Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:21, курс лекций
Работа содержит курс лекций по правовой защит. информации.
Правовая защита информации
Законодательный метод защиты
информации регламентирует правовой порядок
работы с информацией и устанавливает
ответственность за его нарушение
согласно национальному
К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.
Наиболее важными
– внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Россия, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ;
- законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности РФ между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
- разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
- уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
- законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
- определение статуса организаций,
предоставляющих услуги глобальных информационно-
- создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.
Государственная тайна - защищаемые
государством сведения в области
его военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
Можно назвать такие признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может
причинить ущерб
3) перечень сведений, которые
могут быть отнесены к
4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан
специальный административно-
Правовой основой режима
секретности являются Конституция,
законы Российской Федерации «О безопасности»,
«О государственной тайне», а также
принятые на основе последнего закона
акты Президента и Правительства (Например,
Указ Президента Российской Федерации
от 24 января 1998 г. «О перечне сведений,
отнесенных к государственной тайне»,
постановления Правительства от
14 октября 1994 г. «О порядке и условиях
выплаты процентных надбавок к должностному
окладу (тарифной ставке) должностных
лиц и граждан, допущенных к государственной
тайне»; от 4 сентября 1995 г. «Об утверждении
Правил отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к различным
степеням секретности»). Нужно отметить,
что Закон «О государственной
тайне» – первый в российской истории
акт такого уровня по этому вопросу.
Раньше эти вопросы решались подзаконными
актами, которые к тому же сами были
секретными, не публиковались. Принятие
по этому вопросу открытого
Перечень сведений, составляющих
государственную тайну, определяется
федеральным законом «О государственной
тайне» (Раздел II), на основании которого
межведомственная комиссия по защите
государственной тайны
Средства защиты конфиденциальной информации в автоматизированных системах организаций должны отвечать целому ряду требований. Надежность, масштабируемость, интегративность и соответствие законодательству – это основные требования, которые предъявляются к средствам защиты конфиденциальной информации.
При работе с информацией 1-го класса конфиденциальности рекомендуется выполнение следующих требований :
осведомление сотрудников о закрытости данной информации,
общее ознакомление сотрудников с основными возможными методами атак на информацию
ограничение физического доступа
полный набор документации по правилам выполнения операций с данной информацией
При работе с информацией
2-го класса конфиденциальности к перечисленным
выше требованиям добавляются
расчет рисков атак на информацию
поддержания списка лиц, имеющих доступ к данной информации
по возможности выдача подобной информации по расписку (в т.ч. электронную)
автоматическая система проверки цлостности системы и ее средств безопасности
надежные схемы физической ранспортировки
обязательное шифрование при передаче по линиям связи
схема бесперебойного питания ЭВМ
При работе с информацией 3-го класса конфиденциальности ко всем перечисленным выше требованиям добавляются следующие :
детальный план спасения либо надежного уничтожения информации в аварийных ситуациях (пожар, наводнение, взрыв)
защита ЭВМ либо носителей информации от повреждения водой и высокой температурой
криптографическая проверка целостности информации
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)
Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения,
передачи, производства и
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации
о деятельности
4) равноправие языков народов
Российской Федерации при
5) обеспечение безопасности
Российской Федерации при
6) достоверность информации
и своевременность ее
7) неприкосновенность частной
жизни, недопустимость сбора,
хранения, использования и
8) недопустимость установления
нормативными правовыми актами
каких-либо преимуществ
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться
2. Информация в зависимости от категории
доступа к ней подразделяется на общедоступную
информацию, а также на информацию, доступ
к которой ограничен федеральными законами
(информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка
ее предоставления или распространения
подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению
лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии
с федеральными законами подлежит предоставлению
или распространению;
4) информацию, распространение которой
в Российской Федерации ограничивается
или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации
могут быть установлены виды информации
в зависимости от ее содержания или обладателя.
Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение доступа к
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности
информации, доступ к которой ограничен
федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную
тайну, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о государственной тайне.
примечание - По вопросу, касающемуся порядка
обращения со служебной информацией ограниченного
распространения в федеральных органах
исполнительной власти, см. Постановление
Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233.
4. Федеральными законами устанавливаются
условия отнесения информации к сведениям,
составляющим коммерческую тайну, служебную
тайну и иную тайну, обязательность соблюдения
конфиденциальности такой информации,
а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими
лицами) при исполнении ими профессиональных
обязанностей или организациями при осуществлении
ими определенных видов деятельности
(профессиональная тайна), подлежит защите
в случаях, если на эти лица федеральными
законами возложены обязанности по соблюдению
конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную
тайну, может быть предоставлена третьим
лицам в соответствии с федеральными законами
и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению
конфиденциальности информации, составляющей
профессиональную тайну, может быть ограничен
только с согласия гражданина (физического
лица), предоставившего такую информацию
о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина
(физического лица) предоставления информации
о его частной жизни, в том числе информации,
составляющей личную или семейную тайну,
и получать такую информацию помимо воли
гражданина (физического лица), если иное
не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным
граждан (физических лиц) устанавливается
федеральным законом о персональных данных.
Статья 16. Защита информации
1. Защита информации
1) обеспечение защиты информации от неправомерного
доступа, уничтожения, модифицирования,
блокирования, копирования, предоставления,
распространения, а также от иных неправомерных
действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации
ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений
в сфере защиты информации осуществляется
путем установления требований о защите
информации, а также ответственности за
нарушение законодательства Российской
Федерации об информации, информационных
технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации
могут устанавливаться только для достижения
целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1
настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной
системы в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного
доступа к информации и (или) передачи
ее лицам, не имеющим права на доступ к
информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного
доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных
последствий нарушения порядка доступа
к информации;
4) недопущение воздействия на технические
средства обработки информации, в результате
которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления
информации, модифицированной или уничтоженной
вследствие несанкционированного доступа
к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением
уровня защищенности информации.
5. Требования о защите информации, содержащейся
в государственных информационных системах,
устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения
безопасности и федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области противодействия
техническим разведкам и технической
защиты информации, в пределах их полномочий.
При создании и эксплуатации государственных
информационных систем используемые в
целях защиты информации методы и способы
ее защиты должны соответствовать указанным
требованиям.
6. Федеральными законами могут быть установлены
ограничения использования определенных
средств защиты информации и осуществления
отдельных видов деятельности в области
защиты информации.