Правовой институт поставок продукции для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является системное и комплексное исследование с позиций обновленного гражданского законодательства института удовлетворения поставок для государственных нужд в определенных видах товаров.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. определение правоотношений, направленных на удовлетворение государственных нужд;
2. выявление способов удовлетворения поставок для государственных, правовых принципов их удовлетворения;
3. исследование отношений по удовлетворению поставок для отдельных видов государственных нужд;
4. рассмотрение прав и обязанностей поставщика и государственного заказчика

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по гп.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Слабым местом запроса котировок является потенциальным возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, так как все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Главным преимуществом этой формы закупки является простота (не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок) и скорость (от 4-7 рабочих дней на прием заявок, принятие решения на следующий день).2

Предполагалось, что в  июле 2011 года эта форма закупок  будет заменена упрощенным способом, аналогичным форме открытого  аукциона в электронной форме, однако этого не произошло.

 

2.3 Открытый аукцион

 

Под аукционом на право  заключить государственный или  муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. 

____________________

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 // Рос. газ. 2005. № 56. С. 76.

Там же. С. 78 – 79.

 

В определенных законом случаях  извещение о проведении открытого  аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Распоряжением правительства  от 14 февраля 2006г. № 202 официальным печатным изданием Российской Федерации является информационно-аналитический бюллетень "Конкурсные торги", а адресом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет является www.zakupki.gov.ru (распоряжение правительства от 20 февраля 2006 года №229-р). Муниципальные, региональные образования имеют свои издания и сайты. В дальнейшем предполагается размещать извещение о проведении аукционов только на едином сайте в Интернете как для федеральных так и муниципальных заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Договор  поставки для государственных  нужд

3.1 Основания поставки  для государственных нужд

 

В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а так же заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).

Государственными нуждами  признаются определяемые в установленном  законом порядке потребности  РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счёт средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Федеральные государственные  нужды — это потребности РФ в продукции, необходимой для  решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и  для реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в которых участвует  Российская Федерация.

Необходимо отметить, что  законодатель чётко определяет цели поставок продукции для федеральных  государственных нужд:

- создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

-   поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности;

- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

-   реализации федеральных целевых программ.

Федеральные государственные  нужды, в том числе перечень федеральных  целевых программ, и объёмы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются  в федеральном законе о федеральном  бюджете на планируемый период.

К отношениям по поставкам  для государственных нужд в части, неурегулированной разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих  правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд на основании п. 5 ст. 455 подлежат применению общие положения о купле-продаже.1

При поставках для государственных  нужд сельскохозяйственной продукции  применимы также соответствующие  нормы о договоре контрактации.

Отношения по поставке товаров  для государственных нужд регулируются правилами ГК РФ об этом виде поставки и о договоре поставки, как уже  отмечалось. Помимо ГК указанные отношения  регулируются специальными законами о  поставке товаров для государственных  нужд:

1) Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

2) Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. (в ред. от 17 марта 1997 г.) «0 поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

3) Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»;

4) Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе».

«Иерархия» перечисленных  актов устанавливается в п. 2 ст. 525 ГК. Первая его часть предусматривает, что к соответствующим отношениям должны применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом. А вторая часть устанавливает, что к отношениям по поводу поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются законы о поставке товаров для государственных нужд.2

__________________

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г // Рос. газ.  1994.  № 34. С. 354.

Там же. С. 584.

Коль скоро ГК, во-первых, рассматривает нормы о поставке для государственных нужд как  специальные, а во-вторых, в специальную  норму о данном виде договора помещает отсылку к закону, такой закон  и все включенные в него нормы  приравниваются к специальным нормам ГК, посвященным тому же виду договора. Исходя из изложенного, очевидно, следует, что общие положения о поставке применяются к поставке для государственных  нужд, если правилами о поставке для государственных нужд, содержащимися  в ст. 525-534 ГК и в других законах, не установлено иное.

 

 

3.2 Стороны в договоре поставки для государственных нужд

 

Государственным заказчиком может выступать федеральный орган исполнительной власти н орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенные органами власти федеральное казенное предприятие или государственное учреждение и иные коммерческие и некоммерческие организации независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнять продовольственные корпорации. Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта.1

В качестве поставщика могут  выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Положением об организации закупки  товаров, работ и услуг для  государственных нужд.

_______________

Любимов А.П. Практика применения законодательства о размещении заказов  для государственных и муниципальных  нужд // Право и экономика.  2009.   № 5.  С.45.

 

В соответствии с Федеральным  законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд» заказы могут размещаться  как на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых конкурсов, так  и без проведения конкурсов.1

Основным документом, определяющим права и обязанности государственного заказчика и поставщика и регулирующим их правовые и организационно-технические  отношения, является государственный  контракт.

Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта обязательно. Для поставщика заключение государственного контракта обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Обязанность заключить государственный контракт установлена прежде всего для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (предприятий-монополистов).2 Условие о возмещении убытков неприменимо в отношении казенного предприятия (ст. 527 ГК), обязанного заключить договор независимо от убыточности производства. 3

В соответствии с условиями  госконтракта поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку: а) непосредственно государственному заказчику; б) другим лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика; либо в) не государственному заказчику, а другому покупателю на основании заключенного непосредственно с ним во исполнение 

государственного контракта договора поставки товаров для государственных

    _________________

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от от 3 мая 2006 г «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)» [[Электронный ресурс]  //  Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»

Там же. С. 54.

Там же. С. 75.

 

нужд.

Основанием для заключения договора непосредственно между  поставщиком и покупателем является так называемое извещение о  прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом.

В целях экономического стимулирования поставок продукции для государственных  нужд поставщиком могут предоставляться  льготы по налогообложению, кредиты  на льготных условиях, валютные средства, целевые дотации и тому подобное.

3. Порядок заключения  госконтрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению  федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при  выполнении государственного контракта.

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных  государственных нужд» государственным  контрактом могут быть предусмотрены  контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказания консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную  деятельность последнего.

По решению Правительства  РФ государственный заказчик может  вносить необходимые изменения  в государственный контракт или  прекращать его действие при условии  возмещения им убытков поставщиком  в соответствии с действующим  законодательством.

Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать  обязательным требованиям государственных  стандартов и особым условиям, устанавливаемым  этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие её безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта  продукции иностранного производства за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции  в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.

Поставляемая по государственным  контрактам продукция, подлежащая в  соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат или знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на это органом.1

Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладает значительными особенностями и детально регламентирован в ст. 528 и 529 ГК. В этих статьях содержатся правила, определяющие порядок и сроки направления проектов госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и др. Если сторона, для которой заключение госконтракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона может о6ратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить договор. Аналогичное правило действует и в отношении поставщика (исполнителя) по договору поставки для государственных нужд. Если последний уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта договора. Покупателю же предоставлена право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК).

 

__________________

Брагинский М.М.,   Витрянский   В.В.   Договорное   право.   Общие положения. М., 2012. С. 189.

 

3.3 Исполнение контракта и оплата товара по договору поставки товаров для государственных нужд

 

Порядок исполнения государственного контракта.

В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта  поставка товаров осуществляется непосредственно  государственному заказчику или  по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения  сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК.

В случаях, когда поставка товаров для государственных  нужд осуществляется получателям, указанным  в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным  заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Если государственным  контрактом предусмотрена передача товаров поставщиком государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной  разнарядке, то при исполнении государственного контракта стороны руководствуются  правилами, установленными для исполнения договора поставки, а при их отсутствии — основными положениями о  купле-продаже (см., например, ст. 509).

Информация о работе Правовой институт поставок продукции для государственных нужд