Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект вопроса;
- подробно изучить основные положения правового статуса иностранцев в России, в том числе особенности въезда и пребывания на территории РФ, регулирования трудовой деятельности, права и ограничения иностранных граждан и др.;
- выявить некоторые проблемы изучаемой темы и рассмотреть возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ………......5
1.1. Зарождение регулирования положения иностранцев на Руси…….6
1.2. Положение иностранцев в России в XVIII-XIX вв. ………………..8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ….13
Правила пребывания………………………………………………..14
Права и ограничения иностранных граждан………………………16
Решение о нежелательности пребывания
Депортация. Административное выдворение. Экстрадиция…………..20
Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями………………………………………….24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..35
Часть 2 ст. 12 Закона
об иностранцах предоставляет
Статья 14 Закона об иностранцах определяет общие правила отношения иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Согласно этой статье иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. Кроме того, иностранным гражданам по общему правилу запрещено находится и на государственной службе. Из всех видов государственной службы иностранным гражданам разрешено поступать только на военную службу. Статьей 18.1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»14 определено, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту. При этом иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Такое ограничение прав иностранных граждан основано на положениях статьи 59 Конституции Российской Федерации, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. У иностранного гражданина такой обязанности нет из-за отсутствия устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, т.е. гражданства Российской Федерации.
Иностранные граждане не имеют права быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 75515.
2.3. Решение о нежелательности пребывания.
Депортация. Административное выдворение. Экстрадиция
Иностранные граждане, въехавшие на территорию РФ с нарушением правил или уклоняющиеся от выезда после окончания срока пребывания (проживания), а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) признаются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За это могут сократить срок пребывания, аннулировать разрешение на временное проживание или вид на жительство, депортировать. За административное правонарушение иностранные граждане подлежат выдворению за пределы России
Основанием для депортации и последующего отказа во въезде в РФ является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ (Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 19916).Такое решение может быть вынесено как в отношении незаконно находящихся граждан на территории РФ, так и законно пребывающих (проживающих), в случае если они создают реальную угрозу безопасности государства.
Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (п. 1 ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации")17.
Депортацию
производит федеральный орган
Граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях.
Административное
выдворение как вид административного
наказания применяется
Административное выдворение относится к серьезным мерам по сравнению с другими видами административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам.
В связи с
усилением ответственности за незаконную
миграцию и за нарушение миграционных
правил внесены изменения в
Выдача преступников (экстрадиция) применяется к тем, кто обвиняется в совершении преступления.
Выдача совершивших
преступление иностранных граждан
и лиц без гражданства
Иностранные граждане, совершившие преступление в каком-либо другом государстве, привлекаются к уголовной ответственности на территории нашей страны только в случае, если преступление направлено против интересов РФ.
Экстрадиция граждан, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением, не допускается (ст. 63 Конституции).
Если преступление совершено иностранным гражданином на территории РФ, а процессуальные действия невозможны из-за того, что обвиняемый находится за пределами страны, Генеральная прокуратура РФ может направить материалы дела в компетентные органы иностранного государства для совершения уголовного преследования.
Нормы внутригосударственного права РФ (ст. 462 УПК РФ) предусматривают возможность выдачи в следующих случаях:
1) если уголовный
закон предусматривает
2) если лицо,
в отношении которого
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что данное лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию этого государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия РФ.
Среди международных договоров заслуживает внимания Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., подписанная государствами - членами Совета Европы18. Она вступила в силу для России 9 марта 2000 г. Положения Конвенции регулируют вопросы выдачи лиц, в отношении которых одна из договорившихся сторон совершает судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте.
Однако в выдаче может быть и отказано, если:
- преступление рассматривается как политическое или просьба о выдаче была сделана вследствие обычного уголовного преступления с целью судебного наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью;
- компетентные органы запрашиваемой стороны ведут в отношении лица судебное преследование либо вынесли окончательное решение, в том числе о прекращении судебного преследования;
- требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающей стороны не может быть подвергнуто судебному наказанию в связи с истечением срока давности;
- преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны, которая не предоставит гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение;
- преступление совершено лицом на территории запрашиваемой стороны.
Если преступление было совершено за пределами территории запрашивающей стороны, в определенных случаях в выдаче может быть отказано.
2.4. Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями
В круг
таких лиц входят, например, главы
и члены дипломатических
В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК РФ, п. 3 ст. 401 ГПК РФ и п. 3 ст. 2.6 КоАП РФ вопрос об ответственности аккредитованных в РФ дипломатических представителей иностранных государств, других лиц, указанных в международных договорах РФ, решается в соответствии с нормами международного права. В частности, здесь применимы положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.
Наделение привилегиями и иммунитетами дипломатического представительства и его персонала, имеющих дипломатический ранг, объясняется тем, что они олицетворяют собой суверенное государство, которое не может подчиняться власти другой страны.
Главы представительств или члены дипломатического персонала представительства неприкосновенны. Они не подлежат аресту или задержанию. Государство, куда они прибыли, обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство. Помещения представительства и имущество, находящееся в них, а также средства передвижения не подлежат обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Однако в особых случаях международные договоры предусматривают освобождение от иммунитетов. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях допускает три изъятия из льготного режима членов дипломатического персонала и членов их семей.
Так, этим лицам можно предъявить вещный иск в отношении частного личного недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания; иск, касающийся наследования, в отношении которого эти лица выступают в качестве исполнителей завещания, попечителей над наследственным имуществом, наследников или отказополучателей как частные лица; иск, относящийся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой ими в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
На административно-
Консульское должностное лицо можно арестовать только за совершение тяжкого преступления. При производстве уголовного дела ему необходимо оказывать уважение, предусмотренное его официальным положением (ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях).
Консульское должностное лицо или работник обслуживающего персонала может вызываться в качестве свидетеля при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий не может отказаться от дачи показаний. Однако если он все-таки отказался, то к нему все равно не применяются меры принуждения или наказания.
Государство пребывания в случае нарушения его законов может в любое время уведомить аккредитующее государство о том, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала признается persona non grata или что любой другой член дипломатического представительства или работник консульского персонала неприемлем. В этом случае аккредитующее государство должно отозвать это лицо или прекратить его функции. Если аккредитующее государство не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признать это лицо.
Иммунитеты
или специальные процессуальные
нормы, которые связаны с должностным
положением лица, не должны препятствовать
уголовной ответственности
Ответственность за эти преступления применяется ко всем лицам без исключения. В частности, должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает от ответственности и не может быть основанием для смягчения приговора.
В связи с
развитием международных
3. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В Российской Федерации вопрос о правовом регулировании положения иностранных граждан в условиях рыночной экономики обострился лишь в последние 15 лет. Формируя собственную политику в этой сфере позже других стран, наше государство получило уникальную возможность, проанализировав происходящие социально-экономические процессы, опыт и результаты деятельности других государств, выстроить систему отношений, избежав многих ошибок. Оптимальная основа для регулирования была создана Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г.