Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:38, курсовая работа
Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку. Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» говорится в Декларации о правах человека, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года, в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая база правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….5
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..7
1.3. Принципы регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России………………………………………………………11
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета……………………………………......14
2.2. Порядок постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту их пребывания…………………………………………………………………......16
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности законодательства РФ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………….20
3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра административного и таможенного права
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право России»
на тему: «Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Санкт-Петербург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая
база правового статуса
1.2. Права
и обязанности иностранных
1.3. Принципы
регулирования правового
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета……………………………………......14
2.2. Порядок постановки и снятия
с учета иностранных граждан
по месту их пребывания……………………
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности
законодательства РФ о правовом статусе
иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………….
3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку. Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» говорится в Декларации о правах человека, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года, в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают1.
В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве, а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет законодательство Российской Федерации в своих нормативно-правовых актах, касающихся правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами, положений, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Проблема правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства становится как никогда актуальна в наше время еще и потому, что происходит образование новых государств, объединение государств в союзы, то есть интеграция всего мирового сообщества с одновременным отказом Российской Федерации от политики тоталитарного изоляционизма, в результате чего, в Российской Федерации стало проживать – постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства2.
Основной
целью данной курсовой работы является
изучение основных аспектов, составляющих
правовой статус иностранных граждан
и лиц без гражданства в
Российской Федерации, которая достигается
путем выполнения следующих задач:
1) исследование нормативно-правовой базы,
составляющей правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства
в России; 2) изучение прав и свобод,
составляющих правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства
в России; 3) определение принципов
регулирования правового
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая
база правового статуса
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории Российской Федерации, не принадлежащие к ее гражданам и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства.
Другой категорией лиц, находящихся в Российской Федерации и не обладающие ее гражданством, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства3.
Правовое положение
Конституция Российской Федерации
закрепляет основной принцип, определяющий
статус иностранных граждан и
лиц без гражданства в
ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации включает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в систему источников российского законодательства, следовательно, различные международные договоры, могут выступать как источник правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, Конвенция о статусе апатридов 1951 года.
Нормативным актом, регулирующим правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает три основных категории иностранных граждан и лиц без гражданства: 1) временно пребывающие на территории Российской Федерации; 2) временно проживающие; 3) постоянно проживающие.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности4.
Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России.
Постановления Правительства Российской Федерации также входят в систему источников. Например, они могут устанавливать квоты на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников5.
Таким образом, система источников правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства включает в себя источники различного уровня: Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, подзаконные акты.
1.2. Права
и обязанности иностранных
ч. 3 ст. 62 Конституции РФ говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются конституционные личные права и свободы. Хотя и здесь есть ряд особенностей. Например, они могут обучать детей родному языку, но не вправе претендовать на то, чтобы наше государство организовало и финансировало учебу их детей на родном языке.
Большинство публично-политических прав и свобод также доступны иностранным гражданам – свобода мысли и слова, право на информацию, право на объединение, свобода манифестаций, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др., хотя и со своими особенностями. Например, есть ограничения для иностранцев в учреждении средств массовой информации в России. На распространение иностранного издания требуется разрешение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами печати, если только нет соответствующего межгосударственного договора Российской Федерации6.
Только у граждан РФ есть право на участие в управлении делами государства. Иностранцы не могут быть работниками органов суда, прокуратуры, милиции, налоговой инспекции, таможни и не вправе работать нотариусами. Но разрешен допуск иностранцев к адвокатской деятельности.
Избирательное законодательство устанавливает, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане7.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют в России право частной собственности. Практически без изъятий реализуется это право в отношении объектов личного характера (автомашины, и т.д.).
В отношении отдельных объектов собственность иностранцев имеет особенности. В частности, по Земельному кодексу РФ они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях. Кроме того, земельные участки предоставляются им в собственность только за плату, а земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они обладают только на праве аренды8.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом».
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Российское законодательство содержит ряд запретов на трудовую деятельность иностранцев в нашей стране. Иностранцы не имеют права на такой вид трудовой деятельности, как государственная или муниципальная служба. Есть и другие запреты. В частности, иностранец не вправе быть членом экипажа военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации. Запрещается принимать иностранцев на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности страны9.
Право на охрану здоровья и медицинская помощь обеспечивается иностранным гражданам на началах взаимной договоренности с соответствующими государствами бесплатно, а также по страховым полисам либо на платной основе.
Информация о работе Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации