Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку. Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» говорится в Декларации о правах человека, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года, в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая база правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….5
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..7
1.3. Принципы регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России………………………………………………………11
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета……………………………………......14
2.2. Порядок постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту их пребывания…………………………………………………………………......16
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности законодательства РФ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………….20
3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

При убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана  не позднее чем через 2 дня со дня  его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

При получении  документов должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует  в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с  учета в месте пребывания и  вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

 

 

III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1. Особенности законодательства РФ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства

Факт  принятия Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует считать положительным, поскольку действовавший до принятия этого закона Закон СССР от 24 июня 1981 № 5152 «О правовом положении иностранных граждан в СССР» с изменениями 1996 года явно устарел и не отражал новой сложившейся реальности. Многие нормы этого закона фактически не действовали и не могли применяться правоприменительными органами.

Законодательство  Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан  и лиц без гражданства, к настоящему моменту составляет весьма обширный объем законодательных и иных нормативных актов, не всегда согласованных между собой.

С принятием  нового закона о правовом положении  иностранных граждан ожидалось  создание общей правовой базы, которая  отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и  лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового  и частно-правового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов  и норм международного права. К сожалению, Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев16.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» практически полностью посвящен правилам пребывания иностранцев в Российской Федерации, и не включает норм, касающихся собственно правового статуса, включенные же нормы явно недостаточны для определения правового положения или статуса.

В связи  с изложенным, Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по своему содержанию направлен не на определение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, а на установление миграционных квот, занятости иностранцев на территории России, передвижению мигрантов, имеющих разный статус, по территории России, установлению ограничений в правах и установлению «контроля и учета» нероссийских граждан, находящихся по тем или иным правовым основаниям в России17.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» имеется значительное число бланкетных норм, отсылающих не к законодательным актам, а к нормативным актам правительства, как уже принятым, так и подлежащим разработке. Таким образом, закон не будет иметь прямого действия, а «обрастет» многочисленными актами исполнительной власти. Подобная законодательная практика приведет к еще большему «разбуханию» правовой базы, регулирующей статус иностранцев.

п. 7 ч. 8 ст.18. Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит требование об информировании органов внутренних дел о нарушении иностранцем условий трудового договора или гражданско-правового договора, которое само по себе создает ни что иное, как обязательное доносительство всех работодателей в отношении иностранцев. Но поскольку формулировка статьи дает возможность «направлять» информацию, а за не направление такой информации санкций не налагает, судьба иностранных работников оказывается полностью в руках работодателей. По сути, создана основа для произвола со стороны работодателей.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» присутствуют несоответствия, имеющие латентную, скрытую форму. Так, ни в одной из его норм не говорится о возможности иностранного гражданина обжаловать в судебном порядке отказы или иные действия компетентных органов. Теоретически на иностранного гражданина, как и на граждан РФ, распространяется действие ст. 46 Конституции РФ о судебной защите прав и свобод, но ни сроки, ни порядок обжалования, ни его правовые последствия, т.е. та «конкретика», тот механизм, посредством которого может быть реализовано право на судебную защиту и в отсутствие которого право остается неэффективным, отсутствуют.

Но самая  главная проблема действующего законодательства о статусе иностранных граждан  и лиц без гражданства, требующая  немедленного разрешения, заключается  в том, что принятые в 2002 году Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не урегулировали правовое положение той многочисленной группы граждан бывшего СССР, которые прибыли в Россию за последние 10-12 лет и до сих пор находятся на ее территории. Это граждане новых государств-членов СНГ или лица без гражданства, которые въехали в Россию в безвизовом порядке18.

Законодательство, действовавшее до принятия Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не содержало положений, ограничивающих срок их пребывания в стране; в международных соглашениях Российской Федерации со странами-членами СНГ о безвизовом передвижении также отсутствовали такие положения. В этих условиях люди, о которых идет речь, добросовестно считали себя лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все эти лица попадают в категорию временно пребывающих и, следовательно, должны покинуть Российскую Федерацию не позднее трех месяцев после получения миграционной карты; в противном случае они могут быть депортированы. Теоретически они имеют право на получение разрешения на временное проживание, но установленный срок рассмотрения соответствующих заявлений вдвое превышает отпущенный им срок пребывания на территории Российской Федерации.

 Выдворение  этих лиц из страны, не говоря  уже о том, что оно было  бы негуманно и несправедливо,  не осуществимо практически и  не может рассматриваться как  рациональное государственное решение,  поскольку неизбежно приведет  к росту преступного бизнеса,  специализирующегося на фальшивой «легализации», вовлечению в него сотрудников правоприменительных органов и другим неблагоприятным последствиям. В итоге это не облегчит, а затруднит борьбу с нелегальной миграцией, поскольку большинство из них не покинет страну, а уйдет в «тень»19.

3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

Перечисленные выше несоответствия положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» правовой системе Российской Федерации можно было бы отнести на счет низкого правового уровня авторов данного нормативно-правового акта и депутатского корпуса в целом. Однако и в Думе, и в Администрации Президента РФ существуют государственно-правовые управления, прямая профессиональная обязанность которых – следить за тем, чтобы такие несоответствия не допускались, и за тем, чтобы неукоснительно соблюдалась ст. 55 Конституции РФ, запрещающая издавать в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права человека. Как могло случиться, что первое из них выпустило из стен парламента закон, положения которого противоречат Конституции, а второе не предупредило Президента об этом перед подписанием такого закона?

Критика, содержащаяся в приведенных выше заключениях по поводу многих норм Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», представляется вполне обоснованной. Изменение и дополнение этих законодательных актов – вопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, а установление неконституционности данных законов либо их отдельных положений – прерогатива Конституционного Суда РФ.

Но самое  важное, что необходимо сделать для  решения этих проблем: определить стратегию государства в области правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, так как это неразрывно связано с практическим применением Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так как  имеется значительное число бланкетных норм, отсылающих не к законодательным актам, а к нормативным актам правительства, как уже принятым, так и подлежащим разработке. Подобная законодательная практика приведет к еще большему «разбуханию» правовой базы, регулирующей статус иностранцев.

Следующее, что необходимо сделать: поменять «характер» Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так как в нем не содержится необходимого перечня прав, которыми наделены иностранные граждане в России.  Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по своему содержанию направлен на установление миграционных квот, занятости иностранцев на территории России, передвижению мигрантов, имеющих разный статус, по территории России.

Проблема  с многочисленной группой граждан бывшего СССР, которые прибыли в Россию за последние 10-12 лет и до сих пор находятся на ее территории, включенные в группу временно прибывающих на территории РФ может быть решена с помощью легализации данной категории лиц. Предлагается провести ее посредством издания Президентом Российской Федерации Указа, который предоставил бы таким лицам, при условии, что они прожили в стране не менее двух лет (то есть въехали не позднее 1 января 2001 г.), право в течение определенного срока обратиться с заявлением о предоставлении вида на жительство. Издание Президентом предлагаемого Указа реализует его конституционную прерогативу гаранта прав и свобод человека (ч.2 ст.80 Конституции РФ) и никоим образом не означает вторжения в область парламентского законотворчества20.

Указ  не предусматривает внесения каких-либо изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а имеет в виду проведение однократной акции, направленной на урегулирование фактической ситуации в отношении конкретной категории лиц, сложившейся до его принятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое положение иностранных  граждан и лиц без гражданства – это совокупность их прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, подзаконными актами.

ч. 3 ст. 62 Конституции РФ говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются конституционные личные права и свободы. Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. у тех и у других имеются обязанности.

Нормативной основой осуществления миграционного  учета иностранных граждан и  лиц без гражданства является Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правила порядка постановки и учета иностранных  граждан по месту их пребывания определены Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года №9 «О порядке осуществления  миграционного учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации».

Проблемы, имеющиеся в российском законодательстве в сфере правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства:

1. Несоответствие  некоторых положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» правовой системе Российской Федерации;

2. Федеральный  закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» практически полностью посвящен правилам пребывания иностранцев в Российской Федерации, а, включенные нормы явно недостаточны для определения правового положения.

4. В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» имеется значительное число бланкетных норм;

5.  Принятые в 2002 году Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не урегулировали правовое положение той многочисленной группы граждан бывшего СССР, которые прибыли в Россию за последние 10-12 лет и до сих пор находятся на ее территории и числятся как временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации