Правовой статус субъектов института опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 111.08 Кб (Скачать файл)

     Юриспруденция распространяет запрет на произвольное отчуждение недвижимости подопечного и на куратора безумного. Важнейшая модификация института попечительства при Юстиниане заключается в установлении его пожизненного характера: выздоровление безумного теперь всегда трактуется как временное прояснение сознания, когда он находится «в подвешенном состоянии».

   Одним словом, опека изменяется в самом своем существе и в позднейшем императорском праве принимает приблизительно тот вид, который она имеет в законодательствах современных.

  На территории Франции в странах «писаного» права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.

   Опека и попечительство как правовые институты существовали и в дореволюционной России, а  А. И. Загоровский писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и необходима, что потребность в ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности».3

  Первое упоминание опеки и попечительства на Руси нашло свое отражение в послании Рюрика. Рюрик в этом послании назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь. Таким образом, можно сделать вывод, что еще в те далекие времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных.

 

 

     Поскольку имущество тогда принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей он не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты, причем их мнение было безоговорочным.

  Этап развития опеки и попечительства связан с «Русской правдой». Так, в ст. 99 этого документа говорится, что если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то их опекуном назначался один из ближайших родственников (им мог быть отчим).4 Перед смертью отец сам мог назначить опекунами и попечителями кого бы то ни было (причем в этом случае в «Русской правде» не говорится, кого конкретно мог назначить отец).

    По правилам, указанным в «Русской правде», опекуну сироты передавалось во временное пользование его имущество, а о воспитании подопечного ничего не говорилось.

  Следующий этап в становлении института опеки и попечительства определяется реформами Петра I. Так появляется опека при жизни родителей. Четко определяются органы, которые уполномочены следить за тем, чтобы дети не оставались без опеки, а также назначать опекунов. Создаются магистраты, контролирующие деятельность опекунов, т.е. органы опеки и попечительства становятся государственными учреждениями. При    Петре I опекун несовершеннолетнего мог быть назначен:

  а) по завещанию,

  б) в силу прямого указания закона,

  в) по распоряжению магистрата.

   Очередным этапом становления института опеки и попечительства над несовершеннолетними стал Указ Екатерины II 1775 г. «Учреждения для управления губерний». По этому Указу одной из основных особенностей опеки стала ее сословность, так как от сословия ребенка-сироты зависело то, какие учреждения назначали опеку и попечительство. Например, при каждом верхнем земском суде существовала дворянская опека для дворянских вдов и детей. Статья 209 вышеназванного Указа определяла основные требования, предъявляемые к будущему опекуну, он должен был быть: честного и порядочного поведения, его добродетельные качества, незазорное поведение должны были подавать надежды к воспитанию малолетнего в здравии и пристойном содержании.

 

 

    Причем в соответствии с этой же статьей опекунами могли быть назначены не только родственники, но и любые посторонние люди.

    В соответствии с Указом опекунами не могли быть: расточители собственности своего имения, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся или ранее находившиеся в «явных и главных пороках или под наказаниям судебным»; совершившие суровые поступки, известные членам дворянской опеки; находящиеся в ссоре с родителями малолетнего.

  По Указу 1775 г. после установления опеки и попечительства опекунам предлагалось осуществлять свои обязанности по опеке и попечительству. За свои труды по охране имущественных прав опекаемого несовершеннолетнего опекунам полагалось вознаграждение, не превышающее 5% годовых доходов малолетнего.

   Правила, по которым должна была осуществляться опека над детьми «всякого городского звания», а также требования, предъявляемые к опекунам в целом, не отличались от существовавших для принадлежащих к дворянскому сословию.

    Что же касается крестьянских осиротевших детей, то опека над ними осуществлялась только «в виде опыта», т.е. когда на старост и старшин возлагалась обязанность изыскать средства для пропитания малолетних. С этой целью они должны были отдавать сирот самостоятельным односельчанам во двор.

  Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что регламентация отношений, связанных с опекой малолетних, касалась только имущих граждан.

   Стоит отметить, что в 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством, а именно: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство - с 14 до 21 года.

    В последующие годы опекой и попечительством ведали самые различные государственные органы, но по сути она оставалась прежней и подчинялась принципу сословности.

     До принятия ГК РА  Части 1, 2006 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву.

 

 

   Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного права. Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным.

    Среди ученых - юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают».5

      Итак, институт опеки и попечительства прошел сложный и длительный путь становления и своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности опеки и попечительства  в зарубежных странах.

 

     Как правило, опека и попечительство устанавливается в силу  возрастных характеристик лица, признаваемого несовершеннолетним, либо  в силу той его антисоциальной деятельности, которая может нанести ущерб его интересам и интересам общества.6

     В различных государствах по-разному определяется возраст, до достижения, которого лицо считается недееспособным или ограниченно дееспособным. Что же касается определения антисоциальной деятельности, то в каждой стране сами критерии ее определения могут отличаться друг от друга в зависимости от позиции государства и общества.

     В Российском праве таким критерием выступает злоупотребление лицом спиртными напитками или наркотическими средствами.7

    В других государствах такими критериями могут выступать расточительство лица (Франция, Италия), привлечение к уголовной ответственности (Германия).

   Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Для семейного права эти институты  имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство — над несовершеннолетним.

   В праве стран континентальной Европы опека назначается в отношении несовершеннолетних, потерявших родителей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (ФРГ, Швейцария). В англо-американском праве опека тесно связана с охраной ребенка, поскольку его опекунами с рождения по закону являются его родители (точно так же этот вопрос решен и во Франции).

   Во Франции опека построена на семейном принципе следующим образом. Оставшемуся в живых родителю принадлежит законная опека, однако мать, вступившая в новый брак, устраняется от опеки. За отсутствием опекунов законных и завещательных, опекун назначается семейным советом (conseil de famille), который составляется под председательством мирового судьи, из 6 членов, выбираемых поровну из родственников отца и матери.

    Семейный совет представляет высшую инстанцию, на рассмотрение которой передаются наиболее важные вопросы опеки, например продажа или залог недвижимостей. Опекун назначается из родственников.

   Вместе с тем назначается еще лицо, - опекун-наблюдатель (subroge tuteur), непременно из другой семьи, который имеет своею задачей наблюдать за действиями опекуна, заботиться об интересах малолетнего, когда они сталкиваются с интересами опекуна, например в случае раздела наследства. Принятие на себя опекунской задачи составляет семейную обязанность, от которой никто не может отказываться, за исключением указанных в законе случаев. Опека, следовательно, поставлена во Франции таким образом, что забота о малолетних лежит всецело на родственниках, и, притом, установлен взаимный контроль со стороны двух семей, которые закон не предполагает слишком тесно связанными, чтобы можно было опасаться соглашения, вредного для интересов малолетнего.

    Во Франции опекун назначается семейным советом, в ФРГ и Швейцарии — опекунским судом, в Великобритании и США — судом. В обязанности опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения его дел.

   В Великобритании и США опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна контролируется опекунским судом и семейным советом. В странах континентальной Европы над несовершеннолетним, чьи родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности по представительству, назначаются попечители.

  Одной из форм попечительства является приемная семья. Приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами и обязанностями опекунов (или попечителей — в зависимости от возраста ребенка). Договор о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать срок пребывания в этой семье; условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности органов опеки и попечительства; условия и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его законные права и интересы без специальных на то полномочий.

    Договор о передаче ребенка в приемную семью может быть досрочно расторгнут по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, конфликт с ребенком и т.д.); по инициативе органа опеки и попечительства; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а в случае спора—в судебном порядке.

  Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного. Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного права учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.

  В настоящее время действует Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних, 1961 г. Эта Конвенция для отношений между своими участниками заменила Конвенцию 1902 г. (в Конвенции 1961 г. участвуют Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и др.). В соответствии с Конвенцией 1961 г. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.

   От семейного принципа значительно уклоняется новое германское гражданское уложение. Правда, и здесь встречается семейный совет (Familiensrath), но он учреждается только по желанию отца, матери или самого опекуна. Притом весь этот надзор за деятельностью опекуна, который во Франции лежит на семейном совете, переносится по германскому уложению на опекунский суд (Vormundschaftsgericht). Обязанности опекунские падают, прежде всего, на отца, мать, дедушку, бабушку, а за отсутствием их суд назначает опекунов по своему усмотрению. Закон рекомендует, но не обязывает назначать родственников и свойственников. В законе указывается на необходимость назначения и опекуна-наблюдателя (Gegenvormund), если с опекою сопряжено управление имуществом, разве что управление несложно.8

 

 

    Интересным примером может служить также Эстония, где изменения системы опеки в отношении недееспособных граждан были осуществлены посредством принятия в 2009 году нового Закона о семье. В соответствии с данным законом установление опеки допускается в случае, если гражданин вследствие психического расстройства постоянно неспособен понимать или руководить своими действиями, причем опекун может быть назначен как по заявлению самого гражданина, так и по заявлению иных лиц, а также по инициативе суда. Однако опекун может быть назначен только для осуществления таких обязанностей, для которых необходима опека. Закон прямо устанавливает, что в опеке нет необходимости в тех случаях, когда интересы гражданина могут быть защищены посредством помощи других лиц. При назначении опекуна суд должен также провести оценку способности гражданина понимать юридическое значение сделок, относящихся к сфере семейного права (заключение брака, признание отцовства и пр.). Законом также установлена обязанность суда пересматривать необходимость опеки каждые три года.

Информация о работе Правовой статус субъектов института опеки и попечительства