Правовое регулирование публично-правового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

В настоящее время в праве наблюдается особый интерес к договорным отношениям. Проблематика договорного регулирования особо актуальна в последние десятилетия. Договор недавно стал актуален среди средств публичного права. Однако в публичном праве Российской Федерации на протяжении многолетней практики не был отработан механизм заключения договоров и соглашений, не определено место в публичном праве, не были детально урегулированы вопросы ответственности за их неисполнение. Разнообразие мнений на предмет договора повлекло и многообразие их разновидностей: о разграничении полномочий, о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче осуществления части полномочий, о делегировании полномочий. Границы между соглашениями носят условный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие публично правового - договора, его сущность и значение……….5
2. Виды публично-правовых договоров………………………………………..9
3.Правовое регулирование публично-правового договора…………………..24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………..….31

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

     Единственно  возможным основанием для освобождения  коммерческой организации от  заключения публичного договора  и ответственности является отсутствие  у нее возможности предоставить  потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие  работы. Например, коммерческая организация,  осуществляющая гостиничное обслуживание, отказывает гражданину в предоставлении гостиничных услуг из-за отсутствия свободных мест. При этом бремя доказывания отсутствия возможностей для заключения договора закон возлагает на коммерческую организацию.

    Отдельные гражданско - правовые договоры, которые являются одновременно и публичными договорами, регламентированы как в самом ГК РФ, так и в отдельных федеральных законах.

     К числу публичных ГК РФ относит: договор розничной купли - продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор энергоснабжения (ст. 539); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, если вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения товаров складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде (ст. 919); договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).

     Публичными  могут быть признаны договоры  возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), когда коммерческая организация  по характеру своей деятельности  обязана оказать соответствующую  услугу каждому, кто к ней  обратится. Публичным является  договор об оказании гражданам  гостиничных, туристических, медицинских  услуг, услуг связи и т.д.

     К числу  публичных можно отнести договоры, участниками которых являются  естественные монополии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Подводя итоги  курсовой работе необходимо отметить  следующее.

   Публично-правовой  договор является новым в Гражданском  кодексе РФ (ст.426 ГК РФ)

   Публично-правовой  договор является представляет особый тип договора, так как он не регулирует какой либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско-правовых договоров.

   Анализируя содержание избранной для исследования темы, следует указать, что проблематика договорного регулирования получила свое рассмотрение еще в римском праве. Фундамент в исследовании теоретических проблем рассматриваемого вопроса заложили так же Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, С.Н. Муромцев, Е.В. Спекторский, Ф.В. Тарановский, Е.Н. Трубецкой, Б.Б. Черепахин, Б.Н. Чичерин и др. Отдельные аспекты договорного регулирования публично - правовых отношений разрабатываются А.П. Алехиным, Д.Н. Бахрахом, Т.М. Бялкиной,

   В  работе исследовались и изучались различные составляющие довора и на этом основании определения предлагается следующее его определение: это соглашение организационно-регулирующего характера, направленное на достижение плодотворного общественного (публичного) результата в сфере местного самоуправления, согласно которому муниципальные образования одного или разных уровней принимают на себя определенные соглашением обязательства, в сфере муниципальной власти (например, делегирование части полномочий, образование муниципальных объединений и др.)

     На основе  работы можно сделать вывод,  что заключение публичных договоров,  их исполнение, ответственность  за исполнение или неисполнение  этих договоров имеет большое  значение для функционирования  местного самоуправления в Российской  Федерации.

     Для публично-правового  договора выделены следующие  признаки:

-1.Субъектом договора  всегда является субъект публично-правовых  отношений обладающий, прежде всего,  властными полномочиями (государственные и муниципальные органы, должностные лица местного самоуправления и т.д.);

2.В публично-правовом  договоре в сфере муниципально-правовых отношений одна сторона (муниципальное образование одного уровня) обладает по отношению к другой стороне более широкими полномочиями;

3.Предметом публично-правового  договора в сфере муниципально - правовых отношений являются вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не вес, а лишь допускающие не общеправовую, а договорную форму регулирования[3];

4.Публично-правовые договоры  носят организационно-регулирующий  характер, и, как правило, всегда  заключаются в общественных (публичных)  интересах. Главная цель заключения  такого рода договоров - выполнение  социальных задач самоуправленческого  характера, например, для пополнения  бюджета, реализации государственных  и муниципальных программ и  др.

   .Разработана классификация публично - правовых договоров в праве: договоры о передаче полномочий между субъектами Российской Федерации, а так же между самими организациями разного уровня:

 1. учредительные договоры (например, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 1991 г., Маастрихтский договор о Европейском союзе 1992 г.);

2.компетенционно-разграничительные  соглашения (Федеративный договор);

3.соглашения о делегировании  полномочий (когда один орган  управления передает по соглашению  другому органу часть своих  полномочий);

4.программно-политические  договоры о дружбе и сотрудничестве (типичный договор о дружбе  и сотрудничестве между различными  субъектами, странами);

5.функционально-управленческие  соглашения (соглашения между субъектами  государственной власти по отдельным  отраслям экономического и социально-культурного  строительства);

6.договоры между государственными  и негосударственными структурами  (соглашение между администрацией  области и организациями предпринимателей  о мерах поддержки предпринимательства);

7.договоры о гражданском  согласии (соглашения о воздер-живании от политической активности в определенные периоды времени);

8.международные договоры (пакты, конвенции, декларации, протоколы).

   Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация (государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив). Однако не любая коммерческая организация может выступать в качестве участника публичного договора, а только та, которая по характеру своей деятельности обязана осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая обязанность может вытекать из закона и учредительных документов коммерческой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред.  от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства  Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ): федеральный  закон от 30 ноября 1994 г. № 51 –  ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства  Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3437.

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 №  14 –ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ) // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Собрание законодательства  Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3437.

4. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации:  федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 27.12.2005 № 197 – ФЗ) // Собрание законодательства  Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; Собрание законодательства  Российской Федерации. – 2006. –  № 1. - Ст. 8.

5. Комментарии к Гражданскому  кодексу Российской Федерации,  части первой / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2004. – 462 с.

6. Комментарии к Федеральным  законам Российской Федерации  «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях»  и «О некоммерческих организациях»  - М.: АИА-Принт. – 2004. – 366 с.

7. Комментарий к части  первой Гражданского Кодекса  Российской Федерации для предпринимателей  под ред. М. И. Брагинского, В. В. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 710 с.

8. Комментарий части первой  Гражданского кодекса Российской  Федерации для предпринимателей. – М., 2003. – 512 с

9. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Публично-правовые договоры. М., 2005

10.Любашиц В.Я. Теория государства и права: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В. Тимошенко, Д.Ю. Шапсугов. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. – 610 с.

11. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - М., 2002. – 610 с.

12. Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

13 .Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник М., 1995. С.

14. Тихомиров Ю.А. Публичное  право, учебник. М.,2007

15.Тихомиров Ю.А Договоры в экономике. М., 2003

 


Информация о работе Правовое регулирование публично-правового договора