Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
1) дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям, разрешить терминологические проблемы, возникающие при исследовании данных понятий;
2) проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
3) исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;
4) дать оценку реализации законодательства о беженцах в реальном социально-политическом положении России и ее регионов.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.2. Доктрина правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе развития Российской Федерации
2. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1 Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев
2.2 Приобретение статуса
2.3 Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца
2.4. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Государственного права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Конституционное право

 

Тема:

 

Правовое положение  беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

 

Выполнил 

Яблонский Алексей Владимирович

(Ф.и.о. студента)

 

юрист

 (специальность)

10421

(№ группы)

 

Проверил

_______________________

(звание, должность  преподавателя)

____________________________

(Ф.и.о. преподавателя))

Новосибирск 2012г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 
Глава 1. Становление и развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев

1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев

1.2. Доктрина правового положения  беженцев и вынужденных переселенцев  на современном этапе развития  Российской Федерации

2. Основы правового  положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

2.1 Правовые основы статусов  беженцев и вынужденных переселенцев

2.2 Приобретение статуса

2.3 Утрата статуса беженца или  вынужденного переселенца

2.4. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев

Заключение

Список используемых источников и литературы:

 

 

 

 

 

Введение

Проблема беженцев и  вынужденных переселенцев имеет  международный характер. Для Российской Федерации данная тема актуальна  тем, что в международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется — это российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т.п.

Проблема правового  положения беженцев и вынужденных  переселенцев в России существенно  осложняется тем, что, основные законы (Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О  беженцах" и Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах") давно потеряли свою актуальность. Изменения, вносимые в данные источники, не устраняют пробелов правого регулирования. В настоящее время образовался своеобразный правовой вакуум, который влечет за собой ряд затруднений правоприменения.

Проблемы реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца и правоприменительная практика в этой сфере являются весьма актуальными как для Южного федерального округа, так и для России. Возникла острая необходимость в определении и решении основных проблем реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца, т. к. значительная часть граждан, проживающих на территории Российской Федерации, уже длительное время так и не смогла реализовать свои права в полном объеме. В Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ указывается, что содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Хотя в данной государственной программе отсутствуют какие-либо пути решения проблемы для переселенцев, прибывших на территорию России ранее.

Существенные пробелы  в законодательстве, касающиеся реализации конституционных прав беженцев и вынужденных переселенцев, отсутствие механизмов защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило необходимость исследования способов реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных  переселенцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института.

Предмет исследования- нормы  законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Цель курсовой работы - исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:

1) дать определение  понятиям «беженец», «вынужденный  переселенец» и некоторым другим  понятиям, разрешить терминологические  проблемы, возникающие при исследовании  данных понятий;

2) проанализировать историю  возникновения проблемы беженцев  и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;

3) исследовать механизм  законодательного регулирования  проблемы беженцев и вынужденных  переселенцев в Российской Федерации  путем изучения законодательства  о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;

4) дать оценку реализации  законодательства о беженцах  в реальном социально-политическом  положении России и ее регионов.

 

Глава 1. Становление и  развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев

1.1 Историко-правовые  аспекты становления и развития  законодательства о правовом  положении беженцев и вынужденных  переселенцев

Опыт многих стран  показывает, что для успешного  решения проблем миграции требуется прямая или косвенная помощь государства в обустройстве мигрантов. Одновременно такая помощь является важнейшим регулятором направлений объемов миграционных потоков. В России вследствие проходящего на протяжении столетий «разрастания» территории страны государственная миграционная политика всегда играла очень важную роль. До крестьянской реформы 1861 года регулирование миграции в России в основном ограничивалось административно - организационными мерами. Сама миграция осуществлялась в форме вольно-народного переселения, правительственной или помещичьей колонизации. При этом миграционная (колонизационная) политика решала как политические, так и экономические задачи. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами.

После отмены крепостного  права потребовалось 20 лет, чтобы  Правительство осознало необходимость  регулирования переселенческого движения в России. В 1881 г., было утверждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», которое скорее сдерживало, чем способствовало переселению. Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 году, вводил ряд льгот (по арендным платежам, исполнению воинской повинности, получению ссуд). Закон не был опубликован, и это отрицательно сказалось на переселенческом движении. В то время потребность в переселении была столь велика, что за ним не поспевало ни землеотводное дело, ни ссудная помощь.

В корне изменить взгляд Правительства на переселенческое движение заставило строительство Сибирской железной дороги. В 1893 году был утвержден Комитет Сибирской железной дороги, обеспечивающий регулирование переселения. Система предоставляемых льгот и пособий была расширена. Выдавались разнообразные ссуды: путевые, на хозяйственное устройство, на посев; осуществлялся безвозмездный отпуск лесоматериалов на возведение усадебных построек. Эта система льгот распространялась не только на регламентированные переселения, но и на вольных переселенцев. Размер предоставляемой помощи дифференцировался по территориям и осуществлялся в размере выявленной необходимости. Правительство активно занималось организационными проблемами: велась работа по улучшению перевозки переселенцев, подготовке участков для расселения.

Закон 1904 года, в основу которого был положен принцип  свободы переселения, обеспечивал  получение содействия со стороны  Правительства только для выходцев из определенных местностей, откуда переселение  признавалось желательным, либо для  направляющихся в район, определенный для переселения. Желающим воспользоваться государственным содействием в переселении устанавливалась обязательность ходачества (для выбора земельного участка). Было образовано специальное Переселенческое Управление, которому вменялось выполнение закона. Последующие изменения в регулировании правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Были организованы склады продукции (сельскохозяйственной, лесной) для оказания помощи переселенцам, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий. Главной задачей переселенческой политики тех лет становится «не выселение трудовых масс с Родины, а заселение окраин русскими людьми».

Война 1914 года и последовавшие  за ней революционные потрясения свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс организованного переселения: не стали предоставляться кредиты, были свернуты землеустроительные работы.

С октября 1917 года, в отличие  от переселенческой политики прежних  лет (допускавшей свободное переселение из любых местностей и участие самого переселяющегося в расходах и риске переселения), закон о социализации земли все время регулирования переселения возлагал на государство, оставляя за переселяющимися только выполнение плана. Так была произведена «национализация» переселенческого процесса.

Советская власть, в соответствии с циркуляром по Переселенческому Управлению от 06.03.1918 года №1, призывала советы к удержанию крестьян от переселений, к направлению их внимания на расселение внутри Европейской России.

С введением Новой  экономической политики (НЭП) создались  предпосылки для организации  колонизационных мероприятий в  новой трактовке. Ряд статей Земельного Кодекса, принятого в октябре 1922 года, были посвящены вопросу об открытии планового переселения. Кодекс устанавливал возможность предоставления государственных льгот плановым и внеплановым переселенцам, которые с разрешения переселенческих организаций поселялись на колонизуемых землях. Народному комиссариату земледелия РСФСР, ведающему переселением в пределах России, поручалось провести мероприятия для организации Колонизационного фонда. Земплану было поручено включать в сметы средства на хозяйственное устройство переселенцев. Постановлением ЦИК и СНК Союза СССР от 10 сентября 1926 года «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению», предусматривалось, что расходы по землеустройству беднейшей части крестьянского населения будут осуществляться за счет государства. Этим Постановлением вводились льготный переселенческий тариф, долгосрочный льготный кредит (до 8 лет) на землеустроительные работы, а также льготы переселенцам по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Право пользования льготами предоставлялось только расселяющимся в соответствии с планами переселения и землеустройства, ежегодно устанавливаемыми декретом ВЦИК, и СНК РСФСР.

Коллективизация внесла в переселенческий процесс важное нововведение: Советское правительство  предоставляло ряд преимуществ  членам переселенческих колхозов перед  индивидуальными переселенцами. Со второй половины 1929 года льготное переселение крестьян-единоличников было отменено, государство принимало на свой бюджет только колхозное переселение. Отмечу, что системы льгот, применяемые Советской властью, были достаточно дифференцированы. Например, для Дальнего Востока в 20-е годы размеры ссудной помощи дифференцировались в зависимости от отнесения территории края к «обжитой», «полуобжитой» и «необжитой». Впоследствии все осваиваемые местности страны были разделены на два пояса в зависимости от удаленности от центра страны и условий работы.

Послевоенное восстановление народного хозяйства, требовавшее  концентрации усилий огромных масс трудящихся и эффективного использования рабочих  рук, обусловило усиление организованных форм переселения, достигших в этот период своего пика. Формы организованного переселения включали: организованный набор рабочих, сельскохозяйственное переселение семей, общественные призывы молодежи, перевода на работу в другую местность - переселения имели четко выраженный трудовой характер.

Административные мероприятия  регулирования миграционных процессов  сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством  системы льгот материального  и нематериального характера. В  послевоенный период, особенно в первые годы, льготы сыграли определенную роль в перераспределении населения в малообжитые районы, в районы активного промышленного освоения и восстановления разрушенного хозяйства. В то же время сила воздействия льгот на миграционные процессы не была постоянной, а менялась в зависимости от времени и места действия. Значительные льготы предоставлялись переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Они регулировались многими нормативными актами, в числе которых Указы Президиума Верховного Совета СССР от февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, упорядочивающие и расширяющие систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановления Совета Министров СССР, устанавливающие порядок их применения. Жилищные льготы переселенцам устанавливались постановлениями Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» и от октября 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны». Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №2 была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года №166/10-85, от 11 ноября 1989 года М 359/21-20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3-111 регламентировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ