указанный пробел необходимо устранить посредством изложения в законе не исчерпывающего списка имущества и имущественных прав безвестно отсутствующего, при наличии которых установление доверительного управления имуществом являлось бы обязательным при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.
К такому перечню, на наш взгляд, необходимо отнести:
– ценные бумаги любых разновидностей;
– имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана;
– предприятия как имущественные комплексы;
– вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (например, частный жилой дом, животные).
2. Из смысла ст. 42 ГК РФ усматривается, что для признания гражданина безвестно отсутствующим или для объявления его умершим необходимо установление судом наличия определенного фактического состава, включающего, в числе прочего, отсутствие гражданина в месте его жительства и неизвестность места его пребывания. При анализе легального определения понятия «место жительства» и «место пребывания» можно сделать вывод, что в действующем законодательстве единое определение места жительства и места пребывания отсутствует. Следует отметить, что и из них ни одно не является полным. Помимо этого, в нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует понятие военных действий. Вместе с тем именно с данным понятием законодатель связывает объявление военнослужащего, принимавшего участие в войне, умершим. Эти и иные имеющиеся в законодательстве пробелы, противоречия и неясности свидетельствуют о необходимости его совершенствования.
Таким образом, можно сделать вывод, что последствия признания гражданина безвестно отсутствующим разнообразны. Эти последствия нуждаются в комплексном регулировании.
3. При исследовании института объявления гражданина умершим хотелось бы указать на существующую в настоящее время проблему: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет.
Такое положение представляется не совсем оправданным: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Следует согласиться с т мнением И.А. Михайловой, которая отмечает, что пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, − слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
4. Ст. 277 ГПК РФ содержит положение о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно, заявитель обязан указать день окончания военных действий. Но какой именно день считать днем окончания военных действий, законодатель не указывает. В этой связи было бы целесообразно внести дополнение в ст. 277 ГПК РФ: перед словом «день» добавить слова «официально объявленный компетентным органом об окончании военных действий».
5. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.