Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения.
Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, − например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. − гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Тайланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права
5
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия
5
1.2. Объявление гражданина умершим
13
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
19
2.1. Оформление заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
19
2.2. Процедура судебного разбирательства
24
Заключение
31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

безвестное отсутствие.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

При определенных обстоятельствах в «упрощенном» порядке могут быть прекращены и родительские права безвестно отсутствующего гражданина. К такому выводу приводит анализ норм ст. 130 СК РФ, которыми предусмотрена возможность усыновления несовершеннолетних детей безвестно отсутствующего гражданина без получения согласия последнего. При этом в полной мере не регламентированы правовые последствия явки гражданина после произведенного усыновления (удочерения). По всей вероятности, законодатель оставил разрешение вопроса об отмене усыновления на усмотрение суда в каждом конкретном случае, оставив подобную ситуацию в рамках формулировки: по иным основаниям, с учетом мнения и в интересах ребенка (ст. 142 СК РФ).

При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Как уже было отмечено, из смысла ст. 42 ГК РФ усматривается, что для признания гражданина безвестно отсутствующим или для объявления его умершим необходимо установление судом наличия определенного фактического состава, включающего, в числе прочего, отсутствие гражданина в месте его жительства и неизвестность места его пребывания.

При анализе легального определения понятия «место жительства» и «место пребывания» можно сделать вывод, что в действующем законодательстве единое определение места жительства и места пребывания отсутствует. Так, ГК РФ, Закон РФ от 25.07.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»11 и Правила регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ содержат различные определения указанных понятий. Следует отметить, что и из них ни одно не является полным. В частности, при изучении некоторыми исследователями12 практики рассмотрения соответствующей категории дел судами показало, что зачастую заявителю по данной категории дел и иным заинтересованным лицам не известно о нахождении лица в местах лишения свободы. Поэтому безвестно отсутствующим полагается лицо, место нахождения которого может быть достоверно установлено.

Помимо этого, в нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует понятие военных действий. Вместе с тем именно с данным понятием законодатель связывает объявление военнослужащего, принимавшего участие в войне, умершим. Эти и иные имеющиеся в законодательстве пробелы, противоречия и неясности свидетельствуют о необходимости его совершенствования.

Анализ действующего законодательства не дает ответа и на другие вопросы, встающие на практике. В частности, не урегулировано участие безвестно отсутствующего лица, не объявленного умершим, в наследственных правоотношениях.

Не ясно, может ли в пользу безвестно отсутствующего лица открыться наследство? Из смысла п. 1 ст. 1116 ГК РФ следует, что безвестно отсутствующее лицо может быть призвано к наследованию, поскольку даже вступившее в силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим юридически не констатирует смерть последнего. Вместе с тем действующее законодательство (ст. 1152 ГК РФ) связывает вступление в наследство с процедурой его принятия. При этом ст. 1154 ГК РФ предусмотрен 6-месячный срок для принятия наследства.

Однако безвестно отсутствующее лицо в силу понятных причин лишено возможности подать соответствующее заявление или фактически принять наследство. При этом восполнить отсутствие такого гражданина не могут ни доверительный управляющий (он наделен правами и обязанностями только в отношении имущества, являющегося объектом доверительного управления), ни орган опеки и попечительства (поскольку полномочия последнего также распространяются только на имущество, указанное в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или заранее определенное самим органом опеки и попечительства). Поэтому можно предположить, что безвестно отсутствующие наследники, пропустившие срок для принятия наследства, лишаются наследства.

И хотя ст. 1155 ГК РФ позволяет наследнику, пропустившему по уважительной причине срок для принятия наследства, восстановить его и перераспределить наследственные доли, возможность фактической реализации явившимся безвестно отсутствовавшим лицом своих наследственных прав по истечении значительного промежутка времени вызывает серьезные сомнения. В случае же если безвестно отсутствующее лицо так и не явится, то оказываются нарушенными уже права наследников самого безвестно отсутствующего лица. Причем в случае последующего объявления безвестно отсутствующего гражданина умершим права наследников последнего в описанной ситуации фактически невозможно будет защитить ни на основании норм о наследственной трансмиссии, ни о наследовании по праву представления.

Таким образом, правовые механизмы осуществления наследственных прав безвестно отсутствующего лица и его наследников в современном российском законодательстве отсутствуют.

Представляется, что данный пробел в законодательстве может быть устранен посредством предоставления органам опеки и попечительства полномочий по представлению интересов безвестно отсутствующего лица в наследственных правоотношениях с последующей передачей наследства в доверительное управление.

Таким образом, можно сделать вывод, что последствия признания гражданина безвестно отсутствующим разнообразны. Эти последствия нуждаются в комплексном регулировании.

Пункт 3 ст. 43 ГК РФ устанавливает, что последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом. В случае если таким образом законодатель предусмотрел принятие отдельного закона, регулирующего последствия признания лица безвестно отсутствующим (по примеру того, как это сделано в ФРГ), то в этой части с позицией законодателя следует согласиться.

 

1.2. Объявление  гражданина умершим

 

Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК РФ). При этом нет необходимости предварительно признавать лицо безвестно отсутствующим. По истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть сразу объявлено умершим.

ГК РФ предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим:

а) сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;

б) двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.13

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается, как правило, день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Отметим, что при объявлении гражданина умершим возникает ряд проблем. Как известно, вступившее в силу судебное решение об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации смерти. В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»14 в этом случае днем смерти гражданина указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти, если гражданин, объявленный умершим, пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК РФ). Эти положения Закона приводят к терминологическому расхождению: применительно к государственной регистрации законодатель оперирует понятием «день», но очевидно, что правоспособность гражданина прекратилась не в день вступления в законную силу решения суда, а в тот момент, когда наступила его смерть (возможно, за несколько лет до судебного разбирательства).

Объявление лица умершим, основанное на презумпции его смерти, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае факта смерти.

Существуют разные мнения о влиянии объявления гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы считают, что при объявлении гражданина умершим прекращается его правоспособность, аргументируя это тем, что правовые последствия в таком случае те же, что и в случае смерти15. Сторонники другой точки зрения считают правоспособность неотделимой от самого гражданина, и поэтому, по их мнению, одно лишь предположение о смерти не может прекратить правоспособности16.

Тот факт, что лицо, объявленное умершим, может объявиться, вследствие чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, свидетельствует в пользу второй точки зрения.

В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст. 1113 ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина. Судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых. Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется17.

Объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия:

1) лица, находившиеся на иждивении гражданина, объявленного умершим, приобретают право на получение пенсий и пособий;

2) открывается наследство;

3) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения  специального решения о прекращении  брака);

4) прекращаются обязательства, которые носят личный характер.

Предположение о смерти лица, объявленного умершим, опровергается в случае его явки или обнаружения места пребывания. В этом случае суд отменяет решение об объявлении данного гражданина умершим (ст. 46 ГК РФ). Это является основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (актовой книге) − ст. 280 Гражданского процессуального кодекса РФ18 (далее − ГПК РФ).

Брак гражданина, ранее объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).

Гражданин независимо от времени своей явки в соответствии с п. 2 ст. 46 ГК РФ вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (прежде всего это касается наследников), за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что, приобретая его, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК РФ).

От объявления гражданина умершим следует отличать установление в судебном порядке факта смерти (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства наступления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а орган загса отказывает в регистрации смерти. В этом случае заинтересованные лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации смерти в органах загса.

При исследовании института объявления гражданина умершим хотелось бы указать на существующую в настоящее время проблему: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет.

Такое положение представляется не совсем оправданным: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Как отмечает И.А. Михайлова, пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, − слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.19

Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст. 264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.

Информация о работе Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим