Правовое регулирование публично-правового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

В настоящее время в праве наблюдается особый интерес к договорным отношениям. Проблематика договорного регулирования особо актуальна в последние десятилетия. Договор недавно стал актуален среди средств публичного права. Однако в публичном праве Российской Федерации на протяжении многолетней практики не был отработан механизм заключения договоров и соглашений, не определено место в публичном праве, не были детально урегулированы вопросы ответственности за их неисполнение. Разнообразие мнений на предмет договора повлекло и многообразие их разновидностей: о разграничении полномочий, о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче осуществления части полномочий, о делегировании полномочий. Границы между соглашениями носят условный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие публично правового - договора, его сущность и значение……….5
2. Виды публично-правовых договоров………………………………………..9
3.Правовое регулирование публично-правового договора…………………..24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………..….31

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

Конституция Испании воспрещает образование федерации автономных сообществ. Между ними возможны соглашения для управления и собственных служб. Сообщается об этом в парламент страны, который в других случаях утверждает соглашения.

К публичным договорам  можно отнести программно-политические договоры. Чаще всего заключаются договоры о дружбе и сотрудничестве, закладывающие правовой фундамент для формирования отношений между государствами и государственными образованиями. В них признается и подтверждается суверенитет государств, территориальная ценность и нерушимость границ, гарантии для граждан обеих сторон, определяются направления сотрудничества и сферы совместной и согласованной деятельности. Предусматриваются субсоглашения, которые должны быть заключены в экономической, социальной, военной и других сферах В такой отсылке ярко проявляется правообразующий характер публичных договоров. Наконец, формируются паритетные органы и намечаются другие способы поддержания устойчивых отношений.

Договоры подобного рода характерны для отношений внутри федерации. Так, 18 декабря 1990 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, в феврале 1991 г. – договор между

Казахской и Украинской советскими социалистическими республиками, в  апреле 1991 г. – договор между Узбекской  и Туркменской советскими социалистическими  республиками. В 1992– 1994 гг. между рядом  республик в составе Российской Федерации были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве.

К договорам программно-политического  характера можно отнести Договор  об общественном согласии, подписанный  в апреле – июне 1994 г. Участниками  подписания Договора явились субъекты публично-правовых отношений – государственные  органы, регионы, политические партии, общественные организации, объединения  товаропроизводителей и предпринимателей. Взятые ими обязательства в большинстве  своем являются по содержанию политико-юридическими и означают либо определенные действия, либо принятие законов, либо отказ от некоторых публичных действий. Реализации Договора содействуют добрая воля участников и их ответственность перед обществом: за принятые обязательства. А специальные способы – «круглые столы», встречи, согласительная комиссия, протоколы – служат инструментами обеспечения публично-признанного поведения участников.

Получают развитие функционально-управленческие соглашения. Их субъектами выступают правительства, министерства и ведомства, которые устанавливают в соглашениях общие задачи, области сотрудничества, способы совместного решения вопросов, использования имущества, объемы поставок товаров, программы и т.п. В последние годы существования Союза ССР нередко заключались подобные соглашения. Например, Соглашение о взаимоотношениях между Госснабом СССР и Госснабом Латвийской ССР по формированию и реализации плана материально-технического обеспечения на 1990 г. (27 октября 1989 г.), Договор между Министерством лесной промышленности СССР и Министерством лесной промышленности БССР о взаимоотношениях и сотрудничестве (29 декабря 1989 г.), Договор о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства Литвы, Латвии и Эстонии (май 1990 г.).

15 августа 1990 г. было  заключено Соглашение о торгово-экономических  связях на 1991 г. между Правительством  РСФСР и Правительством Литовской  Республики.

В последние годы развивается  практика заключения соглашений между  Правительством и федеральными органами исполнительной власти и исполнительными  органами республик, областей и других субъектов Федерации по конкретным вопросам экономической, социально-культурной деятельности. Соглашения усиливают  взаимодействие звеньев в системе  исполнительной власти путем уточнения, конкретизации или дополнительного  гарантирования выполнения полномочий для обеспечения публичных интересов. Региональные интересы побуждают заключать соглашения о создании добровольных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации («Северо-Запад», «Сибирское соглашение» и др.), а в их рамках – соглашений о сотрудничестве и хозяйственных договоров. К середине 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было заключено десять соглашений по отдельным отраслям экономического и социально-культурного строительства. Соглашения подписывались председателями правительств и визировались cooтветствующими министрами

Можно выделить публичные договоры между государственными органами и общественными организациями. Они заключаются на всех уровнях и касаются согласованной политики в области социальных и трудовых отношений, оплаты труда, поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в Тверской области ежегодно заключаются соглашения между областной администрацией и организациями предпринимателей о мерах поддержки предпринимательства.

Среди публичных договоров  особое место занимают международно-правовые договоры. Будучи основным источником международного права, международный договор является прежде всего соглашением между государствами как субъектами международного права. Он охватывает такие виды, как соглашение, договор, пакт, конвенция, декларация, протокол. По числу участников могут быть двусторонние и многосторонние договоры, договоры в рамках международной организации, распространяющие свое действие на ее участников (например, в рамках ООН, СБСЕ, СНГ), договоры между международными организациями, между ними и отдельными государствами. Иллюстрацией последнего может служить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза, подписанное 24 июня 1994 г.

    Международные договоры весьма специфичны по своим участникам, содержанию, форме, процедуре подписания, а так-же выполнению и ответственности за принятые обязательства.Принципиальное значение имеют Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

В конвенциях содержатся пояснения  употребляемых терминов, урегулированы  вопросы заключения договоров, в  том числе правоспособность государств в данной сфере, внесения и снятия оговорок Столь же тщательно регламентирован порядок соблюдения, применения и толкования международных договоров. В частности, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора Общепризнанными являются положения о недействительности, превращении и приостановлении действия договора, а также порядок уведомлений и сообщений.

Международные публичные  договоры весьма разнообразны по своему содержанию. Все они публикуются  в «Бюллетене международных договоров», доступном для каждого. Они посвящаются  вопросам военного сотрудничества, коллективной безопасности, войны и мира, защиты прав человека и гражданина, правовой помощи, обеспечения демократических  институтов и правового государства, свободы общественных объединений. Например, действует Европейская  хартия местного самоуправления.

Договоры в области  экономики, торговли, авторских и  иных прав граждан, культуры приобретают  публично-правовой характер ввиду способа  и масштабности регулирования соответствующих  отношений. Они открывают простор  международным частно-правовым отношениям и договорам

Приведем в качестве примера  Соглашение о регулировании взаимоотношений  государств Содружества в области  торгово-экономического сотрудничества в 1992 г.

Статья 1. Торгово-экономические взаимоотношения государств осуществлять в рамках Содружества на основе взаимной выгоды и воздерживаться от действии, наносящих экономический ущерб друг другу

Статья 2. Для взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами кредитования и иных финансовых операции в рамках Содружества стороны используют единую денежную единицу (рубль).

При введении отдельными государствами  Содружества своей национальной валюты порядок расчетов будет определяться отдельными соглашениями.

Расчеты между предприятиями  и организациями государств Содружества  осуществляются по свободным рыночным ценам.

Стороны договорились регулировать цены на продукцию предприятий-монополистов на основе специального соглашения.

Статья 3. Стороны обязуются обеспечивать беспрепятственный транзит через территории своих государств товаров и услуг, поставляемых в другие государства, и согласовывать предельный уровень тарифов на перевозку грузов.

Статья 4. Стороны обязуются принять меры по устранению двойного или многократного налогообложения доходов от торговли между предприятиями государств Содружества.

Статья 5. Стороны согласились осуществлять квотирование и лицензирование, а также другие формы нетарифных ограничений на поставки продукции, за исключением перечня товаров по номенклатуре, включенной в межправительственные соглашения.

Стороны договорились до принятия национальных нормативных актов, регулирующих вывоз и ввоз товаров, обеспечить беспрепятственный пропуск через  свои границы грузов, перемещаемых на основании нарядов на прикрепление, выдаваемых уполномоченными организациями сторон.

Статья 6. Стороны согласились принять необходимые нормативные акты, гарантирующие выполнение межправительственных соглашений о поставках товаров, в том числе заключение в месячный срок хозяйственных договоров между предприятиями сторон на поставку продукции в 1992 году в счет выполнения указанных соглашений и их выполнение.

Стороны согласились в  недельный срок принять необходимые  нормативные акты, обеспечивающие в  феврале текущего года заключение предприятиями  объединениями и организациями, расположенными на территориях государств, хозяйственных договоров на поставку продукции в 1992 году и их выполнение по доведенным правительственными органами объемам поставок в соответствии с межправительственными соглашениями Стороны обеспечат принятие заказов  на поставку продукции всеми предприятиями, объединениями по межправительственным соглашениям в пределах установленных квот, а так-же ответственность за отказ от заключения договоров на поставку продукции в соответствии с указанными объемами в виде штрафа, а за невыполнение обязательств по поставкам – неустойки.

Еще один пример. Между Россией  и Украиной заключено более 70 соглашений. На общий тонус отношений государств влияют прежде всего договоры о дружбе и сотрудничестве и иные договоры подобного рода, а особенно реальность их выполнения в контексте политических курсов и деятельности государств.

Суммируем сказанное. Главное  заключается в развитии договорных отношений в сфере публичного права, поскольку в них выражается мера согласования деятельности участников в рамках публично-правового воздействия.

  

 

 

 

 

3.Правовое регулирование  публично-правового договора.

     Предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.

      Обязательным  участником публичного договора  является коммерческая организация  (государственное или муниципальное  предприятие, хозяйственное общество  или товарищество, производственный  кооператив). Однако не любая коммерческая  организация может выступать  в качестве участника публичного  договора, а только та, которая  по характеру своей деятельности  обязана осуществлять продажу  товаров, выполнять работы или  оказывать услуги в отношении  каждого, кто к ней обратится.  Такая обязанность может вытекать  из закона и учредительных  документов коммерческой организации.

      Иными словами,  важное значение имеет характер деятельности коммерческой организации. В связи с этим в п. 1 ст. 426 ГК РФ приводится примерный перечень разного рода видов гражданско - правовых отношений, регулируемых различными договорами. Эти договоры объединяет то, что коммерческие организации обязаны заключать договор в отношении всех и каждого, кто к ним обратится.

      Контрагентом  такой коммерческой организации  могут быть любые граждане  и юридические лица, выступающие  в качестве потребителей товаров,  работ, услуг, производимых (осуществляемых) коммерческой организацией. Поэтому,  если коммерческая организация  или гражданин - предприниматель  приобретают товары, пользуются  услугами и результатами выполненной работы для предпринимательских нужд, то правила ст. 426 ГК РФ не применяются.

      Признание того или иного договора публичным влечет за собой ряд серьезных правовых последствий, направленных на защиту прав потребителей - наиболее экономически слабой стороны в договоре:

- во-первых, для коммерческой  организации исключается действие  одного из основных принципов  гражданского права - принципа  свободы договора. Это означает, что коммерческая организация  лишается права выбора контрагента  и решать вопрос о заключении  или о незаключении договора;

- во-вторых, в соответствии  с п. 1 ст. 426 ГК РФ коммерческая  организация не вправе оказывать  предпочтение одному лицу перед  другим в отношении заключения  договора, кроме случаев, предусмотренных  законом и иными правовыми  актами;

- в-третьих, условия договора  должны быть одинаковыми для  всех потребителей, если только  законом и иными правовыми  актами специально не предусмотрены  льготы для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ);

- в-четвертых, коммерческая  организация не вправе отказываться  от заключения публичного договора  с потребителем, в противном случае, последний на основании п. 3 ст. 426 ГК РФ и п. 4 ст. 445 ГК РФ  может обратиться в суд (арбитражный  суд) с иском о понуждении  к заключению договора, о разрешении  разногласий по отдельным условиям  договора независимо от согласия  на это коммерческой организации  - субъекта публичного договора. В случае необоснованного уклонения от заключения договора потребитель вправе также требовать возмещения причиненных убытков.

Информация о работе Правовое регулирование публично-правового договора