Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
1) дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям, разрешить терминологические проблемы, возникающие при исследовании данных понятий;
2) проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
3) исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;
4) дать оценку реализации законодательства о беженцах в реальном социально-политическом положении России и ее регионов.
Введение
Глава 1. Становление и развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.2. Доктрина правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе развития Российской Федерации
2. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1 Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев
2.2 Приобретение статуса
2.3 Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца
2.4. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев
Заключение
Список используемых источников и литературы
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997 г. № 141423 субъекты РФ получили возможность создания собственных региональных миграционных программ.
Концепция таких программ и сфера их действий определены в соответствии с задачами, вытекающими из практической деятельности по реализации законов РФ «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», которые составляют основу правового регулирования вынужденной миграции в целом на территории Российской Федерации.
Указанные программы должны учитывать сложившуюся в субъектах миграционную обстановку, практику приема и оказания помощи в обустройстве вынужденных мигрантов, защиты их прав и экономических интересов.
Однако процесс разработки
и принятия таких программ имеет
определенные сложности, и только отдельные
субъекты РФ приняли их в форме
законов или постановлений
Так, региональные миграционные
программы приняты в Калинингра
Однако почти все эти программы являются дубликатами федеральной программы, несколько адаптированными к условиям конкретных регионов. Практически ни в одной из них не отражены местная специфика, средства и способы преодоления негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, вопросы создания условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечения гуманного отношения к лицам, ищущим убежище на территориях данных субъектов. Также достаточно слабо освещены вопросы защиты прав и интересов вынужденных мигрантов с учетом соблюдения собственно региональных интересов при реализации миграционных программ.
Следующим негативным моментом является то, что финансирование указанных в данных программах мероприятий не предусмотрено бюджетами субъектов РФ и происходит практически целиком на средства, выделенные федеральным центром Федеральной миграционной службе, хотя в Федеральной миграционной программе среди источников финансово-экономического обеспечения указаны ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, выделяемые на реализацию региональных миграционных программ.
Также следует учитывать, что латентная миграция по разным подсчетам в различных регионах в 2-5 раз выше официально зарегистрированной и в указанных программах не предусмотрены мероприятия по изменению подобного положения и работе с данной категорией мигрантов.
В регионах прослеживается тенденция к созданию различного рода комиссий по делам беженцев и вынужденных переселенцев, разрабатываются регламенты их работы, положения о деятельности, о взаимодействии с общественными организациями, органами власти и управления, что само по себе является положительным моментом. Однако, как правило, лица, входящие в состав подобных комиссий, участвуют в ее работе на общественных началах и финансовое обеспечение деятельности комиссий из бюджетов субъектов РФ не предусматривается24.
Следует подчеркнуть, что финансирование из федерального бюджета региональных органов миграционной службы в последние годы осуществлялось в объеме 40—60 процентов от необходимых для реализации только федеральных программ средств.
Ограниченность в финансовых средствах приводит к свертыванию программ предоставления жилья вынужденным мигрантам, создания для них рабочих мест, обеспечения их семей положенными пособиями и льготами.
В этой связи возрастает роль и значение российских и международных общественных организаций, взаимодействующих с вынужденными мигрантами, увеличивается количество национальных общественных организаций, оказывающих правовую и материальную помощь вынужденным мигрантам определенных национальностей. К примеру, только в Волгограде зарегистрировано и действует около двух десятков национальных общественных организаций: «Союз «Калмыкия-Волгоград», «Дагестанская община Волгоградской области», «Русско-вьетнамское содружество», «Русско-арабское содружество», «Азербайджанская община», «Волгоградская областная ассоциация корейцев», «Армянский культурный центр им. А. С. Грибоедова» и др. Их деятельность несет в себе как уже вышеуказанные положительные начала, так и некоторые негативные моменты, к числу которых следует отнести деятельность по компактному сосредоточению вынужденных мигрантов в местах их проживания, создание национальных предприятий и организаций. Такого рода деятельность не позволяет в должной мере вынужденным мигрантам социально адаптироваться к местным условиям и традициям и интегрироваться в новую для них русскоязычную среду.
Подводя итоги изложенному, можно утверждать, что в субъектах РФ есть мощный потенциал и перспективы в области обеспечения и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, который в настоящий момент в полном объеме еще не раскрыт.
2. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1 Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев
Проблема статуса как беженцев, так и вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная.25
Ныне действующая в России Конституция26 разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался27.
Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.
Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.
Беженец - лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу полностью обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку вероисповедания, расы, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, пребывает за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь за пределами страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не хочет вернуться в нее вследствие таких опасений . В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, которые были перечислены выше.
Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть: 1) иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; 2) лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; 3) иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территорию РФ на законных основаниях.
В отличие от беженца, не являющегося гражданином РФ, понужденный переселенец - это гражданин РФ, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.
Вынужденными переселенцами
Беженцем и вынужденным
Действия данных законов не распространяются: 1) на лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (ООН); 2) на лицо, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 3) на лицо, которое пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Нация, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Следует также отметить, что лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ, не может быть признано вынужденным переселенцем.
2.2 Приобретение статуса
Закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в силу 01 октября 1993 г., он отменил порядок, по которому Органы Внутренних Дел (ОВД) давали разрешение на прописку в соответствии с инструкциями центральных или местных властей. Теперь достаточно уведомить ОВД о своем месте жительства и ОВД обязаны зарегистрировать вас там, где вы хотите . Процедура легализации в России начинается, пожалуй, с миграционной службы, где вам обязаны разъяснить все ваши права, рассказать о реальных возможностях, сообщить, какие документы необходимо собрать. Если же вы приехали сразу в село или в райцентр, где миграционной службы нет, начните с паспортного стола, объяснив при этом, что хотите получить статус беженца или вынужденного переселенца. Затягивать с оформлением статуса не нужно.
Органы МВД, к сожалению, в которые подается заявление о получении гражданства на территории РФ, требуют, чтобы у заявителя была регистрация по месту жительства (постоянная прописка). Это явное нарушение законов РФ, и отказ в принятии заявления о предоставлении гражданства можно обжаловать в суд. Однако судебная процедура длится очень долго и суды первой инстанции, как правило, не становятся на сторону заявителя. Чтоб разорвать этот замкнутый круг, можно повременить с гражданством и взять для начала статус беженца, для которого, как известно, российское гражданство не требуется. Получив этот статус, уже в качестве беженца можно обратиться за предоставлением российского гражданства. Органы МВД, как правило, в таких случаях не требуют регистрации по месту жительства, а удовлетворяются регистрацией по месту пребывания - временной пропиской. Нужно помнить, что получив гражданство РФ, вы автоматически утрачиваете статус беженца. После получения гражданства в течение месяца Вам необходимо обратиться с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца. В противном случае статус, а с ним и право на некоторую опеку со стороны органов миграционной службы будут потеряны.
Сроки получения статуса вынужденного переселенца - 1 год со дня выбытия с прежнего места жительства и 1 месяц со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства. При смене статуса беженца на статус вынужденного переселенца (это становится возможно при получении гражданства РФ) люди часто обращаются в миграционную службу позже, чем через месяц, и тогда пропущенный срок становится ловушкой, попав в которую человек вообще лишается какого бы то ни было статуса.
Документы необходимые для получения статуса: прежде всего надо заполнить бланк ходатайства о признании вас беженцем или вынужденным переселенцем. Его выдают в органе миграционной службы, российском посольстве или консульстве. С собой надо иметь паспорт или другое удостоверение личности.
Хотя в законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» не говорится о необходимости предоставления документальных доказательств подтверждающих факты угроз, насилия или преследования, территориальные органы ФМС часто настаивают на документальном подтверждении фактов, угроз, насилия или преследования. Поэтому, если можете - запаситесь документами. Это могут быть тексты судебных приговоров, дискриминационные постановления местных властей, приказы об увольнении или переводе на низко оплачиваемую работу, милицейские протоколы, медицинские справки об увечьях и, наконец, газетные заметки и публикации. Отправляя ходатайство в Россию, необходимо приложить их копии, а оригиналы хранить при себе. При этом совершенно естественно у вас могут возникнуть определенные проблемы - обращаясь в государственные органы с просьбой выдать документы, подтверждающие факты преследования или реальной опасности, Вы концентрируете на себе внимание тех, чьей целью как раз и является «выдавливание» вас из страны, где остается годами нажитое имущество, место работы и т.д. Из этой трудной ситуации есть два варианта выхода: прежде всего, если вы выезжаете из «горячей точки », то и доказывать ничего не надо. Если же речь идет о территориях, на которых явных военных действий нет, но права человека попираются, где реальная угроза жизни, здоровью, чести и достоинству существует, а подтверждающие это документы получить сложно и опасно - обращайтесь в российский суд по месту вашего прибытия с таким заявлением: «Прошу установить юридический факт опасности преследования меня и членов моей семьи в порядке особого производства». Предварительно получите в миграционной службе письменный отказ в признании вас беженцем или вынужденным переселенцем из-за отсутствия документов, подтверждающих факт или угрозу преследования и т.п. Свидетелями с вашей стороны в этом случае могут выступать другие люди, приехавшие из тех же мест, а также представители общественных правозащитных организаций. Но следует знать, что миграционная служба не может отказать вам в предоставлении статуса только на том основании, что вы не имеете подтверждающих документов. Именно сама миграционная служба обязана (по закону) заниматься проверкой предоставленных вами фактов преследования или ущемления ваших прав. Можно также перепоручить кому-либо право хождения за статусом, но только по доверенности, заверенной нотариусом. Без доверенности ни один член семьи, даже жена или сын заявителя, сделать этого не смогут, несмотря на то, что их имена тоже значатся в ходатайстве. В соответствии с российским законодательством к членам семьи относятся супруги, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.
Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ