Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:51, курсовая работа
При написании курсовой работы была поставлена задача наиболее внимательно рассмотреть такие стороны общества с ограниченной ответственностью, как основные признаки и порядок создания, а также порядок создания организации общества с ограниченной ответственностью. Это позволит более четко отделить общество с ограниченной ответственностью от близких к нему организационно-правовых форм юридических лиц и разобраться с причинами его столь высокой популярности среди участников хозяйственной деятельности.
Введение 2
Глава 1. Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью 6
Понятие и правовое регулирование общества с ограниченной ответственностью 6
Признаки и отличительные черты общества с ограниченной ответственностью 9
Глава 2. Правовое положение участников общества с ограниченной ответственностью 18
Участники общества 18
Прова участников общества 22
Обязанности участников общества 24
Исключение участников из общества с ограниченной
ответственностью 26
Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками 29
Глава 3. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью 30
3.1 Процедура создания общества с ограниченной ответственностью,
учредители (участники) общества 30
3.2 Учредительные документы общества с ограниченной
ответственностью 35
3.3 Порядок формирования уставного капитала общества с
ограниченной ответственностью 39
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Нормативно правовые источники 48
Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками обществ. Такие ограничения установлены для гражданских служащих. Согласно ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространил ограничения, установленные федеральным законодательством для гражданских служащих, на муниципальных служащих.
Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы. Это положение прямо не запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает определенные сложности в осуществлении таким учредителем своих прав на участие в управлении обществом.
По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абзац. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям, право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами (например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления.
ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Законом об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях, установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющее такую возможность.
3.2 Учредительные документы общества с ограниченной
ответственностью.
Учредительными документами общества являются устав и учредительный договор. Закон устанавливает приоритет, «преимущественную силу» для третьих лиц и участников общества положений устава общества перед учредительным договором.
Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав. Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является только устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.
Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об обществах и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой – содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица. П. 1 ст. 12 Закона об обществах предусматривает, что в учредительном договоре участники определяют порядок ведения совместной деятельности по созданию общества. В ст. 89 ГК, посвященной учредительным документам общества с ограниченной ответственностью, не определяются сведения, которые должен содержать учредительный договор, а лишь дается общий перечень информации, обязательной для учредительных документов, однако п. 2 ст. 52 ГК установлены положения, которые должны быть туда включены. Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как любой другой договор, учредительный договор должен отвечать всем требованиям, предъявляемым законодательством к договорам и сделкам с учетом его особенностей как учредительного договора.
В учредительном договоре должны быть отражены также следующие положения:
Вторым (а если общество учреждается одним лицом - единственным) учредительным документом общества является устав. Согласно ст. 52, 89 ГК и ст. 11 Закона об ООО, устав общества утверждается его учредителями, причем единогласно (п. 1 ст. 11 Закона) на общем собрании. П. 2 ст. 12 Закона об ООО устанавливаются те положения, которые должны содержаться в уставе общества. Они частично совпадают с положениями учредительного договора и имеют основополагающее значение в регулировании деятельности общества и его взаимоотношений с участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству. Сведения, которые могут содержаться в уставе общества, предусматриваются рядом статей Закона, и включение их в устав оставлено на усмотрение участников. Например, согласно ст. 15 Закона положения Устава вправе исключить определенные виды имущества, которым участники могут вносить вклад в уставный капитал общества. Значительное число диспозитивных статей Закона позволяет участникам существенно дополнить устав теми или иными сведениями и положениями. При этом единственное требование к ним – не противоречие Закону об обществах и иным федеральным законам.
В устав обязательно должны быть включены сведения:
Устав общества также может содержать иные положения, не противоречащие Закону об обществах и иным федеральным законам.
Учредительные документы общества являются открытыми как для учредителей (участников), аудитора общества, так и для любых заинтересованных лиц. По их требованию общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. По требованию любого участника оно обязано предоставить ему копии своих действующих учредительных документов за плату, не превышающую затрат на их изготовление.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества в порядке, определенном Законом и уставом общества. Все они должны быть зарегистрированы уполномоченным на то государственным органом. В противном случае они не будут иметь юридической силы для третьих лиц. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, например, уведомления о создании филиалов и представительств общества. Изменения в учредительный договор принимаются всеми участниками общества единогласно, что соответствует ст. 450 ГК РФ, предусматривающей возможность изменения договора по соглашению сторон.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.
3.3 Порядок формирования уставного капитала общества с
ограниченной ответственностью.
Назначение уставного капитала, как это определяют ГК РФ и Закон, состоит в установлении минимального размера имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал общества, согласно ст. 90 ГК РФ, не может быть меньше определенного Законом. Его размер определен Законом об обществах и должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Это значит, что Закон не обязывает общество постоянно поднимать величину уставного капитала до уровня новых требований. Общество не может быть зарегистрировано, если его уставный капитал меньше определенного законом размера или если на момент государственной регистрации общества он оплачен учредителями менее чем наполовину.
Уставный капитал является основой имущественной обособленности общества как юридического лица - собственника. Он представляет собой не имущество в натуре, а условную величину – денежное выражение (оценку) совокупности долей его участников. В силу отсутствия законодательных ограничений уставный капитал может слагаться и, соответственно, вноситься участниками как из денежных средств, так и из другого имущества, но не денежные вклады должны быть оценены в деньгах. Исполняя учредительный договор, участники вносят имущество – деньги, вещи, имущественные права. После полного исполнения обязанностей участниками по внесению вкладов общество обладает реальным имуществом, способным быть объектом удовлетворения требований кредиторов, т. е. быть переданным третьим лицам. Смысл внесения вкладов состоит в том, что, полностью образовав уставный капитал, общество в любой момент своего существования обладает реальным имуществом, а не просто «стоимостью» или «денежной оценкой». Обязательство участника по внесению вклада является гражданско-правовым обязательством и подчиняется общим нормам об обязательствах. Поэтому данное обязательство участника (по терминологии ст. 87 ГК - "полное внесение вклада" или по ст. 90 ГК - "оплата вклада") прекращается только его надлежащим исполнением, т. е. в соответствии со ст. 309-328 ГК РФ, внесением вклада в порядке и сроки, установленные учредительным договором, надлежащему лицу и в месте, предусмотренном учредительным договором. По смыслу ст. 16 Закона об обществах прекращение обязательства по иным основаниям – зачет, отступное, новация, прощение долга - не допускается.
Закон об обществах различает понятия: "доля участника" как условная величина – денежная оценка (стоимость) его вклада и "вклад участника" – реальное имущество (в виде вещей или имущественных прав), вносимое участником в уставный капитал (либо в иное имущество общества). Поэтому он более четко, нежели Гражданский кодекс, говорит об уставном капитале общества как совокупной стоимости долей, а не вкладов его участников. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и определяется, как и последняя, в рублях. В учредительных документах общества устанавливается также соотношение долей участников в процентах или в виде дроби.
В свою очередь доля участника общества в уставном капитале имеет номинальную и действительную стоимость. Номинальная стоимость (номинал) доли участника определяется ее первоначальной денежной оценкой (при внесении соответствующего вклада в уставный капитал общества), тогда как действительная стоимость (реальная оценка) зависит от стоимости не только уставного капитала, но и всего имущества общества. Закон об обществах вводит имеющее большое практическое значение (прежде всего при расчетах с участниками, их правопреемниками, наследниками) понятие действительной стоимости доли участника общества как части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.
Информация о работе Правовое положение общества с ограниченной ответственностью