Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:11, курсовая работа
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Введение
1. Сущность и виды обеспечения законности в сфере исполнительной власти
2. Контроль органов государственного управления
3. Надзор в сфере государственного управления
4. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан
Заключение
Список использованных источников и литературы
§ принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
§ выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;
§ принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Сущность контроля в сфере
исполнительной власти заключается
в том, что уполномоченные на то государственные
органы (законодательной, исполнительной,
судебной власти) и общественные организации,
используя организационно-
Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ему участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.
Контроль органов
§ общий - охватывает всю деятельность подконтрольных объектов;
§ ведомственный - осуществляющийся в рамках одного ведомства, министерства, организации и т.д. Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль над правилами применения действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций;
§ над ведомственный - осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями над ведомственного характера.
В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по отдельным (специальным) вопросам.
Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.
К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся: правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Признаки контроля:
§ между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;
§ контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;
§ контролирующий наделен правом отменять решения контролируемого;
§ контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.
Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных актов по проверяемым вопросам. Для успешного контроля, помимо знания нормативного материала, необходим практический опыт работы по вопросам проверки, а также владение методикой и техникой ее проведения.
Контроль должен основываться на следующих принципах:
§ систематичность, т.е. контроль должен проводиться в системе, постоянно;
§ законность, т.е. деятельность контролирующих органов (должностных лиц) должна осуществляться в рамках закона;
§ объективность; суть данного принципа состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) должны отражать реальное положение дел на подконтрольном объекте;
§ гласность; этот принцип выражается в том, что о проводимом контроле должны ставиться в известность заинтересованные должностные лица;
§ результативность; этот принцип состоит в том, что по установленным недостаткам должны быть приняты конкретные меры.
Виды контроля:
1) В зависимости от
субъектов, осуществляющих
§ государственный контроль осуществляется Президентом РФ, органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
§ общественный контроль осуществляется
общественными объединениями
2) В зависимости от
объема контроль
§ общий (охватывает всю деятельность подконтрольного объекта);
§ специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, например, уплата налогов).
§ В зависимости от источника различают: внутренний контроль, когда он осуществляется самими органами исполнительной власти внутри своей системы, собственными силами министерства, ведомства, учреждения;
§ внешний контроль, когда он осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти).
3) В зависимости от
того, на какой стадии деятельности
подконтрольного объекта
§ предварительный контроль проводится до совершения конкретных действий, его цель состоит в предупреждении нарушений;
§ текущий контроль осуществляется
в процессе повседневной деятельности
подконтрольного объекта, его цель
- выяснение состояния
§ последующий контроль осуществляется по итогам деятельности, его цель - проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
Эффективный контроль позволяет
судить о фактическом положении
дел, о том, как реализуются законы
в отраслях управления, насколько
эффективны подзаконные акты, издаваемые
органами исполнительной власти. На основе
полученной информации можно оперативно
устранять недостатки в нормотворческой
деятельности, вносить изменения
и дополнения в нормативные акты,
повышать их качество. Контрольная
информация играет большую роль в
осуществлении задач
3. Надзор
в сфере государственного
Надзор как способ обеспечения
законности в сфере исполнительной
власти - постоянное, систематическое
наблюдение специальными государственными
органами за деятельностью неподчиненных
им органов или лиц с целью
выявления нарушений
Признаки надзора:
§ надзор осуществляется в
отношении неподчиненных
§ надзор имеет целью проверять деятельность с точки зрения законности;
§ надзорный орган не имеет
право вмешиваться в текущую
административно-хозяйственную
§ надзорный орган не имеет право отменять и изменять акты поднадзорного органа;
§ при надзоре принимаемые меры носят специальный характер, и они направлены на устранение нарушений законности.
В настоящее время надзор в сфере государственного управления подразделяется на следующие виды:
§ прокурорский;
§ административный.
Прокурорский надзор направлен на то, чтобы все органы управления и их должностные лица соблюдали законы и не издавали управленческих актов, противоречащих законам.
Прокурорский надзор распространяется на действия и акты федеральных министерств, ведомств, ниже стоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливает, соответствуют ли акты и действия поднадзорных актов конституции и закону.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 30.12.2001г.) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
§ надзор за исполнение законов ФОИВ (федеральными службами), представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
§ надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
ФОИВ, представительными и
§ надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
§ надзор за исполнением
законов администрациями
§ уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
§ координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуратура осуществляет надзор
за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов и за соответствием
законам тех правовых актов, которые
издаются уполномоченными
Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и иной информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
В Федеральном законе от 17.01.92г.№2202-1 «О прокуратуре РФ» (с изм. от 30.12.2001г.) закреплены следующие формы реагирования прокурора на нарушения законности:
§ Протест. Прокурор и его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
§ Представление. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
§ Постановление. Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
§ Предостережение о
Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время -- о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пенсий и зарплат.
Административный надзор - это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзорная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной подчиненности.
Информация о работе Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан