Правовая защита информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:21, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по правовой защит. информации.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЗИ.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)
  1. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Статья 17. Ответственность  за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

 
   1. Нарушение требований настоящего  Федерального закона влечет за  собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 
 
   2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица. 
 
   3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: 
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 
2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

  1. Особенности отношения к коммерческой тайне для государственных и муниципальных предприятий

Определенные сложности  возникают у сторон трудового  договора в связи с установлением  условия о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Обусловлено  это тем, что на сегодняшний день вопросы, связанные с охраняемой законом тайной, практически не регламентированы, за исключением государственной  тайны. Законодательство не содержит общего понятия тайны. 
Отношения по соблюдению государственной тайны регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «0 государственной тайне», а служебная или коммерческая тайна — предмет регулирования ГК РФ, Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и иных федеральных законов. 
   Общее признаки, по которым информация может составлять коммерческую тайну, перечислены в ст. 139ГКРФ. Согласно ей информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном, основании, и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. 
Для реализации санкций, предусмотренных условием о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну (для увольнения по основаниям и. 6 «в» ст. 81 ТКРФ), работодателю необходимо: 
    1) ознакомить под роспись работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты; 
    2) ознакомить под роспись работника с установленным работодателем перечнем сведений, составляющим коммерческую тайну, с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; 
    3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны. 
   Условия заключенных трудовых договоров о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, должны соответствовать положениям Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «0 коммерческой тайне», вступившего в силу 16.08.2004. Согласно ст. 4, право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации с учетом положений упомянутого Федерального закона. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иным правовым актом. 
Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, установлен статьей 5 вышеуказанного Федерального закона. 
Так, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении сведений: 
    • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 
    • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 
    • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 
    • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 
    • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест; 
    • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 
    • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 
    • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 
    • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 
    • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 
    • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. 
   Внимание! Сведения о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест, о задолженности по выплате заработной платы работников не являются коммерческой тайной, включение этих сведений в состав коммерческой тайны и наказание за их разглашение незаконны. 
   Работник виновный в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей, должен возместить причиненный работодателю ущерб. Кроме того, работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 
    О коммерческой тайне (с изменениями на 2 февраля 2006 года) N 98-ФЗ

Статья 9. Порядок установления режима коммерческой 
тайны при выполнении государственного или муниципального 
контракта для государственных или муниципальных нужд

(наименование дополнено с 8 февраля 2006 года 
Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ - 
см. предыдущую редакцию)

 

 

     Государственным или муниципальным  контрактом на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических  или иных работ для государственных  или муниципальных нужд должен быть определен объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также должны быть урегулированы вопросы, касающиеся установления в отношении полученной информации режима коммерческой тайны (статья в редакции, введенной в  действие с 8 февраля 2006 года Федеральным  законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *9)

 

  1. Конфиденциальность персональных данных

Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение  без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного  основания.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ

О персональных данных

 

  1. Системы ограничения в доступе к информации, объединенные понятием «процессуальные тайны»

В юриспруденции - это основная часть Уголовного кодекла РФ. Суть заключается в том, что каждый работник суда, прокуратуры и т. д не имеет никаких своих связей с подсудимым и другими  
Примерами могут служить: тайна предварительного расследования, оперативная (розыскная) тайна, институт ограничения гласности судебного разбирательства, тайна совещания судей.

Представляют собой три  самостоятельных правовых института  — тайну предварительного расследования, институт ограничения гласности  судебного разбирательства и  тайну совещания судей.

Объединительными признаками для них являются формулирование соответствующих норм, как правило, в рамках процессуальных отраслей права и общая направленность на защиту требований по объективному расследованию и вынесению объективного решения по делу.

 

  1. Законодательство РФ в области права интеллектуальной собственности

Основы правового регулирования  в области ИС закреплены Конституцией РФ (1993) в качестве конституционного права: “Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом” [17].

Формируется государственная  политика в этой области. Указ Президента РФ от 22.06.98 №863 "О государственной  политике по вовлечению в хозяйственный  оборот результатов научно-технической  деятельности и объектов и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии" в качестве приоритетных выделяет следующие направления:

государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений в области интеллектуальной собственности, создающее условия заинтересованности этих субъектов при создании, правовой охране и использовании интеллектуальной собственности (cт.1 п.1 [13]).

Формирование и защита отечественного рынка научно-технической  продукции, основанного на развитии рынка интеллектуальной собственности, ее вовлечение в хозяйственный оборот, защита своего патентного пространства и поддержка отечественных патентов за рубежом названо в качестве стратегического направления реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов [18].

Новое законодательство создало  необходимые предпосылки для  реализации такой политики. Оно регулирует имущественные и связанные с  ними личные неимущественные правоотношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной, регистрацией и использованием объектов интеллектуальной собственности. Новое законодательство юридически закрепило, а в части патентного права - восстановило традиционное в  мировой правовой и экономической  практике положение, в соответствии с которым права на объекты  интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, секреты производства, программы для ЭВМ, произведения науки, литературы и искусства и  другие результаты научных исследований и творческого труда), созданные  в связи с выполнением работником служебных обязанностей, становятся собственностью работодателя и специфическим  товаром, который, как и всякий товар  может быть введен в хозяйственный  оборот на внутреннем и внешнем рынках. Неслужебные объекты интеллектуальной собственности являются собственностью авторов или их правопреемников.

Формами введения в хозяйственный  оборот могут быть различные формы  использования объектов интеллектуальной собственности: для изобретений, полезных моделей, промышленных объектов, товарных знаков - изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа  и иное введение в хозяйственный  оборот продукта или товара, содержащего  запатентованный объект интеллектуальной собственности; для селекционных достижений - производство, воспроизведение, предложение  к продаже и иные формы сбыта; для программ для ЭВМ, баз данных, произведений науки, литературы и искусства - выход в свет (опубликование), воспроизведение (изготовление), распространение (продажа, прокат, аренда и т.п.) и др.

Понятие права интеллектуальной собственности

Под интеллектуальной собственностью по действующему законодательству понимается исключительное право гражданина или  юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых  работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и  т.п.). Использование третьими лицами таких результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя (ст. 138 [10]).

Таким образом, права на объекты  интеллектуальной собственности являются исключительными правами в отношении  третьих лиц, что означает, что  только Университет или иной правообладатель, являющийся собственником прав на конкретный объект интеллектуальной собственности, вправе его использовать по своему усмотрению, запрещая такие действия всем третьим лицам без разрешения правообладателя. Такое разрешение может быть дано в форме лицензионного  договора.

Нарушение прав интеллектуальной собственности

Любые формы несанкционированного использования объектов интеллектуальной собственности признаются нарушением прав правообладателя, а любое юридическое  или физическое лицо, несанкционированно использующее правоохраняемый объект интеллектуальной собственности, является нарушителем таких прав. Такое нарушение по требованию правообладателя должно быть прекращено, а лицо, совершившее противоправное действие, обязано возместить ему причиненные убытки.

Возникшие споры рассматриваются  в судебном порядке. К ним относятся  следующие споры:

об авторстве на объект ИС;

об установлении патентообладателя (правообладателя);

о нарушении исключительного права на использование охраняемого объекта ИС и других имущественных прав патентообладателя (правообладателя);

о заключении и исполнении лицензионных договоров на использование охраняемого объекта ИС;

о праве преждепользования;

о выплате работодателем вознаграждения работнику - автору

о выплате компенсаций, предусмотренных Патентным Законом;

другие споры, связанные с охраной прав на объект ИС.

К противоправным действиям, влекущим за собой административную ответственность, относится недобросовестная конкуренция, формами которой в  отношении объектов интеллектуальной собственности являются: продажа  товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг (фирменное  наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.); получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца (ст. 10 [5]).

За наиболее общественно  опасные правонарушения предусмотрена  уголовная ответственность. К ним  относятся: незаконное использование  объектов авторского права (ст. 146 [12]), товарных знаков (ст. 180 [12]), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (cт.147 [12]), разглашение сущности последних  до официальной публикации сведений о них без согласия автора или  заявителя (ст. 147 [12]); незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 [12] и др.).

 

  1. Основные международные договоры в области правовой охраны интеллектуальной собственности

Международные договоры позволяют  согласовывать положения национальных законодательств и обеспечивать охрану интеллектуальной собственности  в подавляющем большинстве стран  мира.   Участниками Парижской  конвенции – наиболее всеобъемлющего международного соглашения в области  интеллектуальной собственности –  являются более 140 стран мира.  Принцип  национального режима Парижской  конвенции обеспечивает иностранным  заявителям равные права с собственными гражданами на территории любой страны- участницы.  Принцип конвенционного приоритета означает сохранение даты приоритета первичной национальной заявки во всех странах-участницах в  течение 12 месяцев для изобретений  и полезных моделей и 6 месяцев  для промышленных образцови товарных знаков.  Договор РСТ, участниками которого являются около 100 стран, устанавливает унифицированную процедуру начальных этапов зарубежного патентования. В соответствии с договором международная заявка в рамках РСТ может быть подана либо как первичная в национальное ведомство, либо дополнительно к национальной заявке в период 12-месячного конвенционного приоритета. В последнем случае заявка может подаваться как в национальное патентное ведомство, так и в международные органы.  После подачи заявки в любом случае проводится международный поиск, целью которого является выявление аналогов. По его итогам не делается никаких выводов, а лишь указываются ссылки на наиболее близкие места в аналогах.  При любом способе подачи заявки через 18 месяцев после даты ее приоритета осуществляется публикация заявки, а запросы на зарубежные патенты должны поступить в соответствующие зарубежные патентные ведомства в период до 20 месяцев. Перечень стран, в которые предполагается подача зарубежных заявок, указывается с самого начала в международной заявке, но может быть уточнен в течение 15 месяцев с даты приоритета.  Заявитель может обратиться с запросом на проведение международной предварительной экспертизы. Это должно быть сделано не позднее 19-го месяца с даты приоритета. Подача такого запроса отодвигает предельный срок обращения за зарубежным патентом до 30 месяцев. Итоги экспертизы могут быть использованы зарубежными патентными ведомствами, но не являются для них обязательными. Поэтому экспертиза и называется предварительной. 

Информация о работе Правовая защита информации