Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект вопроса;
- подробно изучить основные положения правового статуса иностранцев в России, в том числе особенности въезда и пребывания на территории РФ, регулирования трудовой деятельности, права и ограничения иностранных граждан и др.;
- выявить некоторые проблемы изучаемой темы и рассмотреть возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ………......5
1.1. Зарождение регулирования положения иностранцев на Руси…….6
1.2. Положение иностранцев в России в XVIII-XIX вв. ………………..8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ….13
Правила пребывания………………………………………………..14
Права и ограничения иностранных граждан………………………16
Решение о нежелательности пребывания
Депортация. Административное выдворение. Экстрадиция…………..20
Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями………………………………………….24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..35
Используя в качестве примера и основы при совершенствовании правового регулирования положения иностранных граждан опыт западноевропейских государств, нужно прежде всего учитывать социально-экономические особенности российского общества, обладающего существенными отличиями от западноевропейского, и избегать поспешных обобщений и аналогий, иногда звучащих при оценке положения, складывающегося в России. Необходимо принять во внимание, что западноевропейские государства привлекают иностранцев в условиях высокого уровня социальной защиты, на рабочие места, в которых собственные граждане не заинтересованы даже в условиях безработицы. В России ситуация иная. В условиях значительного уровня бедности основной части населения, отсутствия механизмов справедливого перераспределения доходов, а также слабой социальной защиты собственных граждан, использование иностранной рабочей силы влечет неблагоприятные последствия для российского общества. Иностранцы в этих условиях начинают конкурировать на рынке труда с российскими гражданами, что при заведомо заниженных запросах первых лишает вторых источников существования, приводит к еще большему ухудшению их материального положения, лишает рабочих мест, усугубляет социально-экономические противоречия, увеличивает экономическое давление на граждан России. Отсутствие системы перераспределения доходов приводит к тому, что выгода от использования иностранной рабочей силы концентрируется в конкретных деловых кругах, заинтересованных лишь в увеличении прибылей и снижении расходов. На общество же в целом падают одни издержки, и развитие подобной ситуации чревато обрушением всей социальной системы.
Помимо экономического измерения существует еще и социально-политическое: изменение этнического состава населения, его культурно-нравственных установок в условиях России подрывает основы государственности и может привести к полномасштабному социально-политическому кризису. Кроме того, нельзя упускать из виду, что привлечение иностранной рабочей силы выгодно для работодателей в значительной степени именно потому, что последние игнорируют права иностранных граждан, предусмотренные действующим законодательством, а также по причине неспособности таких рабочих защитить себя самостоятельно из-за незнания ими законодательства и условий пребывания. С подобной ситуацией в правовом государстве согласиться нельзя.
В России также
остро стоит и проблема нелегальной
иммиграции, возникшая еще до принятия
действующего Закона об иностранцах, который
установил систему
Совершенствование
правового регулирования
Существующее законодательство, конечно, несовершенно и нуждается в дальнейшей разработке, однако предлагаемые в законопроектах изменения, далеко не всегда соответствуют потребностям регулирования в данной сфере. Предлагаемые в законопроектах изменения можно сгруппировать следующим образом: а) введение особого регулирования в отдельных регионах; б) изменение отдельных параметров системы регулирования, установленной действующим законодательством (например, сроков временного пребывания); в) отмена отдельных механизмов регулирования (например, отказ от регулирования и контроля численности иностранных граждан, т.е. системы квотирования); г) сокращение или снижение уровня контрольных мер. Однако, по этим вопросам существуют противоположные точки зрения, как поддерживающие предлагаемые изменения, так и не согласные с ними19.
Можно согласиться точкой зрения И.Д. Соболева о том, что действующее законодательство нуждается не в ломке или изменении установленной системы, а в уточнении и совершенствовании закрепленных механизмов. Прежде всего - совершенствовании механизма реализации предусмотренных Законом об иностранцах мер ответственности (депортации и выдворения).
Совершенствование
механизма реализации установленной
Законом об иностранцах, новой для
действующего административного законодатель
Установленная в п. 1 ст. 31 Закона об иностранцах обязанность иностранного гражданина добровольно выехать из Российской Федерации в трехдневный срок в случае сокращения ему срока пребывания очевидно нуждается в уточнении. Отсутствие прописанного в Законе порядка уведомления иностранного гражданина о принятом решении и жестко установленный трехдневный срок на добровольное исполнение решения создают дополнительные осложнения на практике, что не способствует эффективной реализации всего предусмотренного механизма регулирования отношений при сокращении срока пребывания. Не вполне понятно, с какого момента осуществляется отсчет трехдневного срока. Вполне может сложиться ситуация, когда иностранный гражданин не будет иметь возможности для добровольного исполнения принятого решения в течение трех дней, а за нарушение данного требования предусматривается в качестве меры ответственности депортация (п. 3. ст. 31 Закона об иностранцах). Фактически это требует применения процедуры депортации к неоправданно большему числу временно пребывающих иностранцев, которым был сокращен срок пребывания, что не является ни справедливым (поскольку люди просто объективно могут не исполнить требования закона), ни целесообразным (поскольку необоснованно и неоправданно увеличивает нагрузку на органы внутренних дел). В качестве альтернативы изменению срока добровольного исполнения решения о сокращении срока пребывания можно рекомендовать внести в Закон норму, предусматривающую личное присутствие иностранного гражданина при принятии решения о сокращении срока временного пребывания в России, но все же правильнее было бы продлить срок для добровольного исполнения решения.
Для более эффективного и правомерного использования механизма депортации и исключения неоправданного применения этой меры следовало бы более гибко сформулировать также норму п. 3 ст. 31, например, предусмотрев депортацию лишь в тех случаях, когда нарушение предусмотренных п. 1 и 2 ст. 31 Закона об иностранцах обязанностей совершается умышленно, и изложив п. 3. ст. 31 в следующей редакции: "Иностранный гражданин, умышленно не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктами 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации."
Также существует целый ряд проблем, связанных с особенностями регулирования в РФ трудовых отношений с участием иностранцев, которые настоятельно требуют своего решения.
Прежде всего, весьма сложна процедура оформления документов для привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы. Поэтому, наверное, не случайно многие работодатели стараются избежать такой процедуры, используя труд нелегальных работников. Преследуя цель максимально снизить стоимость конечного продукта за счет снижения себестоимости, в том числе за счет снижения оплаты труда наемной рабочей силы, работодатели, как правило, не заключают трудовые договоры с работниками-мигрантами. Соответственно, таким работникам официально не начисляется заработная плата, нормы по охране труда не соблюдаются, а проживают такие работники зачастую в антисанитарных условиях.
Внесение изменений в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ, предусматривающих усиление ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы, повышение размера штрафных санкций, позволяют надеяться, что работодатели, да и сами работники станут осознавать, что закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Более эффективной становится и работа соответствующих миграционных служб. Но пока есть спрос на дешевую рабочую силу, нелегальных работников меньше не становится.
Проблемы с привлечением и использованием в РФ иностранной рабочей силы возникают и в связи с несовершенством законодательства РФ, в том числе и законодательства о труде.
В Трудовом кодексе РФ нет специальных норм, посвященным особенностям регулирования труда иностранных работников. Возникают проблемы и с расторжением трудового договора с иностранцем. Часть 2 ст. 32 Закона о правовом положении иностранцев, наделяющая работодателя правом ходатайствовать об аннулировании выданного разрешения на работу в случае нарушения иностранным работником условий трудового договора, ставит практически иностранного работника в неравное положение с другими работниками.
Возможно, для решения этих проблем необходимо принятие федерального закона о трудовой миграции, который устанавливал бы правовые, экономические и социальные основы процессов трудовой миграции в РФ, а также регулировал бы отношения, возникающие в области трудовой миграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование положения иностранных граждан, созданное на основе упомянутого в работе Закона предусматривает систему, которая в целом обеспечивает необходимую защиту интересов граждан Российской Федерации, защиту интересов российского общества и государства. Система включает следующие элементы.
1. Механизм регулирования
пребывания и перемещения
2. Система квотирования
для регулирования и контроля
численности иностранных
3. Система органов
в сфере регулирования положени
В заключение можно сделать вывод, что существующее законодательство и основанная на нем система правового регулирования в целом соответствует своим основным целям и задачам, обладает достаточно эффективным потенциалом. Однако требуется более точное и детализированное определение механизмов регулирования и порядка реализации отдельных положений, уточнение некоторых формулировок.
Либерализация законодательства и системы правового регулирования должна соответствовать национальным интересам Российской Федерации, быть полезной с позиций общесоциальных (публичных) интересов, отвечать условиям существующей социально-экономической действительности и не противоречить основополагающим положениям российской правовой системы. Лишь при этих обстоятельствах изменения будут оправданны, поскольку в ином случае они обернутся массовым нарушением прав и иностранных, и российских граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.// СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.
1 Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев в России до начала XIX века //Журнал российского права.- 2004.- № 9.-С.142-151
2 Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси / Под общ. ред. О.Н. Чистякова. М., 1984.-С.54
3 Там же, С.338
4 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.- С.245
5 Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси / Под общ. ред. О.Н. Чистякова. М., 1984.-С.209
8 СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
9 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032
10 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032
11 СЗ РФ.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3
12 СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3286
13 СЗ РФ. 2002. N 24. ст. 2253
14 СЗ РФ. 2003. N 22. ст. 2063
15 СЗ РФ. 2002. N 41. ст. 3995
16 СЗ РФ.2003. N 15. ст. 1369
17 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032
18 СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348
19 Соболев И.Д. Совершенствование административно-правового регулирования положения иностранных граждан// Законодательство и экономика.-2006.-№ 10.-С.14