Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект вопроса;
- подробно изучить основные положения правового статуса иностранцев в России, в том числе особенности въезда и пребывания на территории РФ, регулирования трудовой деятельности, права и ограничения иностранных граждан и др.;
- выявить некоторые проблемы изучаемой темы и рассмотреть возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ………......5
1.1. Зарождение регулирования положения иностранцев на Руси…….6
1.2. Положение иностранцев в России в XVIII-XIX вв. ………………..8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ….13
Правила пребывания………………………………………………..14
Права и ограничения иностранных граждан………………………16
Решение о нежелательности пребывания
Депортация. Административное выдворение. Экстрадиция…………..20
Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями………………………………………….24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..35
Вопросы правового статуса иностранцев нашли свое отражение в таких актах Российского государства, как Устав о паспортах, Устав таможенный, Устав горный, Устав промышленный, Устав иностранных исповеданий, Устав о службе, Устав торговый, а также во многих других законах, в том числе местных (окраинных территорий).
С 1890 года иностранцы были лишены права на службу в российской армии. Они не имели права занимать должности учителей приходских училищ, им запрещалось занимать должности в правоохранительной и судебной сферах, а также в выборной службе. Состоящие на службе иностранцы имели право на пенсии и единовременные пособия.
В XIX веке в России действовала развитая международно-правовая система регулирования проблем населения путем оптации, сроки которой варьировались от трех до шести лет. При этом правовой регламентации подлежали имущественные и финансовые вопросы. В тот же период вырабатываются правовые основы пограничной политики государства в отношении жителей соседствующих территорий, свидетельствующие о гуманистическом подходе к решению проблемы.
На рубеже ХIХ-ХХ веков в среде политических и государственных деятелей возникает осознание возможности начала новой империалистической войны. Поскольку в России в конце XIX века проживало значительное число иностранцев (в 1897 году было зафиксировано свыше 600 тыс. иностранных подданных - 0,5 процента всего населения)7, то вопрос их правового положения имел важнейшее как экономическое, так и политическое значение. Высказывались мысли, направленные на необходимость усиления охранительной государственной политики в вопросах регламентации статуса иностранцев. В качестве негативных аргументов выступали их религиозная и культурная обособленность, неуважение к российским законам, тесные контакты с зарубежьем.
С началом войны правовой
статус иностранцев получил
Социальные потрясения начала ХХ столетия в России повлияли на то, что права иностранных граждан в те революционные для государства времена востребованы не были. Имелось достаточно сложностей и с определением круга прав граждан Российской империи.
Период интервенции явился испытанием для Советского государства в решении проблем населения: необходимо было незамедлительно решать проблемы иностранных военнопленных, беженцев, мобилизации, эвакуации т.д. Малоизученные страницы международных соглашений между советскими республиками (в дальнейшем вошедшими в СССР) по вопросам оптации, гражданства, пользования политическими правами, проблемы частной собственности иностранцев в Советской России, затронутые в 1922 г. на Конференции в Генуе - все это характеризует то время. В те годы заключались международные соглашения со странами Западной и Восточной Европы, в частности по вопросу торговли с Германией, Чехословакией. Одно из первых советских соглашений по вопросам гражданства между СССР и Монголией 1937 г. свидетельствует о закреплении принципа недопущения двойного гражданства как основного принципа. В дальнейшем эта тенденция будет иметь продолжение.
Существует много международно-правовых соглашений, которые свидетельствуют о цикличности подхода к решению проблем населения в нашем государстве. Е.С. Смирновой отмечена тенденция на собирание не только земель, свойственное России, но и населения, рассеянного глобальными изменениями - Октябрьской революцией 1917 г., приходом к власти фашистов в Германии в 30-е годы XX в., победой в Великой отечественной войне в 1945 г. Нормативные акты (о присоединении ряда Прибалтийских территорий и Бессарабии 1940-1941 гг., а также послевоенные, направленные на возвращение в СССР бывших подданных Российской империи), а также соответствующей направленности международные соглашения подтверждают этот тезис.
Завершая анализ исторического аспекта положения иностранцев нашей стране, следует отметить, что процесс закрепления в России идей равенства, справедливости и прав человека, в том числе иностранных граждан, в силу объективных причин протекал весьма сложно.
Прежде чем раскрывать особенности правового положения иностранных граждан в РФ, определим вначале понятие таких лиц, а затем дадим общую характеристику законодательства, определяющего их правой статус.
После принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"8 можно говорить о двух категориях иностранных граждан - иностранные граждане государств, входивших в состав СССР и так называемого дальнего зарубежья.
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации. Одним из основных законов РФ, устанавливающих правовой статус указанных лиц в России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»9, который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Согласно ст. 2 этого закона физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, является иностранным гражданином. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, является лицом без гражданства.
При этом особо указано, что в целях данного закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации означает тот или иной набор и объем их прав и обязанностей. Объем прав и обязанностей иностранных граждан определен в общих чертах в Конституции Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 62 которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно законодательству, иностранные граждане обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям. В этом состоит ограничение.
Правовое положение постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих в РФ иностранных граждан различно. Их права на постоянное проживание в РФ, на свободный выезд и въезд подтверждает вид на жительство. Для лица без гражданства он одновременно удостоверяет личность. Вид на жительство выдается по заявлению, сроком на пять лет, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Продлевать его можно сколько угодно раз.
Для регулирования процессов въезда и пребывания в РФ правительством ежегодно утверждаются квоты. Это разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо выдается отдельным документом. Срок его действия - три года.
Гражданам, родившимся на территории РСФСР и имевшим в прошлом гражданство СССР, или родившимся на территории РФ, разрешения на временное проживание выдаются без учета квоты.
Временно пребывающие граждане обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы. Если таковая отсутствует - в течение девяноста суток, если на момент истечения срока не получено разрешение на продление пребывания.
Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ. Для тех, кто прибыл к нам после 1 июля 2002 г., обязательно условие: нужно непрерывно проживать на территории РФ в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.
Это правило не распространяется на лиц:
- имеющих хотя бы одного родителя - гражданина РФ, проживающего на территории РФ;
- имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств и оставшихся в результате этого лицами без гражданства;
- родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР;
- состоящих в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
- нетрудоспособных и имеющих дееспособных, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ сына или дочь.
Разумеется, заявитель обязан соблюдать законодательство РФ, иметь законный источник доходов, отказаться от имеющегося у него иного гражданства и владеть русским языком.
Решения по вопросам
гражданства принимает
Вышеперечисленные категории граждан вправе приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть без обязательного соблюдения всех условий в течение шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
Для ветеранов
Великой Отечественной войны, имевшим
гражданство бывшего СССР и проживающим
на территории РФ, есть только одно условие
- обязательно соблюдать
Без соблюдения каких-либо условий, только по заявлению родителя, опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ, получают гражданство РФ дети и недееспособные лица, считающиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
2.2. Права
и ограничения иностранных
В соответствии со ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев10, иностранец может быть принят на работу в РФ, если он законно въехал на территорию РФ и законно на ней находится, т.е. имеет действительные виды на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законодательством или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранца на пребывание (проживание) в РФ.
Согласно Трудовому кодексу11, иностранные граждане пользуются:
- правом свободно
распоряжаться своими
- правом выбирать род деятельности и профессию;
- правом на свободное
использование своих
Некоторые особенности трудоустройства
иностранных граждан и лиц
без гражданства в РФ устанавливает
ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
Однако оно не требуется, например, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или временно проживает в РФ; является аккредитованным в РФ журналистом; обучается в РФ и выполняет работы в течение каникул или работает в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в том образовательном учреждении, в котором обучается.
Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" введена ст. 5.1, которая вступит в силу с 15 января 2007 года12. Она регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Основанием для выдачи разрешения указанному иностранному гражданину является его заявление о выдаче ему разрешения на работу. Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче необходимые документы (документ, удостоверяющий личность, миграционная карта квитанция об уплате государственной пошлины), в остальных случаях такой отказ не допускается.
Привлечение и использование работодателями или заказчиками работ (услуг) для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, происходит в уведомительном порядке, т.е. без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В данном случае работодатели или заказчики работ (услуг) уведомляют о привлечении и использовании иностранных работников территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации и орган исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Иностранцы во время пребывания в РФ могут осуществлять трудовую деятельность путем заключения одного из двух видов договоров о труде - трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
В то же время иностранцы могут заниматься в РФ и иными видами деятельности, как предусмотренными в Законе о правовом положении иностранцев, так и осуществляемыми на основе норм других федеральных законов, поскольку Закон о правовом положении иностранцев не содержит ограничений по поводу отраслевой принадлежности трудовых отношений с участием иностранцев.
Согласно Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (про иностранных граждан ничего не сказано). Следовательно, иностранные граждане не имеют права участвовать в управлении делами Российской Федерации и ее субъектов, а значит, не обладают избирательным правом и правом участия в референдуме Российской Федерации.