Правовое положение иностранцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект вопроса;
- подробно изучить основные положения правового статуса иностранцев в России, в том числе особенности въезда и пребывания на территории РФ, регулирования трудовой деятельности, права и ограничения иностранных граждан и др.;
- выявить некоторые проблемы изучаемой темы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ………......5
1.1. Зарождение регулирования положения иностранцев на Руси…….6
1.2. Положение иностранцев в России в XVIII-XIX вв. ………………..8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ….13
Правила пребывания………………………………………………..14
Права и ограничения иностранных граждан………………………16
Решение о нежелательности пребывания
Депортация. Административное выдворение. Экстрадиция…………..20
Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями………………………………………….24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..35

Вложенные файлы: 1 файл

правовое положенпе иностранцев_курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Используя в качестве примера и основы при совершенствовании правового регулирования положения иностранных граждан опыт западноевропейских государств, нужно прежде всего учитывать социально-экономические особенности российского общества, обладающего существенными отличиями от западноевропейского, и избегать поспешных обобщений и аналогий, иногда звучащих при оценке положения, складывающегося в России. Необходимо принять во внимание, что западноевропейские государства привлекают иностранцев в условиях высокого уровня социальной защиты, на рабочие места, в которых собственные граждане не заинтересованы даже в условиях безработицы. В России ситуация иная. В условиях значительного уровня бедности основной части населения, отсутствия механизмов справедливого перераспределения доходов, а также слабой социальной защиты собственных граждан, использование иностранной рабочей силы влечет неблагоприятные последствия для российского общества. Иностранцы в этих условиях начинают конкурировать на рынке труда с российскими гражданами, что при заведомо заниженных запросах первых лишает вторых источников существования, приводит к еще большему ухудшению их материального положения, лишает рабочих мест, усугубляет социально-экономические противоречия, увеличивает экономическое давление на граждан России. Отсутствие системы перераспределения доходов приводит к тому, что выгода от использования иностранной рабочей силы концентрируется в конкретных деловых кругах, заинтересованных лишь в увеличении прибылей и снижении расходов. На общество же в целом падают одни издержки, и развитие подобной ситуации чревато обрушением всей социальной системы.

Помимо экономического измерения существует еще и социально-политическое: изменение этнического состава  населения, его культурно-нравственных установок в условиях России подрывает  основы государственности и может привести к полномасштабному социально-политическому кризису. Кроме того, нельзя упускать из виду, что привлечение иностранной рабочей силы выгодно для работодателей в значительной степени именно потому, что последние игнорируют права иностранных граждан, предусмотренные действующим законодательством, а также по причине неспособности таких рабочих защитить себя самостоятельно из-за незнания ими законодательства и условий пребывания. С подобной ситуацией в правовом государстве согласиться нельзя.

В России также  остро стоит и проблема нелегальной  иммиграции, возникшая еще до принятия действующего Закона об иностранцах, который  установил систему регулирования  и контроля пребывания иностранных  граждан на территории Российской Федерации, однако постоянно звучат призывы отказаться от этих мер. Нужно учитывать, что требования ослабить контроль за численностью, въездом - выездом и пребыванием иностранных граждан зачастую вызываются стремлением расширить возможности для привлечения и использования в качестве рабочей силы нелегальных иммигрантов.

Совершенствование правового регулирования предполагает развитие, укрепление и защиту положения  человека, и только в этом аспекте  изменения можно охарактеризовать как совершенствование.

Существующее  законодательство, конечно, несовершенно и нуждается в дальнейшей разработке, однако предлагаемые в законопроектах изменения,  далеко не всегда соответствуют потребностям регулирования в данной сфере. Предлагаемые в законопроектах изменения можно сгруппировать следующим образом: а) введение особого регулирования в отдельных регионах; б) изменение отдельных параметров системы регулирования, установленной действующим законодательством (например, сроков временного пребывания); в) отмена отдельных механизмов регулирования (например, отказ от регулирования и контроля численности иностранных граждан, т.е. системы квотирования); г) сокращение или снижение уровня контрольных мер. Однако, по этим вопросам существуют противоположные точки зрения, как поддерживающие предлагаемые изменения, так и не согласные с ними19.

Можно согласиться точкой зрения И.Д. Соболева о том, что действующее законодательство нуждается не в ломке или изменении установленной системы, а в уточнении и совершенствовании закрепленных механизмов. Прежде всего - совершенствовании механизма реализации предусмотренных Законом об иностранцах мер ответственности (депортации и выдворения).

Совершенствование механизма реализации установленной  Законом об иностранцах, новой для  действующего административного законодательства меры ответственности - депортации, а также административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства явилось бы важным шагом в развитии административно-правового регулирования положения названных категорий граждан.

Установленная в п. 1 ст. 31 Закона об иностранцах обязанность иностранного гражданина добровольно выехать из Российской Федерации в трехдневный срок в случае сокращения ему срока пребывания очевидно нуждается в уточнении. Отсутствие прописанного в Законе порядка уведомления иностранного гражданина о принятом решении и жестко установленный трехдневный срок на добровольное исполнение решения создают дополнительные осложнения на практике, что не способствует эффективной реализации всего предусмотренного механизма регулирования отношений при сокращении срока пребывания. Не вполне понятно, с какого момента осуществляется отсчет трехдневного срока. Вполне может сложиться ситуация, когда иностранный гражданин не будет иметь возможности для добровольного исполнения принятого решения в течение трех дней, а за нарушение данного требования предусматривается в качестве меры ответственности депортация (п. 3. ст. 31 Закона об иностранцах). Фактически это требует применения процедуры депортации к неоправданно большему числу временно пребывающих иностранцев, которым был сокращен срок пребывания, что не является ни справедливым (поскольку люди просто объективно могут не исполнить требования закона), ни целесообразным (поскольку необоснованно и неоправданно увеличивает нагрузку на органы внутренних дел). В качестве альтернативы изменению срока добровольного исполнения решения о сокращении срока пребывания можно рекомендовать внести в Закон норму, предусматривающую личное присутствие иностранного гражданина при принятии решения о сокращении срока временного пребывания в России, но все же правильнее было бы продлить срок для добровольного исполнения решения.

Для более эффективного и правомерного использования механизма  депортации и исключения неоправданного применения этой меры следовало бы более гибко сформулировать также норму п. 3 ст. 31, например, предусмотрев депортацию лишь в тех случаях, когда нарушение предусмотренных п. 1 и 2 ст. 31 Закона об иностранцах обязанностей совершается умышленно, и изложив п. 3. ст. 31 в следующей редакции: "Иностранный гражданин, умышленно не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктами 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации."

Также существует целый ряд проблем, связанных  с особенностями регулирования  в РФ трудовых отношений с участием иностранцев, которые настоятельно требуют своего решения.

Прежде всего, весьма сложна процедура оформления документов для привлечения и  использования в РФ иностранной  рабочей силы. Поэтому, наверное, не случайно многие работодатели стараются  избежать такой процедуры, используя труд нелегальных работников. Преследуя цель максимально снизить стоимость конечного продукта за счет снижения себестоимости, в том числе за счет снижения оплаты труда наемной рабочей силы, работодатели, как правило, не заключают трудовые договоры с работниками-мигрантами. Соответственно, таким работникам официально не начисляется заработная плата, нормы по охране труда не соблюдаются, а проживают такие работники зачастую в антисанитарных условиях.

Внесение изменений  в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ, предусматривающих усиление ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы, повышение размера штрафных санкций, позволяют надеяться, что работодатели, да и сами работники станут осознавать, что закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Более эффективной становится и работа соответствующих миграционных служб. Но пока есть спрос на дешевую рабочую силу, нелегальных работников меньше не становится.

Проблемы с  привлечением и использованием в  РФ иностранной рабочей силы возникают и в связи с несовершенством законодательства РФ, в том числе и законодательства о труде.

В Трудовом кодексе  РФ нет специальных норм, посвященным  особенностям регулирования труда  иностранных работников. Возникают проблемы и с расторжением трудового договора с иностранцем. Часть 2 ст. 32 Закона о правовом положении иностранцев, наделяющая работодателя правом ходатайствовать об аннулировании выданного разрешения на работу в случае нарушения иностранным работником условий трудового договора, ставит практически иностранного работника в неравное положение с другими работниками.

Возможно, для  решения этих проблем необходимо принятие федерального закона о трудовой миграции, который устанавливал бы правовые, экономические и социальные основы процессов трудовой миграции в РФ, а также регулировал бы отношения, возникающие в области трудовой миграции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое регулирование положения иностранных граждан, созданное на основе упомянутого в работе Закона предусматривает систему, которая в целом обеспечивает необходимую защиту интересов граждан Российской Федерации, защиту интересов российского общества и государства. Система включает следующие элементы.

1. Механизм регулирования  пребывания и перемещения иностранных  граждан по территории Российской  Федерации (создана система регулирования пребывания иностранных граждан в зависимости от времени нахождения на территории России, включающая три категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие; установлены основания для отказа в разрешении на пребывание в Российской Федерации; установлено особое регулирование для отдельных категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерации (военнослужащие); закреплен механизм регистрации, учета и контроля пребывания иностранных граждан; установлена ответственность иностранных граждан за нарушения правил пребывания).

2. Система квотирования  для регулирования и контроля  численности иностранных граждан  на территории Российской Федерации.

3. Система органов  в сфере регулирования положения иностранных граждан, разграничена компетенция между федеральными органами исполнительной власти, между федеральными органами и исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В заключение можно  сделать вывод, что существующее законодательство и основанная на нем система правового регулирования в целом соответствует своим основным целям и задачам, обладает достаточно эффективным потенциалом. Однако требуется  более точное и детализированное определение механизмов регулирования и порядка реализации отдельных положений, уточнение некоторых формулировок.

Либерализация законодательства и системы правового  регулирования должна соответствовать  национальным интересам Российской Федерации, быть полезной с позиций  общесоциальных (публичных) интересов, отвечать условиям существующей социально-экономической действительности и не противоречить основополагающим положениям российской правовой системы. Лишь при этих обстоятельствах изменения будут оправданны, поскольку в ином случае они обернутся массовым нарушением прав и иностранных, и российских граждан.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Европейская  конвенция о выдаче от 13 декабря  1957 г.// СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1992 г.
  2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от )// СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032
  3. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от)// СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
  4. Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации:  Утв. постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186// СЗ РФ.-2005.- N 15.- ст. 1348
  5. Правила использования миграционной карты: Утв. постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413// СЗ РФ.-2004.- N 34.- ст. 3553
  6. Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации: утв.  Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199// СЗ РФ.-2003.- N 15.- ст. 1369.
  7. Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681// СЗ РФ.-2006.- N 47.- ст. 4911
  8. Андриченко Л.В. Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации //Журнал российского права.- 2007.- № 2.-С.50-65
  9. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений //Государство и право.- 2002.- № 6.-С.22-28
  10. Дорофеева Ю.А. Ограничения иностранных граждан и апатридов в праве на выбор места жительства и свободу передвижения по территории РФ и в праве на получение образования в Российской Федерации //Вестник публичного права.- 2003.- № 1.-С.12-18
  11. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М., 2000.
  12. Миронов В. Ф. Гражданство в Российской Федерации. Рос. и междунар. акты. Коммент. Законодательств/а под общ. ред. В. Миронова.- М.: Норма, 2003.- 512 с.
  13. Рождествина А.А. Комментарий к ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". –М.: ООО "Новая правовая культура", 2006.
  14. Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси / Под общ. ред. О.Н. Чистякова. М., 1984.
  15. Соболев И.Д. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации // Журнал российского права.-2007.-№ 3.-136-146
  16. Соболев И.Д. Совершенствование административно-правового регулирования положения иностранных граждан// Законодательство и экономика.-2006.-№ 10.-С.14-26
  17. Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев в России до начала XIX века //Журнал российского права.- 2004.- № 9.-С.142-151
  1. Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев 
    в России с начала XIX века до октября 1917 года //Журнал российского права.- 2004.-№ 10.-С.135-140

  1. Смольякова Т. В гости, на работу, на учебу //Рос. газета.- 2007.- 16 янв.-С.4
  2. Юридический энциклопедический словарь/ под общ. ред. В. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 450 с.
  3. Травина О.В. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) в России// Законы России: опыт, анализ, практика.-2006.-№ 2.-С.35-40
  4. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период/ под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова.- М.: Юрид. лит., 1990.- 480 с.

 

1 Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев в России до начала XIX века //Журнал российского права.- 2004.- № 9.-С.142-151

2 Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси / Под общ. ред. О.Н. Чистякова. М., 1984.-С.54

3 Там же, С.338

4 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.- С.245

5 Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси / Под общ. ред. О.Н. Чистякова. М., 1984.-С.209

6Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев в России с начала XIX века до октября 1917 года //Журнал российского права.- 2004.-№ 10.-С.135

7Смирнова Е.С. Регулирование правового статуса иностранцев в России с начала XIX века до октября 1917 года //Журнал российского права.- 2004.-№ 10.-С.138

8 СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031

9 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032

10 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032

11 СЗ РФ.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3

12 СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3286

13 СЗ РФ. 2002. N 24. ст. 2253

14 СЗ РФ. 2003. N 22. ст. 2063

15 СЗ РФ. 2002. N 41. ст. 3995

16 СЗ РФ.2003. N 15. ст. 1369

          17 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032

18 СЗ РФ. 2000. N   23. Ст. 2348

19 Соболев И.Д. Совершенствование административно-правового регулирования положения иностранных граждан// Законодательство и экономика.-2006.-№ 10.-С.14


Информация о работе Правовое положение иностранцев в России