Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку. Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» говорится в Декларации о правах человека, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года, в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая база правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….5
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..7
1.3. Принципы регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России………………………………………………………11
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета……………………………………......14
2.2. Порядок постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту их пребывания…………………………………………………………………......16
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности законодательства РФ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………….20
3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на образование. Им гарантируется на общих основаниях общедоступность дошкольного и основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Иностранцы  вправе получить в России и высшее образование, поступив в вуз на конкурсной основе, на основе межгосударственных договоров, договоров органов управления и вузов Российской Федерации с зарубежными партнерами либо на основе прямых договоров иностранцев с вузами (т.е. на платной основе).

Иностранцам обеспечиваются свобода творчества и право на пользование культурными  ценностями.

Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. у тех и у других имеются обязанности.

 Прежде всего, иностранцы, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданства занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс РФ в равной мере распространяется на иностранных граждан и иностранных юридических лиц, хотя и предусматривает особенности их учета как налогоплательщиков. Российская Федерация заключает соглашения с иностранными государствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах10.

В России есть не только право человека на благоприятную  окружающую среду, но и обязанность ее сохранять. В ст. 58 Конституции РФ записано, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Иностранцы не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнонаемного персонала.

 

1.3. Принципы  регулирования правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства в России

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать – постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации установлено, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.

Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством Российской Федерации. Определение этого объема дело ее внутренней компетенции. Однако Российская Федерация должна исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, которые начинаются со слов: «каждый человек…», т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение11.

Российская Федерация, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, сама устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с ним она распространяет на иностранцев, находящихся на ее территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ей правила. Несоблюдение правил влечет ответственность. В то же время Российская Федерация, на территории которой находится иностранец, должна защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом.

Российская Федерация не должна препятствовать иностранцам в праве выезда со своей территории. Она не должна ущемлять права отдельных групп иностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п., т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишение физического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное и существенное ущемление этих прав, что является нарушением норм международного права. А это недопустимо.

В то же время Российская Федерация в определенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав, чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамках требований национального закона и соответствующих норм международного права. Например, международные пакты о правах человека не препятствуют государствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательного права. Иностранец не может избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы; быть главой государства12.

Важнейшим принципом правового статуса иностранцев является необходимость юридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцев на обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкций к нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебную защиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерации иностранцы могут обращаться за защитой своих прав в суды, находящиеся на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Одним из важнейших принципов юридического статуса иностранцев является принцип равенства иностранных граждан перед законом, что вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом».

Важными так же являются положения ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

 

 

II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета

Нормативной основой осуществления миграционного  учета иностранных граждан и  лиц без гражданства является Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России.

Иностранные граждане пользуются в  Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен: 1) в пограничной зоне; 2) в закрытых административно-территориальных образованиях; 3) в закрытых военных городках; 4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение; 5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение; 6) в зонах экологического бедствия; 7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; 8) в зоне проведения контртеррористической операции; 9) в период мобилизации и в военное время; 10) в иных случаях13.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право: 1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета; 2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета; 3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок; 4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; 5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета; 6) на осуществление иных прав.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия такие, как:

1. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

2. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

3. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

 

2.2. Порядок постановки и снятия  с учета иностранных граждан  по месту их пребывания

Правила порядка постановки и учета иностранных  граждан по месту их пребывания определены Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года №9 «О порядке осуществления  миграционного учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации».

Основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих  на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Иностранные граждане, временно пребывающие в  Российской Федерации, а равно постоянно  или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте  пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту  пребывания.

Указанные лица по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Иностранные граждане, постоянно проживающие  в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в  место пребывания подлежат учету  по месту пребывания.

Основанием  для постановки на учет по месту  пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом  Федеральной миграционной службы уведомления  установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без  гражданства в место пребывания.

В уведомлении  о прибытии принимающая сторона  или иностранный гражданин должны указать следующие сведения: а) о лице, подлежащем постановке на учет; б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны.

В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о  прибытии помимо сведений о лице, подлежащем постановке на учет, указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации; б) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации; в) адрес места жительства ответственного лица организации; г) наименование организации; д) фактический адрес организации; е) идентификационный налоговый номер организации14.

Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет  принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.

Бланк уведомления  о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических  средств на русском языке. При  заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и  сокращения слов.

Постановка  на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации  иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении  о прибытии, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии либо получения его в виде почтового  отправления фиксирует в своих  учетных документах сведения о нахождении иностранного гражданина в месте  пребывания и в установленном  порядке вносит соответствующую  информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

При подтверждении  сведений о выполнении принимающей  стороной и иностранным гражданином  действий по постановке на учет заявителю  в течение 3 рабочих дней оформляется  дубликат отрывной части бланка уведомления  о прибытии с проставленной отметкой о приеме уведомления о прибытии.

Снятие  иностранного гражданина с учета  по месту пребывания осуществляется в следующих случаях: а) убытие иностранного гражданина из места пребывания – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии; б) выезд иностранного гражданина из Российской Федерации – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии; в) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим – на основании свидетельства о смерти либо заверенной копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим15.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации